GOS1 (708614), страница 19
Текст из файла (страница 19)
А вот Федеральный конституционный закон Австрии 1920 года в редакции 1929 года, за исключением первых двух статей, где Австрия определяется как демократическая республика и как федеративное государство далее повсеместно пользуется терминами "федерация", "земля", "община".
Все эти примеры, которых можно привести значительно больше, свидетельствуют о том, что необходимо в каждом конкретном случае четко определять содержание понятия, его значение. Очевидно, что в принципе желательна однозначная интерпретация понятий, которыми мы пользуемся, особенно тех, которые качаются государства. Однако, это невозможно в силу неравномерности развития общества, научных исследований, уточняю их содержание понятий и вводящих новые термины и понятия в оборот, а также развития языка как средства общения. Поэтому приходится считаться с необходимостью и возможностью использования различных интерпретаций понятия "государство", обусловленных особыми, частными целями. В настоящем контексте под государством мы будем понимать социальный институт, организацию, созданную обществом для удовлетворения своих интересов и достижения своих целей, которая объединяет органы власти, действующие в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с местными агентами этих органов (префектами, комиссарами, губернаторами и т. п. ) вместе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо территориального сообщества, с законодательной автономией. Строго говоря, субъекты федерации, как правило, даже когда называются государствами (штат - в переводе "государство"), и автономные территориальные сообщества, которые никогда не являются государствами - все они есть государственные, а точнее - государствоподобные образования. Конституционное (государственное) право зарубежных стран . Необходимость определения понятия "государство"обусловлена нашей потребностью работать в дальнейшем с понятием " государственное и местное управление", характеризующим функционирование государства. Безусловно признавая вторичность происхождения государства по отношению к обществу, регулирующую управленческую его роль по отношению к обществу, мы можем утверждать, что государство и общество соотносятся как управляющая и управляемая подсистемы одного целого, и само это отношение есть дифференциация, разделение и выделение в рамках целого. Вместе с тем, общество ( социальная система) - объект управления со стороны государства, неоднородно в структурном отношении, точнее, многоструктурно. Адекватность и эффективность взаимодействия объекта и субъекта управления требуют их формального (структурного) и содержательного (технологического) соответствия. Иными словами, наличие в обществе различных подсистем (социальной, экономической и т. п. ) говорит и вариативности средств этой реализации.
Причиной ( этого явления) позволительно, на наш взгляд, считать развитие общества на основе кооперации и комбинации деятельности, а также дифферециации и универсализации отдельных операций и видов деятельности. Указанные процессы и порождают вертикальные и горизонтальные общественные структуры.
Еще одна особенность, влияющая на взаимодействие общества и государства, - двойственность положения государства как "слуги" и "господина" общества. Являясь общественным продуктом, созданным для удовлетворения специфических общественных потребностей, государство не может не преследовать цели и функции социальной направленности, выполнять, так сказать, социальный заказ. Однако, последнее возможно лишь при условии сохранения государством своей специфичности, в известном смысле, отдельности от общества, относительной самостоятельности как доминирующего, властного, управляющего института по отношению к обществу. Иными словами, чтобы выполнять социальный заказ, государство должно сохранять самого себя как политический институт при доминировании политических целей над социальными ( по крайней мере, в явлении) в течение отдельных временных интервалов и при доминировании социальных целей над политическими в конечном счете, в стратегии.
Вышеизложенное убедительно, на наш взгляд, свидетельствует о безусловной необходимости дифференциации самого государства как управляющей подсистемы, как организационной структуры управления обществом. Специфику же государства как института составляет, как известно, власть. Следовательно, говоря о дифференциации государства, его структуры, мы имеем в виду не что иное как дифференциацию, дисперсию, дискрецию власти - то, что получило название разделение властей. С идеологией и практикой разделения властей в государственном управлении обществом связан целый ряд принципов, влияющих на все составляющие организационной структуры управления.
Принципы эти обычно формулируются на уровне конституций государств. Не является исключением и Конституция Российской Федерации. Статья I Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". А статья 7 утверждает, что Россия - "социальное государство". В данных статьях закреплены пять конституционных ( основополагающих) принципов организации государственной власти: демократия, республика, правовое государство, социальное государство, федерация. Каждый из основополагающих принципов реализуется через ряд специальных принципов организации власти в государстве.
2.Демократия.
Характерными признаками демократии являются следующие:
* выборы;
* принцип большинства;
* принцип равенства;
* свобода ( в политическом смысле) мнений, в т. ч. свобода СМИ;
* многопартийная система;
* самоуправление.
ВЫБОРЫ. Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на содержание и принятие управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Прежде всего - демократический политический режим и политико-правовая культура. Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией ( социологи не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли). Но для того, чтобы этот аппарат не стал бюрократией в отрицательном значении этого слова, необходима продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью и система его ответственности. В развитых демократических странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система комплектования государственной службы и др.). Опыт, правда, свидетельствует, что и в этих странах не такой уж редкостью является то, что мы называем бюрократическими извращениями (служебные злоупотребления, неэффективность и пр. ), однако общество и человек обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.
