Диссертация Том 1 (Родительство как возрастно-психологический феномен), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация Том 1" внутри архива находится в папке "Родительство как возрастно-психологический феномен". PDF-файл из архива "Родительство как возрастно-психологический феномен", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Смирнова видит серьезное противоречие в том, что, с однойстороны,подавляющеебольшинстволюдейстановятсяродителями,отэффективности родительства зависит судьба детей и будущее общества; с другойстороны практически отсутствует система сопровождения молодых семей впроцессестановленияродительства[Е.Г.Смирнова,2008].Ситуацияусугубляется тем, что цена ошибки становится чрезвычайно велика –благополучие другого человека.Однако неправильно было бы сказать, что к реализации родительскойдеятельности человек подходит совершенно неподготовленным.
Уже наначальном этапе возможно зафиксировать некоторую степень готовности к ееосуществлению. Родители с первого дня жизни ребенка начинают ухаживать заним, выстраивают с ним отношения, начинают претворять в жизнь некоторуювоспитательную концепцию. Анализ характера взаимодействия матери смладенцем не позволяет сказать, что ее освоение происходит «методом проб иошибок».
Возникает вопрос о том, что же обеспечивает возможностьосуществления новой по сути деятельности даже без специальной подготовки кней. Представители этологического подхода привлекают для объяснения этого57феномена идею врожденности, инстинктивной природы родительского поведения(Дж. Боулби, К. Лоренц, Д. Моррис).
Однако такие факты как изменчивостьповедения родителей в культурном и историческом контекстах, вариативностьспособов его осуществления, наличие отклоняющихся его форм, не позволяетпринять такое объяснение.Связующим звеном между социальной ролью и сферой родительскойдеятельности становятся представления родителей о ее содержании.
Образы ипредставления, существующие задолго до того, как начинает реализовыватьсяродительская деятельность, в настоящее время становятся предметом многихисследований. Так, появляются описания представлений об идеальной матери[Р.В. Овчарова, 2005, Т.В. Леус, 2001, А.А. Воронова, 2008], об отце[В.М.
Вязовченко, 2003], о родительстве в целом [О.В. Белановская, 2009,Е.А. Савина, 2001; Е.А. Савина, Е.О. Смирнова, 2003; Bassin, D., Honey, M., andKaplan, M., eds. 1994], о собственном ребенке [О.А. Карабанова, 2001,Е.М. Агнаева, 2006, А.А. Петрова, 2008; Г.Г. Филиппова, 2006, Е.В. Васичкин,Г.Г. Филиппова, 2007, Н.Ю. Ивушкина, 2009].
«В когнитивных репрезентацияхматери и отца, формирующихся в процессе жизни, представлена картина того,какой должна быть любящая мать (любящий отец) и каким образом она (он)может проявлять свою любовь по отношению к ребенку», – пишет И.С. Кон[И.С. Кон, 2003]. По мнению Н.Н. Васягиной матери посредством антиципациизакрепленных в культуре представлений строят собственную картину мира(социкультурное пространство), в котором формируются образы себя в качествематери, ребенка и собственно материнской деятельности. «Индивидуальноесоциокультурное пространство формируется на основе усвоения системыобщественно выработанных представлений, закрепленных в языке, предметахкультуры, нормах и эталонах деятельности» [Н.Н.
Васягина, 2011, с.16]. Помнению Р.В. Овчаровой, представление о родительстве – наглядный образродительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (преждевсего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Образ58родительства является менее ярким и детализированным, чем наглядновоспринимаемая реальная ситуация, но в то же время, более обобщенным исхематизированным [Р.В. Овчарова, 2005]. В это содержание могут входитьобразы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, отдельные и общиекогнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства,планирование воспитательного процесса и другое, а также образы отдельныхповеденческих актов и всего поведения в целом.
Раскрывая содержаниеродительских представлений, Е.А. Савина полагает, что они содержат в себеинформацию о социальном и когнитивном развитии ребенка, условияхопределяющих его успешность, целях, формах и методах обучения и воспитания[Е.А. Савина, 2003]. По сути своей они могут быть описательными иинструментальными.
Описательные представления включают в себя знание того,как дети развиваются и в чем состоит роль родителя. Инструментальные содержатзнание о тех средствах, которыми достигаются частные цели родительскоговоспитания.Однако развернутое описание феномена родительства осуществляется нафоне крайней неопределенности относительно функций представлений о нем,того, какую роль они играют в становлении родительской деятельности. В рамкахпсихоаналитической традиции декларируется, что представления эти играютважную роль в становлении материнского отношения, «настройке материнскогоинстинкта», помогают матерям принять своего будущего ребенка.
Однакомеханизм этого влияния не раскрывается, а сами представления трактуются как«фантазии беременных» [М.С. Радионова, В.И. Брутман , 1997; Pines D., 1972].«По своей сути представление о родительстве является фантазией, так какявления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь егообразно сконструированное содержание», – пишет Р.В. Овчарова [Р.В. Овчарова,2005].
Трудно согласиться с подобной трактовкой в связи с тем, что результатымногочисленных исследований свидетельствуют о том, что поведение матерей иотцов после рождения ребенка строится с опорой на те образы и представления,59которые сложились у них в преддверии освоения новой сферы деятельности.Анализируя имеющиеся у будущих матерей представления о характеревзаимодействия с ребенком, напрвленности их усилий Е.О. Смирнова иС.В. Трушкина обнаруживают, что матери строят свое поведение с их учетом.Авторы делают уверенно заключение о том, что представления в виде ожиданий –от себя как родителя, от ребенка, от ситуации материнства оказываютсущественное воздействие на матерей [Е.О. Смирнова, С.В. Трушкина, 2011].К такому же мнению приходит С.В.
