Курсовая работа: Изучение связи тревоги о здоровье с когнитивными и метакогнитивными убеждениями
Описание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТРЕВОГИ О ЗДОРОВЬЕ И ОБЪЯСНЯЮЩИХ ЕЕ МОДЕЛЕЙ 7
1.1 Тревога о здоровье как причина дистресса 7
1.2 Когнитивная модель объяснения тревоги о здоровье 7
1.3 Метакогнитивная модель объяснения тревоги о здоровье 8
1.4 Модель модерации в объяснении тревоги о здоровье 10
1.5 Личностный фактор в объяснении тревоги о здоровье 11
1.6 Общие выводы по главе 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОГИ О ЗДОРОВЬЕ С КОГНИТИВНЫМИ И МЕТАКОГНИТИВНЫМИ УБЕЖДЕНИЯМИ 13
2.1 Выборка 13
2.2 Материал 13
2.3 Процедура 15
2.4 Эмпирические гипотезы 16
РЕЗУЛЬТАТЫ 18
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Приложение 1. 31
Приложение 2. 34
Приложение 3. 36
Приложение 4. 38
ВВЕДЕНИЕ
Когнитивно-поведенческая модель выделяет в качестве ключевого фактора возникновения дистресса предвзятую интерпретацию событий, опирающуюся на дисфункциональные когнитивные убеждения (Beck, 1976; Barsky, 1992). Тревогу о здоровье и ипохондрию такая модель объясняет через процесс катастрофически неправильной интерпретации телесных признаков и симптомов (Barsky, 1990). Исследования показывают, что высокий уровень тревоги о здоровье связан с неверной интерпретацией симптомов как свидетельств серьезных заболеваний и склонностью человека отвергать нейтральные или нормализующие объяснении симптомов (Norris, Marcus, 2014).
Модель саморегуляции исполнительной функции (S-REF) и основанный на ней метакогнитивный подход предполагают, что причина дистресса связана больше с имеющимися у индивида убеждениями о его мышлении (метакогнитивными убеждениями), чем с когнитивными убеждениями. Модель рассматривает проблему высокого уровня тревоги о здоровье как следствие трудности контроля и регуляции беспокойства относительно симптомов, когда когнитивно-поведенческая модель, напротив, видит проблему в убежденности человека в неизлечимости его состояния (Wells, 2009). Ряд исследований показал, что метакогниции могут предсказывать наличие симптомов психический расстройств сильнее, чем когниции (Bennet, Wells, 2010; Parageorgius, Wells, 2009). Также обнаружена положительная связь между тревогой о здоровье и метакогнитивными убеждениями (Bouman, Meijer, 1999).
Одно из исследований 2015 года показало, что взаимосвязь тревоги о здоровье с когнициями сильнее на более высоких уровнях метакогниций, то есть метакогниции выступали модератором взаимосвязи тревоги о здоровье с когнитивным фактором (Bailey, Wells, 2015). Однако специфичность выборки в исследовании (респондентами были студентки медицинского колледжа в Англии), а также использование авторами не апробированной методики измерения когнитивных убеждений указывают на то, что есть сомнения в валидности и надежности полученных результатов.
Важно отметить, что когнитивные и метакогнитивные убеждения – это не единственные корреляты тревоги о здоровье. Существуют личностные переменные, которые могут и быть взаимосвязаны с тревогой о здоровье, и выступать третьей переменной, выступающей объяснительным фактором взаимосвязи тревоги о здоровье с когнициями и метакогнициями. Например, была обнаружена связь тревоги о здоровье с невротизмом и соматосенсорным усилением (Noyes et al., 2003). Из этого следует необходимость при изучении тревоги о здоровье и ее связи с когнициями обращать внимание и на личностные переменные.
Проблема нашего исследования вытекает из противоречия между существующими моделями объяснения тревоги о здоровье, а также из пробела в знаниях о характере связи тревоги о здоровье с когнициями и метакогнициями. Актуальность исследования – это качественное продолжение ряда других работ, изучающих предикторы тревоги о здоровье. Изучение этого явления важно в контексте развития современной терапии депрессивных и тревожных расстройств.
Проблема: как связана тревога о здоровье с когнитивными и метакогнитивными убеждениями?
Объект: тревога о здоровье.
Предмет: связь тревоги о здоровье с когнитивными и метакогнитивными убеждениями.
Цель: изучить связь тревоги о здоровье с когнитивными и метакогнитивными убеждениями.
Задачи:
1) изучить современные исследования тревоги о здоровье и объясняющих ее моделей и факторов, на основе чего выделить пробелы и противоречия в существующих знаниях;
2) составить дизайн исследования, позволяющий изучить характер связей между тревогой о здоровье и когнитивными и метакогнитивными убеждениями;
3) подобрать методики, измеряющие тревогу о здоровье, когнитивные и метакогнитивные убеждения;
4) провести сбор данных и обработать эмпирические результаты изучения связи тревоги о здоровье с когнициями и метакогнициями;
5) сделать выводы о связи тревоги о здоровье с когнициями и метакогнициями.
Основные гипотезы
1) Существует прямая взаимосвязь между тревогой о здоровье и когнитивными убеждениями, связанными с катастрофически неверной интерпретацией телесных симптомов.
Обоснование: высокий уровень тревоги о здоровье связан с неверной интерпретацией симптомов как свидетельств серьезных заболеваний и склонностью человека отвергать нейтральные или нормализующие объяснении симптомов заболеваний (Norris, Marcus, 2014).
2) Существует прямая взаимосвязь между тревогой о здоровье и метакогнитивными убеждения о неконтролируемости и опасности беспокойства.
Обоснование: ранее была обнаружена положительная связь между тревогой о здоровье и метакогнитивными убеждениями (Bennet, Wells, 2010; Parageorgius, Wells, 2009).
3) Метакогниции являются модератором взаимосвязи тревоги о здоровье с когнициями.
Обоснование: модель S-REF предполагает, что катастрофически неверная интерпретация будет наиболее сильно связана с тревогой о здоровье при условии, что у индивида высокий уровень негативных метакогнитивных убеждений, касающихся неконтролируемости и опасности беспокойства (Wells, McNichol, 2014).
4) Уникальный вклад метакогниций в тревогу о здоровье выше, чем уникальный вклад когниций.
Обоснование: ряд исследований показал, что метакогниции могут предсказывать наличие симптомов психический расстройств, например, ОКР и ипохондрии, сильнее, чем когниции (Bennet, Wells, 2010; Parageorgius, Wells, 2009).
Мы также выдвигаем дополнительную гипотезу о связи тревоги о здоровье с личностной переменной – уровнем саморегуляции поведения.
5) Существует обратная взаимосвязь между тревогой о здоровье и уровнем саморегуляции поведения.
Обоснование: ряд исследований показывает отрицательную взаимосвязь уровня саморегуляции с личностной тревожностью (Папшева, 2013). Также есть данные о связи высокого уровня саморегуляции и самоорганизации с более высокой способностью к преодолению трудностей и тревоги, связанной с неопределенностью. (Моросанова, и др., 2021)