Диссертация (793016), страница 41
Текст из файла (страница 41)
История новоевропейской философии в еѐ связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.:Университетская книга, 2000. С. 389.196Шеллинг исследует сущность субъекта познания в своей «Системетрансцендентального идеализма»; он показывает, как из самого субъектавозникает объект познания. Иными словами: «Я» в качестве своегоограничения обнаруживает «не-Я», становящееся для «Я» объектомпознания. При этом сначала возникает только созерцание, что существует«не-Я», затем это созерцание сменяется на ощущение и таким образомпроисходит оплотнение «не-Я», как внешнего по отношению к «Я» мира.В процессе рассмотрения процесса познания, Шеллинг выделяетпротивоположности, содержащиеся в познающем субъекте («Я»). Онобращается к творчеству гения (в этом он проявляется как истинныйромантик),иутверждает,чточеловекможетподниматьсянадпротиворечиями своего сознания и восходить к более высоким началам; чточеловек есть неизмеримо более сложная система, чем его представлялиДекарт и его последователи, сводившие необозримое многообразиепроявлений человеческого «Я» исключительно к рациональной деятельности.В отличие от рассудка, действующего по законам формальной логики, разумвосходит к вневременной истине; он преодолевает все противоречия испособен созерцать истину, в которой объемлется всѐ многообразие нашегомира.
Шеллинг излагает своѐ понимание природы гения в «Философииискусства», утверждая, что ему в апогее творчества доступно постижениеАбсолюта.«Философияоткровения»–последнийивкаком-тосмысленеожиданный для представителя западноевропейской философии этапэволюции Шеллинга. Он уделяет много внимания вопросу о природе зла.При этом в центре его исследования – сущность Бога. Он даже пытаетсяфилософски подойти к проблеме бытия Святой Троицы.
Абсолют его раннихпроизведений теперь осмысливается им не как безличное начало, а какБожественная Личность, которая только и может существовать, еслиоткрывает Себя кому-то. Таким образом, неожиданно, можно увидеть в197Шеллинге предтечу тех идей, которые через 100 лет раскроются вхристианском персонализме и богословии личности.Уникальный пример построения философской системы являет намГ.В.Ф. Гегель (1770–1831). Осуществим экспликацию антропологическойсоставляющей из этой системы. Философия для него – здание, включающее всебя всѐ бытие. Он выстраивает еѐ как триаду, состоящую из тезиса,антитезиса и синтеза. Гегелевская «Энциклопедия философских наук»,содержащая изложение его системы, также построена по принципу триады.«Философия духа» (третий том Энциклопедии) содержит положения обабсолютном духе, объективном духе и субъективном духе.Субъективный дух – это конкретный человек, индивидуальный субъект.Учение о нѐм включает в себя психологию, антропологию, феноменологию.Объективный дух – это, начиная с уровня семьи, действие духа в обществе.Учение о нѐм содержит темы нравственности, морали, права.Абсолютный дух – уровень синтеза индивида и общества.
Он определяетсятриадой: религия откровения, философия, искусство.Субъективный дух – первая стадия развития духа – опирается наантропологию, исследующую индивидуальную душу. Гегель, следуя своейидее тождества исторического и логического, анализирует путь отдельнойдуши – в той степени, насколько это позволяла современная ему наука –начиная с внутриутробной и младенческой стадий развития человека.Субъективный дух, развиваясь и возрастая до какого-то определенногомомента, начинает осознавать себя. Осознающий себя субъективный духпереходит, по Гегелю, на уровень феноменологии.Феноменология – антитезис по отношению к субъективному духу. Всвоем труде «Феноменология духа» Гегель объясняет, что на этой стадиисаморазвития духа душа, созерцая себя как бы со стороны, отрицает себя и,одновременно, познаѐт себя как нечто самостоятельно существующее.198Отслеживая путь саморазвития духа, он пытается выяснить, как формируетсядеятельное, волевое сознание в форме «способности и силы»240.Уровнем синтеза, по Гегелю, является психология – наука, котораявоспринимает душу в еѐ целостности – как чувствующую и самосознающую.Психология является высшей формой саморазвития субъективного духа, накоторой возникает идея свободы.Свободная воля человека реализуется в некоем внешнем объекте,пытаясь расширить свое влияние, завладеть чем-либо.
