Диссертация (793016), страница 44
Текст из файла (страница 44)
Декарта, говорившего: «Ямыслю, следовательно, существую», Бергсон считает переживание главнымидентификационным признаком существования, которое он понимает какпроцесс непрерывного изменения, осуществляющегося в длительности.Длительность не то же, что время. Как писал Бергсон: «Длительность – этонепрерывноеразвитиепрошлого,вбирающеговсебябудущееирасширяющееся по мере движения вперѐд».258Длительность, по Бергсону,есть ключ как к антропологии, так и к пониманию вселенной, ибо и человек,и вселенная длятся. Бергсон вводит с целью объяснения этого факта такоепонятие, как жизненный порыв, который определяет все процессы эволюции.Жизненный порыв – сознательное начало, преобразующее материю,направляющее еѐ на осуществление внеположных по отношению к нейцелей.
Это начало, обладающее энергией, направляющейся в различныестороны. Жизненный порыв производит материю, которую потом оформляети преобразует. Духовное и материальное не пребывают в противостоянии, авключены одно в другое. Духовную сторону жизни постичь возможно толькоспомощьюинтуиции,которуюБергсонпонималкак«инстинктбескорыстного познания».
В отличие от интуиции, рассудок умерщвляет258Цит. по: Лега В.П. Лекции по истории философии. М., 1999. С.117.213объекты познания, интуиция же обладает свойством схватывания предметаизнутри, а это и есть переживание, постижение жизни в еѐ длительности.Частным случаем интуиции А.
Бергсон полагал науку, в которой он виделпроявление жизненного порыва.Рассматривая достаточно широко проблемное поле европейскойфилософии Нового времени, мы видим, что вопрос о человеке ставится иисследуется в том или ином ракурсе всеми без исключения мыслителями.Истоки теорий XX века, связанных с формированием концепциинеопатристическогосинтеза,находятсявфилософскихпостроенияхпредшествующих веков, но напрямую они связаны с антропологическимиучениями XIX века.
Весьма разросшийся обзор выражает, тем не менее, тотфакт, что антропология наследует без изъятия всю историю философии,присутствуя в различных системах явно или имплицитно.В экзистенциализме тема человека зазвучала совершенно особымобразом. Одним из родоначальников этого влиятельного направления былдатский мыслитель Сѐрен Кьеркегор (1813–1855).Он высказал идеи, резкопротивостоящие господствующим в его время гегельянству и позитивизму.Кьеркегор восстал против самого вопроса об объективной истине, создавсвоѐ учение об истине экзистенциальной.По мысли С.
Кьеркегора, человек отличен от животного тем, что он –уникальная личность. Животное есть часть рода (даже если оно и осознаѐтсебя, то в лишь этом качестве). Человек выше рода. С. Кьеркегор отрицал всеварианты социального подхода к человеку, поскольку общество, особенносовременное, лишает людей их индивидуальности, делая из них, как онвыражался,дрессированныхобезьян.Онотрицалдемократию,уравнивающую людей, а также коммунизм. Но не только обществообезличивает человека – Кьеркегор утверждал, что и философия, нацеленнаяна объективную истину, и наука, старающаяся объяснить абсолютно всѐ,обезличивают его. С. Кьеркегора совершенно не интересует объективнаяистина, ибо она уравнивает, обесценивает личность, лишает еѐ свободы.214Объективной истине он противопоставлял истину экзистенциальную,которую следует не понять, а пережить. Для этого требуется единственноеусловие: нужно пребывать в мире, существовать экзистенциально, то естьбыть личностью.
Но подобное существование человека влечѐт за собойнеизбежное чувство одиночества, страха жизни, ощущение затерянности вмире. Именно эти ощущения точнее всего характеризуют суть экзистенции,так, а не иначе переживается истина. В совершенствовании своего я, а не впознании видит С. Кьеркегор главную задачу философа. Утверждая, чтожизнь не укладывается ни в какую систему – она всегда открыта, незавершена, полна загадок и тайн, С. Кьеркегор выступает против всехпопыток системотворчества в философии. Особенно, полемизируя с Гегелем,он протестует против его диалектического закона единства и борьбыпротивоположностей, предлагая собственное учение о противоположностях.Кьеркегор утверждает, что они действительно существуют, но не как частицелого, объединяемые в итоге синтеза, а как неснимаемое противоречие,проявляющееся в парадоксе. Наличие парадокса в философии как раз иможет служить критерием истины, но только истины экзистенциальной, а нетой – объективной, которая стремится всѐ пригладить, вставить в систему иуйти от парадоксов.
