Диссертация (793016), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Затем активизируется рассудок, который опирается на чувства ивоображение – он способен различать и сопоставлять. Рассудок – особаяспособность познания. Высшей ступенью познавательной деятельностиявляетсяинтеллект,способныйсозерцатьистинувцелом,веѐодновременном многообразии и полноте. Это уже уровень интуиции.Познание бесконечности не доступно рассудку, интеллекту же оно открыто.Бесконечность есть Бог, покрывающий противоположности. Разум можетпостигать бесконечность, поскольку ему присуща интеллектуальнаяинтуиция.
Учение Н. Кузанского о едином отличалось как от неоплатонизма– как языческого (Плотин, Прокл), так и христианского (Псевдо-ДионисийАреопагит). Введением в богословие математических идей он оказалсущественное влияние как на развитие новоевропейской науки, так и наформирование характерного для европейской философии образа «Богафилософов и ученых». На севере Европы философско-антропологическиеакценты ренессансной мысли отличались от южно-европейских: тогда как вИталии философы нередко легко отходили от Церкви, увлекшисьстоицизмом, платонизмом, эпикурейством, и т. д., то в северных странах –Германии, Голландии и других философия была более тесно связана сбогословием. Эразм Роттердамский (1469–1536), глубоко повлиявший на167события и культуру своей эпохи, соединял защиту христианскоговероучения с уничтожающей критикой негативных явлений жизни,утверждал, что философия призвана решать разнообразные проблемычеловека в мире – такие задачи даже не ставились в схоластике.
В своѐмсочинении «Оружие христианского воина» (1501 г.) он излагает философию,способную вести человека по жизни. Протестантизм Мартина Лютера(1483–1546) нельзя свести к неприятию некоторых фундаментальныхположений католицизма и критике нравственного состояния епископата –это философски фундированная позиция, опирающаяся на большинствоустановок номинализма. Возглавленная Лютером Реформация развивалалинию гуманизма в направлении дальнейшей секуляризации. При этомможно отметить еѐ существенное отличие: если Ренессанс высоко ставилчеловеческую личность, то антропология Лютера глубоко пессимистична – вэтом плане она не просто отлична, но противоположна ренессансномугуманизму по духу. Можно сказать, что начало Реформации в Европе в 1517г.
было началом конца эпохи Возрождения (этот рубеж и положен впринятую нами хронологию). Антропологический пессимизм Лютеравыразился в утверждении безнадежной поврежденности природы человекагрехом. Как человек, так и природа заслуживают презрения. Всѐ благососредоточено в Боге и только в Нѐм. Совершенно отрицается свободачеловека и сама возможность оправдания пред Богом благими делами.Известная дискуссия между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамскимпо поводу свободы воли (в которой первый утверждает, что нет никакойсвободы у человека, в мире царит необходимость, второй же показывает, чтоесли принять это допущение, то получается порочный круг: Бог Сам творитв человеке добро или зло, а затем Сам же наказывает или вознаграждает егоза совершѐнное). Острая полемика между этими выдающимися личностямине означает их противоположности: корни Реформации, возглавленнойЛютером, можно обнаружить в гуманистической философии, выразителемкоторой был Эразм Роттердамский.168Ренессанс в оценке модели Антропологической границыЕсли применить к ренессансной культуре в еѐ антропологическомракурсе аналитическую модель Антропологической границы, то мы увидим,что человек, редуцируя христианство к его этической составляющей,сворачивает и отвергает практики, выводящие его к Онтологическойгранице, преобладавшие в эпоху Средних веков.
Онтологические стратегиив более поздние эпохи европейской истории сами переходят в разрядпримыкающих практик. Однако практики, связанные с бессознательным, неносят в этот период предельный антропологический характер – эта тема вкультуре ещѐ не артикулирована. Отсутствие антропопрактик, выводящихчеловека к конституирующей антропологической границе, приводит кутратечеловекомощущениясвоихпределов,чтопроявляетсявформировании на основе ренессансного антропоцентризма стойкогоощущения безграничности человеческих возможностей, которое сталобазовым на протяжении всего Нового времени. Такая позиция, в целом,сохранится до ХХ века.
Опишем еѐ подробнее.Особая антропологическая концепция, сформировавшаяся в эпохуРенессанса, увязывает идеи безграничных возможностей человека сбесконечной Вселенной и возможностью бесконечного еѐ познания иосвоения. Декартова прямолинейная система координат, культ разума,познающий субъект, а затем и космология Ньютона, изображающаяВселенную как бесконечное изоморфное пустое пространство, находятся втесной корреляции с описанной выше антропологией.Итак, в соответствии с алгоритмом рис. 2 можно определить, что,несмотря на провозглашаемую в эпоху Ренессанса и Нового времениобращѐнностьБесконечногочеловекакбезграничнойВселенной,бесконечному познанию мира, эти практики не являются предельными иконституирующими человека.
