Диссертация (Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики". PDF-файл из архива "Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
тр. Тверь: ТГУ, 1994: С. 89–98.100Стенник Ю. В. Полемика о национальном характере в журналах 1760–1780-х годов // XVIII век. Сб. 22.СПб.: Наука, 2002. С. 85–94.101Фомина Л. В. Репрезентация многонациональной империи на страницах журнала «Всякая всячина» // Учен.зап.
Казанского гос. ун-та. Т. 151. Кн. 2. Ч. 2: Гуманитарные науки. Казань, 2009. С. 63–73.102Анисова И. Л. Идеи ранних английских просветителей Р. Стиля – Дж. Аддисона и русские нравоучительные журналы 50–60-х годов XVIII века. Автореф. дис. ... канд. ист. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Историческийфакультет. М., 2002.103Алексеева Е. В. 1) Традиции английских периодических изданий в русской журнальной публицистике второй половины XVIII века // Россия и Запад: диалог культур. Вып.
10. М., 2003. С. 9–16; 2) Ценности английского и23Разрабатываются и вопросы изучения отдельных журналов. Предметом исследования становятся издания Екатерины II, Чулкова, Новикова, Крылова, Страхова.Историко-литературный комментарий к одному неразъясненному эпизоду полемики«Всякой всячины» и «Трутня» дает С. И.
Николаев105. «Всякой всячине» также уделяет внимание Т. И. Акимова в диссертации, посвященной литературному творчеству Екатерины II106. Своеобразие литературной позиции Чулкова – журналиста демонстрируетЕ. М. Дзюба107.ЖурналамНовиковапосвященыстатьиВ.
И. Глухова108, В. Б. Сорокина109, Э. И. Коптевой110, А. В. Чуковой111. Композиционная специфика «Почты духов» рассматривается в работах Л. И. Рублевой,Ю. Р. Скрипниковой112,Э. И. Коптевой113,О. Ю. Осьмухиной114.ТворчествуН. И. Страхова, в том числе журналу «Сатирический вестник», посвящены статьиЛ.
О. Зайонц115.Литературные связи сатирических журналов исследует В. Д. Рак. Обобщающий характер носит монография «Русские литературные сборники и периодическиеиздания второй половины XVIII века (Иностранные источники, состав, техникарусского Просвещения: сходства и различия. (На материале периодических изданий) // Россия и Запад: диалог культур. М., 2004. Вып. 12. Ч. 1. С. 18–25.104Садовская Е. Ю.
Генезис художественного очерка XVIII–XIX веков (проблематика, поэтика, типология) //Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 1. С. 231–238.105Николаев С. И. «И мы яблока плывем» (из фразеологии журнальной полемики 1769 г.) // Аониды: Сб. ст. вчесть Н. Д. Кочетковой. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2013. С. 7–16106Акимова Т. И. Литературное творчество Екатерины II: «галантный диалог» в системе авторских стратегий(истоки, функции, жанры). Дис. … докт. филол. наук / ИМЛИ им. А. М. Горького. М., 2015.107Дзюба Е.
М. Литературное самоопределение автора на страницах журналов «И то и сио» (1769 г.) и «Парнасский щепетильник» (1770 г.) // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия Филология. 2005.№ 1. С. 63–68.108Глухов В. И. Игровое начало в стиле журнала «Трутень» // Русская речь. 2000. № 2.
С. 3–10.109Сорокин В. Б. Сатира в «Письмах к Фалалею» // Русская речь. 2008. № 5. С. 3–10.110Коптева Э. И. О жанровом взаимодействии и литературном эксперименте в журналах Н. И. Новикова //Известия Уральского гос. ун-та. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2010. № 3 (79). С. 127–132.111Чукова А.
В. Образ щеголихи как читательницы в журналах Н. И. Новикова // Филологические этюды: сб.науч. ст. молодых ученых: В 3 ч. Вып. 18, ч. 1–3. Саратов, 2015. С. 219–225.112Рублева Л. И. «Почта духов» И. А. Крылова: Журнал или роман? // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Второй научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева.
М., 2002.С. 123–125; Рублева Л. И., Скрипникова Ю. Р. «Почта духов» И. А. Крылова: поиск жанра и формы // Филологическийжурнал. 2008. № 15. С. 40–43.113Коптева Э. И. Проблема композиционной целостности журнала И. А. Крылова «Почта духов» // Вопросыфольклора и литературы (по материалам межвузовской конференции): Сб. ст.
/ Отв. ред. А. Э. Еремеев. Омск: Изд-воОмГПУ, 2003. С. 83–89.114Осьмухина О. Ю. Специфика авторских масок сатирической прозы И. А. Крылова // Проблемы изучениярусской литературы XVIII века. Вып. 15. СПб.; Самара: Ас Гард, 2011. С. 282–290.115Зайонц Л.
