Диссертация (Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики". PDF-файл из архива "Русские сатирические журналы XVIII века - вопросы поэтики", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
322Введение ........................................................................................................... 322Раздел 1. Циклы в пределах части журнала.................................................... 328Кумулятивная композиция ...................................................................... 328«Смеющийся Демокрит» («Трутень»).............................................
3295«Картины» («Трутень»).................................................................... 331«Каковы мои читатели» («Трутень») .............................................. 332«Приняв название живописца…» («Живописец») ......................... 334«Портреты» («Трутень») .................................................................. 336«Портреты» («Зритель») .................................................................. 338Пародийные рецепты ....................................................................... 342Пародийные ведомости .................................................................... 354Правила поведения ........................................................................... 357Пародийные правила поведения...................................................... 358Пародийные словари ........................................................................
358Выводы.............................................................................................. 367Общность поэтики.................................................................................... 368Толкования абстрактных понятий («Что-нибудь от бездельяна досуге») ........................................................................................ 368Персонификация абстрактных понятий («Что-нибудь от бездельяна досуге») ........................................................................................
373Выводы.............................................................................................. 374Содержательное сходство ........................................................................ 374Тематические циклы в журнале «Рассказчик забавных басен».....
374Тематические циклы в журнале «Что-нибудь от бездельяна досуге».......................................................................................... 375Выводы.............................................................................................. 381Раздел 2. Журнал как целое ............................................................................. 381Общие замечания ..................................................................................... 381Единообразие частей журнала................................................................. 383«Полезное с приятным» И. Ф.
Румянцева и А. А. де-Тейльса....... 383«Сатирический вестник» Н. И. Страхова........................................ 388Комплексное сюжетно-композиционное решение................................. 397«Адская почта» Ф. А. Эмина ........................................................... 397«Почта духов» И. А. Крылова ......................................................... 403Выводы......................................................................................................
4106Заключение ....................................................................................................... 411Глава 5. Иностранные источники: литературная традиция ................................... 413Введение ........................................................................................................... 413Раздел 1. Журнал В. В. Тузова «Поденьшина» и «Словарь французскогоязыка» П. Ришлэ ...............................................................................................
415Раздел 2. «Письмо, полученное от моего друга» в журнале «Смесь» и«Критикон» Б. Грасиана .................................................................................. 421Раздел 3. «Смеющийся Демокрит» Н. И. Новикова и «Новый Диоген»Ю. ван Эффена ................................................................................................. 425Раздел 4. Журнал И.
Ф. Румянцева и А. А. де-Тейльса «Полезное сприятным» и его источники............................................................................. 431Общие замечания ..................................................................................... 431«Библиотека джентльмена» ..................................................................... 432«Пчела» аббата Жердоля..........................................................................
435«Рассуждение о природе и следствиях роскоши» Ж. С. Жердиля ........ 437«Мои досуги» Ф. де Сен-Фуа д’Арка...................................................... 438Выводы...................................................................................................... 439Раздел 5. Журнал И. А. Крылова «Почта духов» и комедия Ж.-Б. Пюжуля«Капризы Прозерпины»...................................................................................
441Раздел 6. Журнал Н. П. Осипова «Что-нибудь от безделья на досуге» и егоисточники ......................................................................................................... 448Общие замечания ..................................................................................... 448«Патриот» .................................................................................................
450«Гиперборейские письма» ....................................................................... 454«Царство мертвых» .................................................................................. 454«Новая библиотека изящной словесности и свободных искусств»....... 463Прочие немецкие источники ................................................................... 465Французские источники........................................................................... 465Выводы...................................................................................................... 466Заключение .......................................................................................................
4677Заключение ............................................................................................................... 471Список литературы .................................................................................................. 476Источники......................................................................................................... 476Исследования.................................................................................................... 486Справочные издания ........................................................................................
5128ВведениеПредметом исследования в диссертации являются русские сатирическиежурналы XVIII века. Сатирический журнал – распространенная в XVIII веке литературная форма. По характеру публикации он представляет собой периодическое издание. Чаще всего сатирические журналы выходят еженедельно, иногда даже ежедневно, как газеты. Но, в отличие от газет, они ставят перед собой не информационные, а литературные задачи. Цель сатирического журнала – воспитательная. Онстремится к исправлению нравов. При этом, в соответствии с горацианским принципом соединения приятного с полезным, нравоучению придается легкая форма.Сатирический журнал, как правило, создается одним автором или постояннымавторским коллективом.
Выходит он на протяжении сравнительно небольшого периода времени – одного или нескольких лет, иногда продолжительность выхода измеряется месяцами. Благодаря этому на протяжении всего периода своего существования он скреплен единством авторского замысла.Первые сатирические журналы появляются в Англии. Это “The Tatler” («Болтун», 1709–1711), “The Spectator” («Зритель», 1711–1714) и “The Guardian” («Опекун», 1713) Дж. Аддисона и Р.
Стиля. Они пользуются большим успехом и вскорепереводятся на иностранные языки, прежде всего на французский, что позволяет имприобрести популярность по всей Европе. Классические образцы многократно переиздаются и вызывают ряд подражаний на протяжении всего XVIII века. В английской литературе за это время появляется около 300 сатирических журналов, а в немецкой – около 5001.1Kawczyński M. Studien zur Literaturgeschichte des XVIIIten Jahrhunderts: Moralische Zeitschriften. Lemberg: ImSelbstverlage des Verfassers, 1880; Marr G.
S. The Periodical Essayists of the Eighteenth Century. London: J. Clarke & Co.,Ltd., [1923]; Rau F. Zur Verbreitung und Nachahmung des «Tatler» und «Spectator». Heidelberg: Winter, 1980; DeMaria R., Jr. The Eighteenth-Century Periodical Essay // The Cambridge History of English Literature, 1660–1780 / Ed. byJ. Richetti. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 527–548; Lévrier A. Les journaux de Marivaux et le monde des9Первые свидетельства о знакомстве с зарубежными сатирическими журналамив России относятся к 1720-м годам, и уже в 1730-х появляются первые переводы отдельных статей на русский язык. Они помещаются, в частности, в «Трудолюбивойпчеле» А.