Так рождается понятиесобственности и само владение собственностью. Таким образом, проявляетсяправо, как первое заявление о себе объективного духа. При этом правоодного человека начинает конкурировать с правами других свободныхчленов общества. Гегель, также как Гоббс и Руссо, показывает, что в такихусловиях не обойтись без договора. На этой стадии необходимо наличиеморали, посредством которой даѐтся оценка тем или иным человеческимдействиям.Нравственность является следующей стадией развития объективногодуха. В отличие от моральности, – субъективной убеждѐнности в неправотеили правоте того или иного действия, нравственность для Гегеля восходит ккатегориям добра и зла.
Она есть свидетельство объективного существованиянорм поведения, синтез права и морали. Этим синтезом снимаетсяпротиворечие между раскрывающейся в понятии права свободой инеобходимостью, проявляющейся в моральных ограничениях.Диалектический характер имеет также подход Гегеля к социальнойжизни. Люди, как свободные существа, ограниченные нравственнымизаконами, взаимодействуют друг с другом и составляют различныесоциальные образования. Семья является самым первым, элементарнымобразованием. Она представляет собой единство не только, как в животноммире, биологическое, но и нравственное. Любовь выступает в семьеобъединяющим моментом.
Семья, по сути, есть договор, но договор не240См.: Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. С.118.199простой. Она является единицей общества, построенной на фундаментенравственного закона.Антитезисом по отношению к семье является общество; в нѐмразличные семьи и их члены вступают в гражданские, юридические,экономические, и другие отношения.Государство является синтезом по отношению к семье (как тезису) игражданскому обществу (как антитезису). Государство для Гегеля – «шествиеБога по земле», в своѐм существовании оно реализует собственные цели,которые раскрываются с помощью диалектической триады:тезис – государственное право (внутреннее), или государство для себя;антитезис – отношения между государствами (выстраиваемые на основевнешнего государственного права);синтез – процесс всемирной истории, реализующийся как возникновение иразвитие государств, становление их системы.Итак, согласно Гегелю, государство представляет собой самоцель,обладающую наивысшей правотой в отношении отдельного человека.Обязанность быть гражданином является наивысшей обязанностью человека.Гегель видел единство свободы и необходимости в факте существованиягосударства.
В государстве всегда реализуются разнообразные социальныефункции, например, функция власти. При этом законодательная властьсуществует, как всеобщность, власть исполнительная – как особенность, исудебная власть, как единичность. Суверенитет государства является егопервым и абсолютным правом. Споры и межгосударственные конфликтымогут разрешаться военным путѐм, в котором Гегель видел способподдержания нравственного здоровья и духа нации.Философия истории Гегеля рассматривает не отдельные события, нодух, являющийся их движущей силой.
С этой позиции выясняютсяпричинно-следственныесвязимеждунеобходимость,200событиями,исследуетсяихДействующими единицами истории являются, по Гегелю, народы. Онввѐл понятие «народный дух», ставшее весьма популярным век спустя.В народном духе, проявляющемся в единстве каждого отдельногонарода, раскрывается мировой дух, особенность которого в том, что накаждом этапе своего развития он соединяется с духом какого-то одногоконкретного народа. В различные века это могли быть персы, греки илиримляне.
Если народный дух не совпадает с замыслом мирового духа, тонарод не будет развиваться, если же они совпадают, то именно этот народстановится выразителем исторического прогресса. Гегель считал, что в XIXвеке мировой дух воплотился в национальном духе Германии.Из философской системы Гегеля с очевидностью следует, чтобожественныйразум,абсолютныйдухфактически,совпадаютсчеловеческим разумом241, поэтому обращение к человеку и к его разумуоткроет и путь Богопознания.Такой логический ход в своей философии осуществил ЛюдвигФейербах (1804–1872) – последний представитель немецкой классическойфилософии.