О. 1) Хворания по моде Николая Страхова, или Об одном неосуществленном замыслеЮ. М. Лотмана // Антропология культуры. Вып. 2. М.: Вердана, 2004. С. 171–186; 2) «Говорящие знаки» модного векав авторском проекте Н. И. Страхова // Текст в тексте / Культура в культуре. Text within Text / Culture within Culture.Tartu; Budapest: Centre of Excellence (Tartu), 2013. С. 205–220.24компиляции)»116. В сопоставительном аспекте рассмотрены сюжетные статьи изжурнала «И то и сё»117.
В. Д. Рак дает обзор иностранных источников всех русскихжурналов вплоть до 1769 г.118 Им также впервые подготовлено комментированноеиздание «Адской почты»119.Из сказанного можно сделать вывод, что с того момента, как сатирическиежурналы становятся предметом историко-литературного интереса, они исследуютсяпреимущественно в идеологическом аспекте. Хорошо изучены вопросы полемикимежду журналами, отражения в них просветительских культурных установок иидеологических тенденций эпохи. Однако практически неисследованным остаетсядругой их аспект – художественный.Сатирический журнал – не только идеологический, но и эстетический феномен.
Просветительских целей он достигает литературными средствами. Сатирический журнал – произведение искусства. Это значит, что его поэтика, несомненно,заслуживает внимания историков литературы.Научная новизна работы обусловлена, в первую очередь, тем, что проблемахудожественной природы сатирического журнала как своеобразной формы в русской литературе никогда не была поставлена. Существуют работы, посвященныеотдельным вопросам поэтики некоторых журналов. Это, прежде всего, относится кизданиям Новикова, в особенности к «Трутню», замечательному разнообразием литературных форм, а также к «Почте духов» Крылова, своей композицией выделяющейся среди изданий XVIII в.
Однако и в изучении этих изданий остаются чрезвычайно важные неразработанные вопросы; а главное, журналы Новикова и Крылова,как бы интересны они ни были, никоим образом не исчерпывают всего многообразия художественных средств, характерных для сатирических журналов. Только по116Рак В. Д. Русские литературные сборники и периодические издания второй половины XVIII века (Иностранные источники, состав, техника компиляции).
СПб.: Академический проект, 1998.117Рак В. Д. Курганов и Чулков (Текстологический казус) // XVIII век. Сб. 24. СПб.: Наука, 2006. С. 144–152.118Статья одновременно опубликована в двух изданиях под несколько различающимися названиями:Рак В. Д. 1) Иностранная литература в русских журналах XVIII века (Библиографический обзор) // Русскоевропейские литературные связи. Энциклопедический словарь. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008.С.
316–410; 2) Иностранная литература в русских журналах XVIII века. (Общий взгляд и библиографический обзор за1728–1769 гг.) // Рак В. Д. Статьи о литературе XVIII века. СПб.: Пушкинский Дом, 2008. С. 74–204. В дальнейшемцитируется по словарю «Русско-европейские литературные связи».119Эмин Ф.
А. Адская почта, или Переписки хромоногого беса с кривым / Подг. текста, вступ. ст. и коммент.В. Д. Рака. СПб.: Пушкинский Дом, 2013.25ним составить верное представление о поэтике сатирических журналов было бы невозможно.Сатирические журналы исследованы неравномерно, и это сказывается в том,что многие из них остаются недооцененными, а иногда и совершенно неизученными. Например, журнал Тузова «Поденьшина» остается в тени более известных современных ему изданий – прежде всего, «Всякой всячины» и «Трутня».
Если он иупоминается в историко-литературных работах, то, как правило, оценивается невысоко. Как будет показано далее, такая оценка едва ли справедлива: журнал «Поденьшина» интересен как с содержательной, так и с формальной стороны.Практически неисследованным остается и журнал Осипова «Что-нибудь отбезделья на досуге». После дореволюционных работ Бородина и Покровского, в которых это издание рассматривается, в соответствии с установками культурноисторической школы, со стороны своего общественного содержания, о нем редковспоминают, и он не становится предметом специального изучения, хотя и он, какбудет показано ниже, заслуживает внимания историков литературы.Еще меньше известен журнал Аблесимова «Рассказчик забавных басен», лишьизредка упоминаемый в ряду других изданий. Между тем набором литературныхформ, прежде всего поэтических, «Рассказчик забавных басен» выделяется средивсех журналов своей эпохи.Исследование этих почти забытых журналов, как и более известных, но практически не изученных с эстетической точки зрения, призвано восполнить пробелы вобщей картине истории русской литературы XVIII в., восстановив по отношению кним историческую справедливость.