Человек Ренессанса и Нового времени –169недооформлен, ибо не имеет конституирующих практик, выводящих его ктому или иному участку антропологической границы. Следует отметить ещеодин важный момент, а именно: человек средневекового периода, когда, какмыпоказали,преобладалипрактикиистратегии,связанныесОнтологической Границей, не оставлял без внимания и Онтическийдиапазон. То есть практики бессознательного всегда были в поле зренияОнтологического человека. При этом они характеризовались как страсти, скоторыми необходимо бороться методами духовных практик.
ЧеловекБезграничный, уповая на всемогущий разум, не выстраивал не только своихотношений с Богом как предельную и конституирующую практику. Он непридавал значения и сфере бессознательного. В силу этого она вышла изпод контроля и продуцировала феномены, афористически описанныевыражениями (на первый взгляд, противоположными по смыслу): «сонразума рождает чудовищ» или «культ разума приводит в царствобезумия»225.Начало Реформации, вторжение и захват Испанией городов Италии –центровкультурыРенессанса,множествоиныхфакторов–свидетельствовали о крушении эпохи Ренессанса и о начале эпохисовершенноновой.ЭтановаяРенессансу,преждевсего,поэпоха,духу,совершеннобыланазванапротивоположнаякультурологами«Маньеризм».
Эту кризисную по своей природе культуру характеризуюттрагизммироощущения,чувствонестабильностисоциальногомира,непрочности судьбы человека в нѐм, еѐ зависимости от иррациональных сил,характерное для кризисных эпох, ощущение невозможности рациональногоистолкования мира и, как следствие, обращение к мистическим учениям. Втакие кризисные эпохи, разворачивающиеся как бы под знаком катастрофы,как правило, не создаются философские системы. .М Монтень, живший225См.: Хоружий С.С. Последний проект Фуко.
Практики себя и духовные практики.// Хоружий С.С. ФонарьДиогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. М.: Институт философии, теологии иистории св. Фомы, 2010. С. 648.170именно в это время, оформил свое учение как ряд небольших эссе, создавтем самым новый литературно-философский жанр в Европейской культуре.Именно эту форму эссе имеет его главный труд «Опыты».
Основнаяпроблема для Монтеня –человек, но не тот, что занимает центральное место вМироздании – о котором пишет Пико делла Мирандола, а человекаконкретного, рядового представителя социума. Монтень (1533–1582)призывает обратиться к самопознанию, отказавшись от авторитетов инаучных школ, так как они не могут привести человека к подлинномузнанию. Он подвергает критике схоластику, потому что уверен, что истиннаяфилософия должна быть свободной, ничего не принимающей на веру, онадолжна свидетельствовать о человеке, о его счастье и горе, о егопотребностях; истинная философия, как и подлинный человек, должна бытьрадостна.
Выбирая близких по духу среди философов античности, онориентируется на скептиков. Идеи скептиков, описанные Монтенем в труде«Апология Раймунда Семундского», благодаря тому влиянию, котороеМонтень оказывал насовременнуюему Европу,сталивсѐ ширераспространяться среди философов. Приобрел популярность тезис о том, чточеловеческий разум не способен доказать ничего, и, прежде всего,существование Бога. Увлечение платонизмом, характерным для Италииэпохи Возрождения, сменил скептицизм, весьма соответствующий духунаступившего времени.Можно даже сказать, что начался настоящий кризис философии,оказавшейся во власти скептицизма – преодолеть его смог уже толькоДекарт.
Антисхоластическая направленность сочинений Монтеня сочеталасьунегоскритикойантропоцентризма.Антропоцентризмсеговозрожденческим духом, утверждавший, что всѐ существующее в мире – длячеловека, в эпоху Маньеризма сильно сдал свои позиции.Монтень утверждал, что человек является частью природы – разумной,нравственной,новсѐжетолькочастью.Следовательно,человекунеобходимо признать тот факт, что он – вольно или невольно – живѐт в171соответствии с законами природы и, только действуя в согласии с ними,может достичь свободы.
Здесь мы видим явное повторение тезиса стоиков,что свобода есть жизнь в согласии с законом природы. Кроме того, Монтеньутверждал, чтонравственность также необходимо выстраивать не нарелигиозном, а на природном основании. Поскольку корни нравственностилежат в природе, а нигде в природе ничего не говорится о бессмертиичеловеческой души, то, следовательно, душа и не бессмертна, а умираетодновременно с телом. Но факт смертности души вовсе не разрушаетнравственности как таковой. Напротив, Монтень утверждает, что, отрицаязагробное воздаяние, человек разрушает эгоистическую основу своихдействий и может жить по чисто нравственным законам. Скептицизмфилософии Монтеня не противоречит элементам эпикуреизма в егоэтическом учении, так как целью жизни он видит саму жизнь, естественноестремление человека к достижению счастья.
















