Уязвимости сетевых коммуникаций в современном обществе - теоретико-методологические подходы, страница 13
Описание файла
PDF-файл из архива "Уязвимости сетевых коммуникаций в современном обществе - теоретико-методологические подходы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. Гуманитар-ная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики / Л. М. Землянова; под ред. Я. Н. Засурского.Москва: Издательство Моск. университета, 2010. С. 40-41.T55сети может одновременно выступать как субъект и межличностной, и групповой, и массовой коммуникации.Некоторые исследователи также считают, что новые коммуникации стимулируют такие социокультурные процессы, главными из которых являетсяособое качество общения — открытость, искренность, возможность ухода оттрадиционного для средств массовой информации желания воздействовать,влиять, воспитывать139.На самом деле, оказывается, что объективно новые медиа проявляют себявесьма амбивалентно.
Амбивалентность новых медиа заключается в следующих свойствах.За счёт развития «пространств автономной коммуникации» новые медиаспособствуют так называемой «десинтермедиации» — новой коммуникационной модели, основанной на исчезновении или по крайней мере значительномсокращении роли рассказчика140, то есть журналиста. Это проявление «смертиАвтора», теории, предложенной Р. Бартом ещё в прошлом столетии141 . Поскольку в сетевом обществе технически упрощается производство информации, происходит более тесное вовлечение потребителя в производство, начинает исчезать различие между производителем и потребителем, посторонний превращается в участника,142 в производопотребителя. Стираются классические ролевыераспределения в создании мультимедийного сообщения: в таком средстве массовой самокоммуникации, как видеоблог, к примеру, автор публикации являетсяи автором сценария, и режиссёром, и оператором, и актёром, и первым зрителемодновременно.
Такая ситуация снижает значение профессионализма, опыта идлительно наработанных навыков, может негативно влиять на качество создаваемых продуктов, размывает границы норм качества. Пользователи сетевых139 См.: Панарин И.Н. Информационная война и власть. Москва: Мир безопасности, 2001. С. 21-22.140 См.: Bentivegna, S. Politics and New Media // The Handbook of New Media / Ed. by L. Lievrow and S.Livingstone. Sage Publications.
Lnd., Thousand Oaks, New Delchi, 2002. P. 55.141 См.: Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва: Прогресс, 1989. С.384-392.142 См.: Тоффлер А. Третья волна. Москва: АСТ-Пресс, 2002. С. 405.T56коммуникаций, создавая собственные автономные каналы коммуникации, считают, что достаточно сфотографировать при помощи мобильного телефона резонансное событие, чтобы автоматически стать профессиональным репортёроми, более того, быть способным выразить мнение, донести свою мысль до реципиента.
Распространение блогерства143, по мнению некоторых исследователей,способствует появлению тенденции «массовой дилетантизации»144. Стоит отметить, тем не менее, что в электронно-сетевых коммуникациях роль редактораможет принимать на себя функция оценки аудиторией (подписчиками), котораяв открытую ставит знаки одобрения или игнорирует сообщение, что равносильно выражению отсутствия интереса к публикации, то есть её функциональнойзначимости.Как следствие, возникает потребность и в «реинтермедиации»145 , связанной с необходимостью ориентироваться в массе информационных потоков, нороль может отводиться как любому простому пользователю, так и автоматизированным системам, фильтрующим систему.
Данные механизмы проявляютсебя недостаточно эффективно, являясь результатом субъективных или, наоборот, слишком общих критериев критичности. Сетевые коммуникации в силуотсутствия ангажированных посредников могут быстро и реалистично отражать актуальную окружающую действительность. Парадоксально, но, тем неменее, новые технологии не создают культуру валидной информации. Информация воспроизводится и циркулирует без критической оценки на правдивость.Отмечается, что в современном сетевом коммуникационном пространстве важнее получить «лайки», символические знаки одобрения, и доказать свою точкузрения, чем найти истину. На наш взгляд, чем больше доступной информации,143 См.: Buzz in the Blogosphere: Millions More Bloggers and Blog Readers.
URL: http://www.nielsen.com/us/en/insights/news/2012/buzz-in-the-blogosphere-millions-more-bloggers-and-blog-readers.html (accessed at 07.06.15).144См.: Demers, F., LeCam, F. The Fundamental Role Played by Unionism in the Self-Constructing of Professionaljournalism from Quebec // Canadian Journal of Communication, 2006. Vol. 31.
№ 3. P. 669-671.145 См.: Verhulst, S. About Scarcities and Intermediaries: the Regulatory Paradigm Shift of Digital ContentReviewed // The Handbook of New Media./ Ed. by L. Lievrow and S. Livingstone. Sage Publications. Lnd., ThousandOaks, New Delchi, 2002. P. 434-437.T57тем больше существует нужда в профессионалах, способствующих её фильтрации; чем больше легкодоступных знаний, тем важнее роль «учителя».Некоторые исследователи, в частности, Г. Дженкинс и Д. Бойд, считают,что сетевые коммуникации преобразовывают общество потребления, говоря опоявлении культуры участия146 . В рамках проявления такой культуры в системепотребления по принципу самоорганизации возникают многочисленные сообщества для создания и публикации собственных произведений, и вольная интерпретация смыслов творения и его изменение поощряется.