Государство действует главным образом через систему органов и учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм ( не смешивать с госаппаратом). Государственный орган - это лицо или организованная группа лиц, наделенные правом принимать властные решения (например, парламент, президент, суд, префект). Государственное учреждение это организованная группа лиц, властных решений по отношению к другим лицам не принимающая, однако обслуживающая либо население ( например, школа), либо государство в целом или отдельные его органы ( например, армия). Функционирование государственных органов и учреждений происходит через решения и действия их должностных лиц, наделенных индивидуальными полномочиями, осуществление которых порождают юридические последствия для других лиц. Конституционно-правовое регулирование государственного механизма в демократических государствах основываются, в частности, на принципе народного суверенитета. Принцип этот означает, что источником всей власти считается народ. Власть народа - это и есть демократия в буквальном смысле слова. Она осуществляется в представительной и непосредственной формах.
Представительная демократия, или, иначе говоря, представительное правление, осуществляется через государственные органы, избираемые народом. Депутаты парламента, законодательного собрания на уровне федерации и субъектов федерации избираются, как правило, путем прямых выборов. Законный ( от латинского слова "легитимация") характер их действия приобретает через посредство прямого участия народа. Легитимация парламента осуществляется механизмом прямой демократии. Другим органам ( за исключением президента в ряде стран) государственной власти законные полномочия предоставляются не народом, а парламентом. Это значит, что их действия легитимируются демократическими путем через парламент. В данном случае речь идет об опосредственной демократической легитимации. Выборы выполняют свою функцию легитимации только в том случае, если они проводятся регулярно через разумные промежутки времени. Только так может быть выражена политическая воля народа. таким образом, демократия это "власть на время". По окончании легислатуры в результате новых выборов могут быть избраны новые представители народа. Конституция РФ предусматривает срок избрания депутатов парламента и президента 4 года.
Ряд статей конституции обычно фиксирует принципы избирательного права. К принципам демократического избирательного права относят следующие требования к выборам: они должны быть всеобщими, прямыми, свободными, равными, при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что все граждане обладают избирательным правом и дискриминация по сословным, религиозным, расово-этническим, политическим признакам недопустима. Однако в избирательном праве может быть отказано, например, несовершеннолетним и душевнобольным. Прямой характер выборов означает, как правило, что депутаты избираются напрямую избирателями. Между избирателями и кандидатами не посредников, выборщиков, которых бы избирали. Свобода выборов интерпретируется как право избирателя руководствоваться собственным выбором, без какого-либо давления извне. Равенство выборов означает, что демократическое государство предусматривает для всех граждан равное право на участие в формировании политической воли. Особое значение имеет право при этом равное избирательное право и право голоса, которые дают каждому гражданину возможность определять состав правящих сил. Каждый голос имеет равную силу. Но равные шансы на успех не гарантируются.
В большинстве конституций демократических государств закреплен принцип большинства в принятии решений на выборах и в работе парламента, вместе с тем, часто закрепляются также и права меньшинства.
Свобода слова и политических высказываний.
Многопартийная система.
САМОУПРАВЛЕНИЕ. Оно означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления ( в России - органы управления, стоящие в иерархии ниже уровня субъектов федерации).
Закрепление в Конституции РФ республиканской формы государства означает отрицание наследственного или кровного механизма передачи государственной власти и утверждение прихода к власти главы государства, как правило, путем выборов, либо в силу политических событий ( революций).
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
3. Характеристика правового государства, данная в абз. 3 ст. 20 германского Основного закона считается едва ли не классической. Согласно ей, в таком государстве "законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - законом и правом". Отсюда следует, во-первых, что принципы конституционного строя превыше всего. Даже законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе действовать при этом произвольно: в конституцию нельзя вносить такие изменения, которые устраняют конституционный строй ( например, сводят на нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают разделение властей и т. п. ). В абз. 3 ст. 79 Основного закона содержится прямое запрещение, вносить в него, в частности, такие изменения, которые затрагивают разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве, статью 1, обязывающую государство уважать и защищать достоинство и права человека, и статью 20, которая фиксирует, помимо указанного, принципы демократии и право граждан на сопротивление попыткам устранить конституционный строй.
К основным положениям, характеризующим правовое государство, относят следующие:
* провозглашение нерушимости основных прав человека со стороны государства, представляющих собой сущность свободно-демократического строя;
* закономерность, законность управления, которая складывается из двух элементов:
* Управление руководствуется в своих действиях законом (приоритет закона).
* Управление ( административная власть) не имеет права вмешиваться в область гражданских прав, не имея на то законных полномочий (ограничение законом);
* конституционность законов, связывающая законодателя с конституцией. Означает невозможность существования законов, противоречащих конституции, и подзаконных актов, противоречащих закону. Установление верховенства конституции;
* независимость судей как конституционный принцип по должностному, профессиональному признаку, означающему полную свободу решений от каких бы то ни было указаний парламента, и личную независимость, защищающую судью от увольнения или перевода на другую работу без его согласия, законного основания или приговора суда;