Экзистенциальная истина всегда парадоксальна. Полнеевсего парадокс раскрывается в иронии. Суть этого центрального дляфилософии С. Кьеркегора принципа иронии – в отрицательном отношении кмиру.С. Кьеркегор выработал категориальный аппарат экзистенциализма,описав «три стадии на жизненном пути» человека. Если О. Конт оперировалисторическими масштабами человечества, то Кьеркегор осмысливаетиндивидуальную человеческую судьбу – каждый человек проходит в своемразвитии эти стадии, осознанно или нет. Первая стадия (ведущий образ этогоэтапа – Дон Жуан) связана с установкой человека на удовлетворениечувственных желаний.
Вариант этой же стадии – Фауст, отличающийсяненасытностью в насыщении всех чувств и разума. Но поскольку человек215ненасытен и никогда не будет вполне доволен настоящим, путь этот заведомочреват страданием. Он неизбежно в процессе саморефлексии перейдѐт наследующую – этическую стадию, которую олицетворяет образ Сократа.Здесь начинается ориентация между добром и злом.
Встают и другиеэтические проблемы: проблема свободы, проблема нравственного выбора,ценностей и др. Человек оказывается перед фактом наличия надличностныхнорм нравственности. Но наступает разлад между личностью и императивомнадличностных этических норм. Он вступает в третью стадию –религиозную.Нарелигиознойстадиипроисходит,поКьеркегору,«теологическое устранение этического». Вера для Кьеркегора –вераличности,видящеймирвегопарадоксальности,длякоторойобессмысливаются так называемые объективные ценности. Ключевой образна этой стадии – ветхозаветный праотец Авраам. Религиозная стадия, какпарадоксальная, неподсудна разуму – на ней осуществляется снятиеэтическоготеологическим.Человекнаэтойстадииосознаетсебяпринадлежащим лишь Богу, Который устанавливает все законы, в том числеи этические.
В силу этого истинная религиозность всегда связана сосознанием парадоксальности бытия человека. В религиозной стадииКьеркегор выделял два этапа: на первом человек испытывает чувство вины,страха, оторванности от Бога, греховности. В этом состоянии спасениенедостижимо. На следующем этапе человек осознает себя как личность черезсамоумаление, переживаемое на пути соединения с Богом.
Он достигаетспасения, совершив «прыжок в вечность».Можно констатировать, чтоэкзистенциальная философия слабо поддается формализации.Э. Гуссерль (1859–1938), один из самых значительных философовконца XIX – начала ХХ века, поставил задачу создания «философии какстрогой науки». Этому должна была содействовать его феноменология.Оставляя за рамками нашего внимания осуществленный Гуссерлемопыт выстраивания мостов между точными науками и философией,рассмотрим то новое, что он внѐс в антропологию.216Развитие психологии в конце ХIХ века привело к возникновению вевропейской научной среде иллюзии, что можно поставить изучениепсихических процессов на фундамент эксперимента, ввести язык формул иколичественных характеристик, которые можно проверить.
На этом фоневозникает логический психологизм, претендующий на роль строгой,базирующейсяна эксперименте, теории. Возникла надежда, что вперспективе можно будет выразить на строгом языке математики и духовнуюжизнь.Гуссерль, критикующий психологизм в философии рубежа веков,устанавливает его генеалогические связи, отслеживая их, начиная от Дж.Локка и Д. Юма, далее у Дж. С. Милля и Г. Спенсера, затем к В. Вундту, Т.Липпсу и, наконец, к Э. Маху и Р. Авенариусу. Гуссерль разделяетфилософов на две группы: одни считают логику теоретической, независимойот психологии дисциплиной (сам он принадлежал к ним); другие же видят влогике учение о мышлении, зависящее от психологии.















