Диссертация (Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики), страница 8

PDF-файл Диссертация (Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики), страница 8 Филология (29683): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики) - PDF, страница 8 (29683) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики". PDF-файл из архива "Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

В то же время оно позволит сформировать целостное представление о сатирическом журнале как литературной форме, его художественной специфике и историко-литературном значении.Кроме того, объективно неравномерным распределением сатирических журналов на временной шкале обусловлен разрыв между ранними и поздними образцами. Как единый комплекс воспринимаются журналы 1769–1774 годов, в особенности 1769 года, впоследствии не превзойденного по количеству и разнообразиювыходящих одновременно сатирических изданий. Журналы, возникшие позже,26обычно рассматриваются в отрыве от ранних.

Однако лишь объединение раннего ипозднего периодов в истории русской сатирической журналистики позволит увидетьее во всем многообразии ее художественных особенностей.Наконец, начатая уже давно работа по выявлению иностранных источниковрусских сатирических журналов еще далека от завершения.

В данном исследованиивпервые выявлены источники более 50 журнальных статей во французской, немецкой, английской, испанской литературе. Исследованы пути творческого переосмысления источников и показано, как восходящие к ним статьи включаются в новое художественное целое.Цель работы заключается в комплексном изучении сатирического журналакак литературной формы. Принцип комплексности, во-первых, подразумевает широкий охват материала, то есть исследование изданий, различных в структурном отношении и созданных в разное время, от начала распространения сатирическихжурналов в России до заключительного этапа их эволюции.

Во-вторых, этот принцип предполагает анализ поэтики сатирических журналов в различных ее аспектах –речевом, образном, жанровом.Речевая организация сатирических журналов исключительно сложна. Ее центром является образ основного субъекта речи – издателя. В некоторых изданиях онне выражен, но там, где он есть, этот образ формирует структурную основу всеготекста.Расширяют речевой диапазон образы других субъектов речи – читателей, которые обращаются к издателю с письмами и ожидают его ответа. Они вступают сиздателем в диалог. Этот аспект поэтики также представлен не всегда, но для некоторых журналов, и прежде всего для первого из них – «Всякой всячины», он имеетисключительное композиционное и концептуальное значение.Сатирическая тематика журнала находит выражение в парадигме образовперсонажей.

Как будет показано ниже, для разных изданий она остается общей, нокаждый автор производит из нее отбор в соответствии с собственными художественными задачами.27Образы развертываются в рамках литературных форм, или жанров. Журналыотличаются друг от друга их составом. Термин жанр уместен не всегда, так какмногие из тех форм, которые используются в сатирической журналистике, не создают литературной традиции и некоторые из них нигде, за исключением нескольких, а иногда и одного издания, не встречаются. Как будет показано далее, характерные для сатирических журналов формы очень часто объединяются в циклы.Эти аспекты определяют основные направления исследования, но не заключают их ряда.

Исследование сатирических журналов было бы неполным без обращения к их литературным источникам. Принцип подражания, фундаментальный длялитературы XVIII в., предполагает трактовку творчества как следования образцу; нетолько жанры в целом, но и отдельные произведения ориентируются на иноязычныемодели. При этом не только вольное подражание, использование отдельных мотивов, но и перевод часто представляет собой не копирование, а преобразование текста.Отсюда следуют задачи работы:–исследовать образ издателя в сатирических журналах, средства его создания иего художественную роль;–рассмотреть образы читателей и типы диалога между читателями и издателем;–описать реализованную в журналах концепцию характера и основные сатирические типажи;–изучить модели циклизации в этих изданиях и используемые в них литературные формы;–выявить источники некоторых сатирических журналов и показать, как происходит их творческое переосмысление.Теоретическая значимость работы заключается, прежде всего, в осмысле-нии сатирического журнала как феномена комплексной природы, совмещающегочерты периодического издания и единого литературного текста.

Его исследованиевносит вклад в понимание ключевых для литературоведения категорий жанра ицикла. Помимо этого, сопоставление сатирических журналов с их источниками по-28зволило выявить механизмы их трансформации, что способствует пониманию сущности творческого процесса.Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов в преподавании общих и специальных курсов по истории русской литературы XVIII века, а также при подготовке комментариев к литературнымтекстам этого периода.Методология исследования соответствует комплексному характеру поставленных задач. Теоретической базой исследования субъекта речи – издателя служатработы по теории повествования, в том числе сказа, начиная с классических трудовБ.

М. Эйхенбаума120, В. В. Виноградова121 и М. М. Бахтина122 вплоть до работ понарратологии, прежде всего В. Шмида123. Однако от рассмотренных в этих работахобразов издатель в сатирических журналах принципиально отличен. Центральныйжанр сатирической журналистики, в котором проявляет себя издатель, – эссе, а тамповествование подчинено рассуждению. Поэтому требуется также опора на теориюэссеистики, опыт которой обобщен в «Энциклопедии эссе» под редакциейТ.