Развитие нарратива происходит на горизонтальном уровне, и автору полностью не принадлежитистория, в таком контексте «рождается Читатель». Согласно современному американскому исследователю новых медиа Г. Дженкинсу, предложившему концепт «культуры участия», ей свойственны характерные черты — дополним некоторые из них. Во-первых, ей предписываются относительно низкие коммуникационные барьеры для творческого выражения и общественного вовлечения вдухе гражданского общества; во-вторых, в ней существует некоторый тип неформального наставничества в результате которого то, что знают самые опытные участники передаётся новичкам (таким образом, появляются новые участники «реинтермедиации», и они неформальны); в-третьих, причастные к нейверят в то, что их вклад имеет вес, значение, что способствует развитию личного и коллективного творчества, росту доверия друг к другу, чувства солидарности; наконец, они в некоторой степени ощущают постоянную социальную связьдруг с другом (для них имеет значение, что другие думают по поводу того, чтоони создали)147 .На наш взгляд, есть риск иллюзорности реальной эффективности формирующихся в таких условиях паттернов, того, что суть такого взаимодействия, в146См.: концепт «participatory culture» («культуры участия»), предложенный H.
Jenkins. См.: Jenkins, H. Fans,Bloggers and Gamers: Exploring Participatory Culture. New York: New York University Press., 2006; Jenkins, J., ItoM., Boyd, D. Participatory Culture in a Networked Era: A Conversation on Youth, Learning, Commerce, and Politics.Polity Press, 2016.147 См.: Jenkins, H., Purushotma, R.M., Weigel, K. Cl., Robison, A.J. Confronting the Challenges of ParticipatoryCulture: Media Education for the 21st Century. The MIT Press, 2009.
P. 5-6.T58конечном счёте, сводится к своеобразной игре для проведения досуга и компенсации ощущения усталости от обезличенного массового производства.Возникает множество альтернатив коммуникации как в форме, средстве,канале, тематике содержания, так и при выборе реципиента, растёт число каналов и сетевых средств информации и коммуникации. Происходит то, что А.Тоффлер называл «демассификацией средств массовой информации»148. Тем неменее, на самом деле, в принципе люди тяготеют к определённым источникамдаже при предложенной поливариативности, что можно предположить на основании исследований сетей политических взаимодействий, проведённых в концепрошлого века учёными Р. Хакфельдтом и Дж.
Спрейгом, основываясь на методах классической работы П. Лазасфельда, Б. Берельсона и Х. Годе149 , первых всоциологии изучивших распространение политических взглядов по социальным сетям. Хакфельдт и Спрейг обнаружили, что в вопросах политики приверженцы той или иной партии тяготеют к общению именно с теми, кто соответствует их точкам зрения, что, в результате, приводит к тому, что их поступки и взгляды похожи на взгляды их окружения150. Подобно политическимсетям в реальной жизни, социальные сети в Интернете представляются локально однородными и очень поляризованными, в таком контексте политическаяинформация используется для подкрепления уже существующего мнения, а необмена разными взглядами151. В конечном итоге, есть основания предполагать,что сетевые коммуникации могут фрагментировать и атомизировать потребление информации в целом, не только в контексте обсуждений политики.
Крометого, они могут в некоторой степени выступать в роли фильтра круга общения,создавая его при этом синтетическим способом, что с одной стороны, упрощаетпоиск связей с формальными точками общности, но при этом ограничивает его148Тоффлер А. Третья волна. С. 405.149 См.: Lazarsfeld, P., Berelson, В., Gaudet, H. The People Choice: How the Voter Makes up his Mind in aPresidential Campaign. 3rd ed. New York: Columbia University Press, 1968.150См.: Huckfeldt, R., Sprague, J. Citizens, Politics and Social Communication: Information and Influence in anElection Campaign.
Cambridge University Press, 2006. P. 159.151 См.: Кристакис Н., Фаулер Дж. Связанные одной сетью: как на нас влияют люди, которых мы никогда невидели. Москва: Юнайтед Пресс, 2011. С. 223-224.T59разнообразие и наращивание потенциально функциональных контактов, социального капитала, расширение кругозора и развитие критичности.Сетевые коммуникации порождают новые нормы этикета и этики, иногда противоположные привычным, они вступают в конфликт с традиционнымисоциальными нормами, при этом, они могут быть недолговечными.
Так, социально одобряемым и этичным считается «добавление в друзья» в электроннойсоциальной сети преподавателя студентом и vice versa — при этом данное действие не несёт в себе латентных смыслов, таких, как приглашение на неформальное общение вне образовательного процесса, намёки на личные симпатии,а скорее сродни рациональному добавлению новой визитной карточки в личнуюкартотеку в процессе нетворкинга, развития личной сети потенциально эффективных контактов152.Активность в средствах массовой самокоммуникации создаёт свою, отличную от принятой в реальной жизни, коммуникативную культуру и новыесмысловые коды, что требует постоянной рефлексии пользователей.