Автореферат (972183), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Результаты исследования могут бытьиспользованы в вузовском и школьном преподавании русской литературы инациональных литератур XX века, при подготовке курсов по выбору,посвященных иноэтнокультурному тексту в русской литературе, а такжетворчеству И.С. Шмелѐва, Ш.Й. Агнона, И.Э. Бабеля, проблеме диалогакультур в русской и ивритской литературах.Гипотеза работы предполагает, что сопоставление художественныхмоделей национального мира в творчестве И.С.
Шмелѐва, Ш.Й. Агнона и И.Э.Бабеля позволит выявить неизменные типологические основы их структуры(символико-идеологические и аксиологические аспекты пространственно –временной картины мира; тяготение к идиллическому хронотопу спреобладающим единым фольклорным временем и архетипическойдоминантой в образах персонажей), а также исследовать трансформацию этихмоделей, происходящую в «замкнутом» национальном мире в результатеисторических катаклизмов. После исчезновения национального мира все триавтора пытаются воссоздать идеализированную его модель в тексте.
Важнуюроль в исследовании художественных моделей национального мира играютречевой аспект (моделирование образов героев национального мира припомощи речевых характеристик) и рассмотрение инокультурного текста напримере русской, еврейской и русско-еврейской литератур.Основные положения, выносимые на защиту:1. В произведениях И.С. Шмелева, Ш.Й. Агнона и И.Э. Бабеляскладывается художественная модель национального мира, сходная по своимключевым характеристикам: пространственно-временная картина мира,тяготение к хронотопу с преобладающим циклическим временем,10локализованным пространством и архетипической доминантой образовперсонажей; специфическая речь персонажей.2.
Ключевым персонажем национального мира в литературе первойтрети ХХ столетия становится герой, живущий на стыке эпох, пытающийсяосуществить синтез прошлого и настоящего, восстановив, таким образом,целостность мироздания, утерянную после разрушения (в силу историческойкатастрофы: войн, революций, погромов) традиционного уклада. Выделяютсядве стратегии поведения героя в условиях исчезающего национального мира:а) бунт против угасающей на глазах традиции, попытка проложить путь вновый мир, порывающий всякую связь с идеалами прошлого;б) стремление воссоздать в утопически-идеальном ключе ушедший мир,не знавший катастрофы и сохранивший целостность.3. Одной из ключевых категорий при формировании художественноймодели национального мира в русской и национальных литературах становитсяфигура «Другого» – собирательный образ чужака – иноземца, в сравнении скоторым выстраивается и осознается собственная национальная идентичность.Основным способом изображения чужой идентичности у большинстварассматриваемых авторов становится речевая характеристика персонажа.
Вчастности, в русской словесности формируется особый еврейский акцент,маркирующий еврея в произведениях русской литературы вплоть до второйполовины Х Хв . Типологически сходные способы изображения «Другого»появляются впоследствии в современной израильской литературе, но в роличужака в ней выступает «русский». Одной из принципиальных предпосылокдля осознания национальной идентичности и моделирования идеального образанационального мира становится в литературе ХХ века формированиеиноэтнокультурного текста.Апробация материала исследования осуществлялась в рамкахмеждународной научно-практической конференции «Шешуковские чтения»(МПГУ, 2012 – 2015), международной молодѐжной конференции по иудаике(Москва, 2011 – 2015), международной конференция «Филологическая наука вXXI веке. Взгляд молодых» (МПГУ,2011), международной научнопрактическая конференции «Синтез в русской и мировой художественнойкультуре» памяти А.Ф.Лосева (МПГУ, 2011), международной ежегоднойнаучно-практической конференции «Новое в науке и Образовании»(МЕИЭиФП, 2015 – 2016), международной конференции «Иудаика в системесовременного образования» (ГКА им.
Маймонида, 2015 –2016), международнойконференции «Євреї в етнічній мозаїці українських земель» (Харьков, ХНУ им.В.Н. Каразина, 2015).Кроме того, в рамках проекта «Клуб восточных языков» в парке Музеонавтором диссертации был прочитан курс лекций (16.06 – 03.09. 2016 г.), воснову которого легли материалы данной работы. Положения диссертацииотражены в 8 статьях, три из которых опубликованы в изданиях,11рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационныхисследований.Объем и структура диссертационного исследования. Работа состоитиз Введения, Основной части, включающей 3 главы, первая из которыхсодержит 3 параграфа, вторая – 3, третья – 3, и Заключения. Объѐм работысоставляет 196 страниц.