Шевалье124.Концепция диалога в литературе разработана М. М. Бахтиным125. Но, как будет показано далее, диалог в сатирических журналах далек от созданной им модели.Это диалог, переплавляющийся в монолог, сфера не равенства, но господства – феномен, напоминающий скорее о концепциях Р.

Барта и М. Фуко. На материале за-120Эйхенбаум Б. М. 1) Иллюзия сказа // Книжный угол. 1918. № 2. С. 10–13; 2) Как сделана «Шинель» Гоголя// Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. I–II. Пг.: 18-я гос. тип, 1919. С. 151–165 (переиздано: Эйхенбаум Б. М. Сквозь литературу: Сб. ст. Л.: Academia, 1924. (Вопросы поэтики. Вып.

4). С. 152–156, 171–195).121Виноградов В. В. 1) Гоголь и натуральная школа. Л.: Образование, 1925; 2) Этюды о стиле Гоголя. Л.:Academia, 1926. (Вопросы поэтики. Вып. 7) (переиздано: Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избр. тр. М.:Наука, 1976. С. 191–227, 228–367); 3) Проблема сказа в стилистике // Поэтика.

Временник Отдела словесных искусствГос. ин-та истории искусств. Вып. 1. Л.: Academia, 1926. С. 24–40 (переиздано: Виноградов В. В. О языке художественной прозы: Избр. тр. М.: Наука, 1980. С. 42–54).122Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929 (переиздано: Бахтин М. М. Собр. соч.:В 7 т. Т. 2: «Проблемы творчества Достоевского», 1929; Статьи о Л.

Толстом, 1929; Записи курса лекций по историирусской литературы, 1922–1927. М.: Русские словари, 2000. С. 5–175). История полемики неоднократно описана, см.,например: Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978.С. 13–20; Kovács Á. Категория повествования в поэтике Б. М. Эйхенбаума // Revue des études slaves. 1985. Vol. 57.No. 1: B.

M. Èjxenbaum: la mémoire du siècle / Sous la direction de C. Depretto. P. 125–135.123Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. (Studia philologica).124Encyclopedia of the essay / Ed. by T. Chevalier. London: Fitzroy Dearborn, 1997.125Бахтин М. М. 1) Проблемы творчества Достоевского; 2) Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 2-е, перераб. и доп.

М.: Сов. писатель, 1963 (переиздано: Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 6: «Проблемы поэтики Достоевского», 1963; Работы 1960-х – 1970-х гг. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. С. 5–300).29падноевропейских журналов, ставших основой для русских, эта проблема уже обсуждалась. Ю. Хабермас доказывает роль сатирических журналов в формированиипубличной сферы, ставшей для нового, секулярного сознания пространством свободы126.

Споря с ним, Б. Коуэн утверждает, что за видимостью свободы скрываетсявласть, которой подчиняет человека общество127. Русская ситуация, однако, кардинально отличается от западноевропейской – отличается, как будет показано ниже,субъектом, который оказывает на личность такое воздействие.В изучении образов и особенно форм, характерных для сатирических журналов, наиболее оправданной представляется ориентация на структуралистскую модель в разработанном московско-тартуской школой варианте128.

Объективно присущая материалу общность конструктивной основы при разнообразии вариантов естественно ведет к применению парадигматического подхода для его описания. В сущности, сатирические журналы с их тяготением к малым формам и циклизации представляют собой классический структуралистский объект. Если в период расцветалитературоведческого структурализма они остались практически неисследованными, то это следует объяснять главным образом их эстетической недооценкой, темфактом, что они находятся за пределами канона и поэтому намного реже привлекают к себе внимание ученых, чем литературная классика.Вопросы структурного единства журнала разработаны Г.

В. Зыковой на материале изданий XIX в.129 Как будет показано далее, в журналах XVIII в. подобный результат достигается с помощью иного набора литературных средств.Наконец, изучение источников сатирических журналов продолжает традициисравнительного литературоведения. Методика исследования периодических изданийи литературных сборников XVIII в. разработана, прежде всего, В. Д. Раком и обобщена в посвященной этой теме монографии130.126Habermas J. Strukturwandel der Öffentlichkeit: Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft.Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.127Cowan B. Mr.

Spectator and the Coffeehouse Public Sphere // Eighteenth-Century Studies. 2004. Vol. 37. No. 3:Critical Networks. P. 345–366.128См., например: Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.:Искусство–СПБ, 2000. С. 13–285.129Зыкова Г. В. Поэтика русского журнала 1830-х – 1870-х гг. М.: МАКС Пресс, 2005.130Рак В. Д. Русские литературные сборники и периодические издания второй половины XVIII века.30Положения, выносимые на защиту.1.Сатирический журнал как текст представляет собой целостное, внутренне согласованное литературное произведение, все уровни организации котороговзаимосвязаны и взаимообусловлены.2.Сатирический журнал как тип, отвлеченный от отдельных журналов как своихреализаций, – это специфическая литературная форма.3.Образ издателя, в художественном мире журнала представляющий его автора,служит основой речевой организации текста.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее