Уязвимости сетевых коммуникаций в современном обществе - теоретико-методологические подходы, страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Уязвимости сетевых коммуникаций в современном обществе - теоретико-методологические подходы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
С. 358.103См.: Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию / пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника ; общ. ред. и послесл. А. Филиппова. Москва: Прогресс-Традиция, 2001.104 См.: Засурский Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации // Ин-формационное общество, 2001. Вып. 2. С. 24.T41Рассмотренные нами такие явления современности, как мировой финансово-экономический кризис и изменение потребительского поведения, трансформация в системе труда и занятости, новые демографические факторы, глоболокальные тенденции и рост урбанизации, проявляют себя в виде новых уязвимостей.1.2 От информационного к информациональному обществу:уязвимости новых форм коммуникацииМы выяснили, что системная сложность современного общества и коммуникативные действия индивидов порождают новые уязвимости, «нормальные аварии», радикально влияющие на коммуникативную сферу. Рассмотримпричины, связанные с изменениями в инфокоммуникационной системе, в частности, с ростом её уязвимости.По Д.
Беллу, «информационная эпоха» ориентировочно возникает в 194550 гг.: для постиндустриального общества характерно то, что на фоне индустриальных технологий возрастает роль и значение интеллектуальной технологии, базирующейся на информации, приобретающей силу социального изменения105 .
Слияние науки и инженерии в этот период было исторически ново.В предложенной в 1983 году учёным Е. Масудой концепции («Информационное общество как постиндустриальное общество») информация трактуетсялишь как экономическая категория и благо. Рост количества информации икоммуникативных актов, скорости автоматизированности их производства и обработки, по мысли исследователя, означало бы общественный прогресс106. Данные процессы несут ряд очевидных благ и преимуществ, но также содержат всебе множество уязвимостей. В конце XX века действительно происходит максимизация производства, и именно через информационный капитал, а такжеблагодаря возможностям новых информационно-коммуникационных средств,но, во-первых, информация играет гораздо большую роль и обладает мощной105 См.: Белл Д.
Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Москва:Academia, 1999. С. 157.106 См.: Masuda, Y. The Information Society as Postindustrial Society. Washington: World Future Soc., 1983. P. 29.T42силой, по сравнению в эпохой зарождения информационного общества107, а вовторых, что главное — её влияние на социум и человека в таких условиях проявляет себя неоднозначно. В современном обществе, в котором доминируют сетевые коммуникации, растёт число «нормальных аварий» и конфликтов, приэтом, традиционные прогностические методы линейного толка в нелинейноразвивающейся динамике общества практически не работают.В XXI веке информационное общество уступает место, по М. Кастельсу,«информациональному» обществу. Знания и информация в современных условиях становятся самыми могущественными ресурсами, распространяющимисяпосредством сетевых коммуникаций — именно поэтому такое общество Кастельс называет «информациональным»: «В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации.
Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всехспособах развития, так как процесс производства всегда основан на некоторомуровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационального способа развития является воздействие знания на само знаниекак главный источник производительности»108. М. Кастельс предлагает черезновый термин «информациональное общество» подчеркнуть гиперинформационность природы социальных изменений в современном мире, её социокультурную подоплёку.Весь смысл существования современного мира, по мнению учёного, состоит в коммуникации, и информация становится самостоятельной реальностью. В информациональном обществе ключевой чертой является сетевая логика его базовой структуры: информационные сети по-новому организуют производство и маркетинг по всему миру, что, в частности, выражается в уменьшениироли национальных государств, ибо их границы перестают быть препятствиемна пути информационных потоков; конкурентноспособность агентов сети107 См.: Кастельс М.
Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред.О. И. Шкаратана. Москва: ГУ ВШЭ, 2000. C. 39.108 См.: Там же. С. 39.T43(фирма, регион, нация) зависит от способности генерировать, обрабатывать иэффективно использовать информацию, основанную на знаниях; экономическаядеятельность общества основана на глобальном функционировании — капитал,труд, сырьё, управление, информация, рынки организуются в глобальном масштабе с использованием разветвлённой сети.
В информациональном обществепотоки информации непрерывны и постоянно обновляемы109 . Эти потоки идвижутся по сетям, образуя сетевые структуры и, таким образом, сетевые взаимодействия. Они влияют друг на друга и способствуя посредством аутопойезиса дальнейшему развитию самих себя и других составляющих сетей, но и ставят друг друга в зависимость, при этом, становясь автономными от внешнегоуправления.Понятие «аутопойезиса» было введено в социологический дискурс Н.Луманом в его труде «Общество как социальная система», обозначая способность самонаблюдения и саморефлексии, что послужило базой для появлениясвойств самотворения, самовоспроизведения, выражающих автономность социальной системы как на структурном, так и на операционном уровнях.
Эти явления обусловены внутресистемной неопределённостью нелинейно развивающегося общества. По мнению учёного, только структурные образования системы могут способствовать «упорядочению хаоса». С другой стороны, это привело к тому, что коммуникации приобретают ризомный характер, способствуютплюрализации смыслов и «правил игры»110, что представляет собой новые уязвимости для собственного функционирования.При помощи концептов «пространства потоков» и «пространствамест», введённых им в научный дискурс ещё в 1989 году в работе «Информациональный город», М. Кастельс значительно расширяет понимание эффектовглобализации и значение информации в современном обществе111 . В пространствах потоков, развивающихся при помощи инфокоммуникационных сетей, как109 См.: Там же. С. 39.110 См.: Луман Н. Общество как социальная система.
Москва: Изд-во «Логос», 2004. С. 69.111 См.: Castells, M. The Informational City: Economic Restructuring and Urban Development. The Wiley-Blackwell,1992.T44и в пространствах мест, существуют крупные узлы, которые концентрируют всёбольше капитала, власти, инноваций на планете. Это явление амбивалентно:оказывается, что немного людей в мире идентифицируют себя с единой глобальной, космополитичной культурой, построенной на основе сетевых коммуникаций вокруг пространств потоков, большинство людей приверженно весьмажёсткой локальной идентичности.
Несмотря на «стирание национальных границ», в сознании и социальной практике индивидов пространство потоков неликвидировало значимость пространства мест. «Гражданами мира» считаютсебя лишь небольшая доля населения, остальные ассоциируют себя с определённой территорией112. Несмотря на то, что пространства потоков пересекаютсяс пространствами мест, культурное и социальное значение в обществе определяется в терминах мест, локальностей, в то время, как функциональность, ресурсы и власть определяются в терминах потоков.
По мнению социолога, этосамое фундаментальное противоречие, появляющееся в глобализированномурбанистичном сетевом мире: в мире, построенном по логике пространства потоков, люди живут в пространствах мест. В связи с этим, возникает проблемасосуществования традиционных и новых форм социальности, в том числе коммуникационных потоков и сетей во всём мире, затрудняя функционированиесоциальных коммуникаций в целом, разобщая социум и препятствуя его развитию.
Полагаем, что такое противоречие не сможет просуществовать долгоевремя: в обществе с сетевой структурой именно пространства потоков становятся чрезвычайно мощной силой, заставляющей индивидов, живущих в пространствах мест, следовать логике и действовать в соответствии с пространством потоков, и данный процесс с каждым годом интенсифицируется.