Библиография состоит из 239 наименований.Основное содержание работыВо введении обосновывается выбор темы исследования, характеризуетсястепень изученности проблемы, определяется актуальность, научная новизна,теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются целии задачи работы, кратко описывается избранная методология, приводятсяосновные положения, выносимые на защиту.Первая глава работы «Художественные принципы создания текста онациональном мире» состоит из трех параграфов и посвящена ключевымпараметрам художественного моделирования национального мира.В первом параграфе («1.1.
Национальная идентичность иособенности еѐ воплощения в литературе») рассматривается проблемаидентичности (прежде всего – национальной) в контексте разных областейгуманитарного знания: психологии (Э.Х. Эриксон), философии (М. Бубер, Ф.Розенцвейг, Э. Левинас), этнологии (В.А. Тишков) и литературоведения (трудыпредставителей имагологического направления: М.Ф. Гийяра, Ж.-М. Каре).Национальная идентичность как таковая возникает в качестве оппозиции всемуостальному миру, пытающемуся обезличить национальные группы,ассимилировать их.
При этом «утверждается равенство всех национальностей инародностей», о котором эссеист Л. Вацулик писал: «ни один народ не имеетсамодовлеющего смысла. Единственный его смысл я вижу в проявлении правана своеобразие человеческого существования»22. Кроме того, по словамМ.Бубера, «человеку позволительно ощущать народ не только вокруг себя, но ив себе самом»23.Таким образом, национальная идентификация позволяет объединятьлюдей в некую целостную, самодостаточную структуру с четкиминациональными границами. Но национальная идентификация – это несовокупностьисключительноспецифическихнациональныхчерт:«Общечеловеческое совмещается с национальным, помогая понять другогочерез давнюю историю, которая повторяется, а также идентифицировать самогосебя через древний путь исхода как возвращение к себе»24. Всѐ сказанное верно22Там же.Бубер М.
Беседы о еврействе // М.Бубер. Избранные произведения / М.Бубер; пер. с нем.Н.Бартман, А.Гинзай, Ф.Гурфинкель. Иерусалим: Библиотека Алия, 1989. С.33.24Там же.2312и при создании национального сознания в литературе, ведь художественныйтекст зачастую воспринимается сквозь призму той культуры, в рамках которойон был создан и функционирует.В соответствии с концепцией Ю.М.
Лотмана25, было установлено, чторепрезентация национальной идентичности в литературе связана своссозданием пространственно-временной модели национального мира,отражающей ключевые мифологические и архетипические категории,определяющие национальную идентичность.Во втором параграфе («1.2. «Родина» как Текст. Спецификахронотопа национального мира») рассматриваются принципы воссозданияутерянной Родины, разрушенного национального мира в художественномтексте.В силу целого ряда исторических обстоятельств проблема соотношенияРодины и Текста, а подчас и полное совпадение этих категорий, наиболееудачно вычленяется на примере истории воссоздания еврейскойидентичности. По замечанию Г.Д.
Гачева, рассуждающего о еврейскихкорнях, это «малое племя на малой территории все время передвигалось,изгонялось, возвращалось – не было сращено с землей…еврейство как бысвернуло себя с земли – в Книгу и ввернуло себя – в родную плоть и кровь…Жизнь этого народа, его история перелилась в Слово, в «Книги» (что значитпо-гречески слово «Библия»), в Закон Божий, ставший еще и черезхристианство универсальным для половины населения Земли… Пространствопревращается в некое метафизическое понятие… видение идеала, какКитеж26».В XX веке в силу исторических катаклизмов указанная концепциястановится актуальной не только для еврейского народа. Многие русскиеписатели, отправившиеся в эмиграцию, увозят с собой осколки той, уходящей,Родины в виде текста: текстов классиков, Священных книг.
И.С. Шмелѐв втексте своего романа Родину воссоздаѐт. «В ней, – говорил писатель о своейкниге, – я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце27».Оба автора, русский (И.С. Шмелѐв) и еврейский (Ш.Й. Агнон), ставсвидетелями краха традиционного национального мира, оказавшись вэмиграции, стремятся воспроизвести потерянную Родину в текстах своихпроизведений, соотносимую с мифологической Святой Землѐй.В отличие от И.С. Шмелѐва и Ш.Й. Агнона, И.Э.