Мерзлякова. Исследуя процесс семейногосамоопределения, автор соотносит образы родительской семьи, имеющиеся умолодых людей, с образами их будущей семейной жизни [С.В. Мерзлякова, 2014].Авторпонимаетпроцесссемейногосамоопределениякакпроцессконструирования образа своей будущей семьи. В своих представлениях обудущей семье современная молодежь ориентируется на модель взаимодействияи ролевой структуры семьи родительской. Схожие результаты получены висследованииО.А.КрабановойиО.В.Трофимовой(О.А.Карабанова,О.В.
Трофимова, 2013). Все это является свидетельством того, что родительскиеобразыипредставлениявыполняютважнуюфункциювстановленииродительского поведения. Е.А. Савина называет две таких функции. Функцияинтерпретации состоит в том, что воспринимая конкретную форму поведенияребенка, родитель может квалифицировать ее в соответствии с имеющимися унего представлениями, интерпретировать их. Вторая функция, прагматическая,помогает родителям планировать свое воспитательное воздействие, осуществляяпрогнозирование возможных последствий.
Однако с учетом упомянутыхисследований мы можем предположить еще одну функцию имеющихся уродителей образов и представлений. Мы полагаем, что образы будущего (себя,ребенка, деятельности) становятся тем ориентиром, опираясь на которыйродитель начинает строить свою родительскую деятельность.Обращение к положению о том, что в структуре деятельности содержится нетолько исполнительная, но и ориентировочная часть, позволяет определить место60связанных с ней образов и представлений [П.Я. Гальперин, 1976].
По мнениюА.Н. Леонтьева, и психическое отражение, и сознание как его высшая формавыполняют важную функцию: они опосредуют и регулируют внешнюю ивнутреннюю деятельность человека. Однако то, как именно отражаются объектыи ситуации в нашем сознании, зависит от воспринимающего субъекта, егоактивного участия [А.Н. Леонтьев, 1983, С.Д. Смирнов, 1985]. То, чтоописывается как «когнитивная составляющая» родительства, представляет, нанаш взгляд, структурный компонент родительской деятельности, а именно егоориентировочную часть. Опираясь на представление П.Я.
Гальперина осодержании ориентировочной основы человеческого действия, мы понимаем, чтохарактер осуществления деятельности будет связан с тем: какие сложились усубъекта представления об объекте воздействия; каким видится конечный ипромежуточные продукты деятельности; какие действия ведут к требуемымпреобразованиям; какими средствами будут эти преобразования совершены икакие средства контроля позволят судить о качестве их осуществления. Именноэти представления складываются у человека в преддверии новой сферыдеятельности.
Можно предположить, что формирующийся образ социальнойроли становится средством ориентирования реальной деятельности в периодее освоения. С целью проверки данной гипотезы под нашим руководством былопроведено эмпирическое исследование роли материнских представлений обудущей жизни с ребенком [Е.И. Захарова, А.А. Петрова, 2004; А.А. Петрова,2008]. Исходя из предположения о том, что имеющиеся представления становятсятеми ориентирами, опираясь на которые родитель строит свое реальноеповедение,былопредпринятолонгитюдноеисследованиесодержанияматеринских представлений и их связи с особенностями воспитания и ухода заребенком после его рождения.
Для выявления содержания материнскихпредставлений была разработана анкета, которую матери заполняли дважды – впериод ожидания ребенка и спустя 6 – 8 месяцев после его рождения. Данные,полученные с помощью анкеты, соотносились с содержанием материнских61сочинений «Мой ребенок». Результаты анализа данных, полученных в результатеобследования 88 женщин, находившихся на последнем триместре беременности,свидетельствуют о наличии достаточно конкретных представлений как о самомребенке (образе его внешности, темпераментальных особенностях, будущихспособностях), так и характере материнских действий (степени включенности вжизнь ребенка, характере требований и стиле воспитания, методах воспитания).Являясь наиболее выраженными, представления относительновоспитания иособенностей ухода за ребенком связаны с некоторыми социобиографическимиданными.
Чем выше уровень образования, тем мягче система требований ипредполагаемый стиль воспитания (коэффициент корреляции Спирмена r = 0,284при уровне значимости p = 0.007). Чем больше срок беременности, тем мягчепланируемаясистема требований, истиль воспитания приближается кдемократическому (r = - 0,266 при p = 0.012). Представления об особенностяхвзаимодействия с ребенком и способах его воспитания становятся менееавторитарными на более поздних сроках беременности, восприятие субъектностиребенка делает родителей более гибкими и демократичными по отношению кнему.
Наличие сибсов у ребенка снижает идеализацию его образа у матери(r = - 0.217 при p = 0.043).Проведенное повторное обследование показало, что в целом по выборкеобнаружена высокая степень совпадения ожидаемых характеристик детскородительского взаимодействия с их реальным воплощением. Оправданнымиоказались ожидания относительно участия членов семьи в уходе за ребенком(84% женщин дали такой же ответ, что и в первом опросе). У 79% женщин имеломесто совпадение представлений о планируемой включенности в жизнь ребенка иреальной. Но не каждая женщина смогла посвятить свое время малышу в тоймере, в которой планировала, большие разочарования были у женщин по поводукормления грудью.