В работе «К критике философии Гегеля» (1838) он заявляет освоѐм разрыве с ним. По его мнению, философия Гегеля есть перевѐрнутаяистинная философия: не материя есть, согласно Фейербаху, инобытие духа, аматериальное первично. Материализм исторически значительно болеепрогрессивен, идеальное же есть лишь форма бытия материального.
Помысли Фейербаха, философия должна выявить сущность человека. Всведении как философии, так и религии к антропологии Фейербах виделсвою главную философскую задачу. В своей работе «Философия будущего»он пишет: «Задачей нового времени было осуществление и очеловечениебога, превращение теологии в антропологию, растворение первой вовторой»242.241См.: Лега В.П. История западной философии: в 2 ч. Ч.II: Новое время.
Современная западная философия.М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 290.242Цит. по: К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения (в 50-томах) Том 42, С. 343.201Ф. Энгельс в известной работе «Людвиг Фейербах и конец немецкойклассической философии» убедительно отметил, что логика развитиянемецкой философии с неизбежностью должна была привести к атеизму иматериализму Фейербаха.К середине XIX столетия наглядно обозначились черты совершенноновой исторической эпохи.
Наращиванию мощи капитализма в Европе с егопрагматизмом весьма соответствовали такие формы философской мысли, какматериализм, атеизм и позитивизм.Фейербах диагностировал не только кризис философии, но, преждевсего, кризис религии -которому он сам и содействовал. В работе «Сущностьхристианства» он показывает, что в самом человеке следует искать сущностьрелигии, и, следовательно, антропология есть цель религии, цель развитияфилософии. Но не только – она есть и тайна религии. Он показывает, чторазвитиехристианства(кпримеру,появлениепротестантизма)–свидетельствует, что оно есть не более, чем проявление человеческого духа.Атеизм при этом для него был синонимом безнравственности, он выступалне за распространение атеистического мировоззрения, а за замену ложнойрелигии на истинную.
Религию, призванную стать основой развивающегосяобщества, он видел в истинном познании человека. Рассматривая множествоположений христианства («Бог есть бесконечный разум», «Бог есть любовь»и другие), Фейербах выводит их из различных человеческих проявлений. Вчеловеческой природе он вычленяет даже троичность Бога (субъект – Я;объект внутреннего диалога– Ты, и между ними Дух общения).Очевидно, что антропоцентризм, возникший в культуре Ренессанса, ивначале только сделавший акцент на человеке, достиг своего крайнегопроявления: человек в философии Фейербаха и есть Бог.Философия Нового времени, таким образом, достигла своей крайней точки изашла в тупик.202Эпоха Романтизма в оценке модели Антропологической границыФранцузское Просвещение, как и немецкая классическая философия,являются различными формами проявления одной и той же культурнойэпохи – эпохи Романтизма, уместившейся в столетие между серединойXVIII и серединой XIX веков, имеющей свою антропологическуюспецифику.
В ней доведены до предела те тенденции и установки, которыебыли заложены в эпоху Ренессанса – антропоцентризм и модель «ЧеловекаБезграничного». Процесс секуляризации, начавшийся с европейскогоРенессанса, привел к тому, что человек постепенно отверг практикиОнтологическойГраницы.Значимыми(нонепредельнымии,следовательно, не конституирующими) стали интеллектуальные процессы, врезультате которых была сформирована научная парадигма Нового времениисамановоевропейскаянаука.Романтизм,можносказать,«материализовал» «Человека Безграничного» в лице своих «гениев» – будьто императоры и завоеватели (Наполеон), поэты (ранний Гѐте, Шиллер,Гѐльдерлин, лорд Байрон) или литературные герои (Вертер или ЧайлдГарольд). Список таких «знаковых фигур» Романтизма можно продолжать.Итак, в этот период отсутствуют предельные антропологические практики.3.3. Специфика постклассического периода европейской культуры и егооценка с помощью модели Антропологической границыВ интеллектуальной жизни Европы XIX века произошли существенныеизменения.















