27129 (586728), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Отсутствует и возможность обеспечить защиту репутации автора с помощью специальных условий договора. Отечественна цивилистическая доктрина исходит из того, что акт купли-продажи соответствующей вещи, безусловно, приводит в полному переходу на приобретателя всех прав собственника (ст. 454 ГК РФ Разнообразные оговорки соглашения о продаже (в том числе и о: условиях хранения, среде представления) юридически ничтожны и не создают у приобретателя правовых обязанностей.
Вариантом защиты прав автора в таких случаях могут быть сделки под отменительным условием (п. 2 ст. 157 ГК РФ); например при заключении договора купли-продажи скульптуры сторон о могут установить, что договор прекращает силу и скульптура возвращается автору, если не обеспечены определенные условия а размещения.
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ
2.1 Отдельные способы защиты личных неимущественных и исключительных прав
Необходимость изложения некоторых общих положений относительно охраны и защиты прав в рассматриваемой сфере вызвана не только тем, что высший смысл всякой правовой системы заключается в предоставлении надежной защиты при нарушении конкретных субъективных правомочий.
С принятием четвертой части ГК РФ существенно меняется логика действия и структура норм, содержащих соответствующие правила. В частности, нормы о защите в основном помещены в главе 69 ГК, являющейся общей для любых отношений интеллектуальной собственности. Непосредственно в главе 70 («Авторское право») изложены лишь некоторые уточняющие нормы (ст. 1290, 1299-1302); кроме того, применительно к защите смежных прав имеются собственные правила (ст. 1309-1312 ГК РФ).
Конечно же, законодатель попытался скоординировать правила о защите и ответственности, размещенные в разных частях ГК РФ, и гармонизировать возможность их применения с помощью некоторых технических, филологических и логических приемов. Тем не менее, уяснение точного значения подобных правил затруднено.
Дифференциация правового регулирования защиты, помимо указанного различия с учетом объектов интеллектуальной собственности, в четвертой части ГК РФ проводится, прежде всего, исходя из характера нарушенных прав.
Так, изначально устанавливается принципиально важная норма о том, что все интеллектуальные права (в том числе и права на авторские произведения) защищаются теми же способами, которые предусмотрены для зашиты других гражданских прав и содержатся непосредственно в ГК (п. 1 ст. 1250 ГК РФ). Сделана оговорка о том, что данные способы используются «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права». К вопросу о том, насколько следует учитывать данную специфику, мы еще вернемся.
Далее (ст. 1251 ГК РФ) законодатель выделят общие правила, подлежащие применению для защиты личных неимущественных прав. В числе способов защиты таких прав он называет признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсацию морального вреда, публикацию решения суда о допущенном нарушении. Однако приведенный перечень не является исчерпывающим. Исчерпывающим является лишь перечень прав: помимо ранее названных личных неимущественных прав самого автора норма п. 1 ст. 1251 ГК РФ распространяется также на право организатора сложного объекта, на указание своего имени (наименования) и право требовать такого указания (п. 4 ст. 1240 ГК РФ), право издателей энциклопедий, периодических изданий и других подобных изданий указывать свое наименование или требовать его указания (п. 7 ст. 1260 ГК РФ), право изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера) указывать свое имя (наименование) либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1263 ГК РФ), право работодателя при использовании служебного произведения указывать свое имя либо требовать такого указания (п. 3 ст. 1295 ГК РФ), права изготовителя фонограмм, указанные в п. 1 ст. 1323 ГК РФ, право изготовителя базы данных на указание на экземплярах базы данных (упаковках) своего имени или наименования (п. 2 ст. 1333 ГК РФ), и, наконец, право публикатора указывать свое имя на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования (подп. 2 п. 1 ст. 1338 ГК РФ). Необходимость такого дополнительного перечня вызвана тем, что данные правомочия, строго говоря, не относятся к личным неимущественным авторским правам.
При нарушении авторских прав могут пострадать также честь, достоинство и деловая репутация автора. Но тогда подлежат применению общие для всего гражданского права нормы ст. 152 ГК РФ.
Безусловной новеллой является включение в ст. 1253 ГК РФ правила о том, что при неоднократном или грубом нарушении исключительного права суд в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора; при тех же обстоятельствах может быть прекращена предпринимательская деятельность гражданина, осуществляющего ее без образования юридического лица. Данная норма имеет административно-правовую природу, но ее помещение в текст ГК РФ принципиальных возражений не вызывает в целях комплексности описания мер ответственности.
Отдельно выделяются нормы (ст. 1252 ГК РФ) о применении мер защиты исключительных прав, сопровождающиеся пояснениями законодателя относительно лиц, к которым могут предъявляться соответствующие требования. Детали правил проанализируем далее при изложении порядка применения отдельных способов защиты. Прежде чем перейти к ним, кратко укажем на различие терминов «охрана», «защита» и «ответственность», поскольку оно имеет и правовое значение. Под защитой прав традиционно понимается система специальных мер (средств), обеспеченных государственным принуждением и направленных на пресечение незаконных действий и восстановление нарушенных прав. Наравне с понятием «защита» используется и слово «охрана». Но если охрана прав имеется уже в силу факта соответствующих запрещающих норм и осуществляется независимо от наличия правонарушений либо иных посягательств на права, то для защиты всегда характерно наличие конфликта и активное поведение заинтересованных управомоченных лиц70. Нормы гражданского законодательства, в том числе авторского, направлены как на охрану прав, так и на их защиту; разделение охраны и защиты уместно, как представляется, только в научно-познавательном плане.
В числе мер зашиты обычно выделяют меры ответственности, для которых типично не только восстановление нарушенных прав, но и обременение правонарушителя в виде возложения дополнительных обязанностей либо лишения имеющихся субъективных прав; это санкции, которые влекут определенные лишения имущественного или личного характера. Кроме того, применение мер ответственности требует установления факта правонарушения, тогда как для применения мер защиты достаточным могут быть и посягательства или оспаривания субъективного права. В данном случае они специально не выделяются, но следует помнить, что, например, в соответствии со ст. 401 ГК РФ привлечение к ответственности по общему правилу требует установления вины правонарушителя, тогда как использование иных мер защиты не обусловлено установлением вины.
Уже отмечалось, что содержащиеся в ст. 12 ГК РФ способы (меры) защиты гражданских прав в целом подлежат применению и при защите правообладателей в сфере авторского права. Следовательно, небесполезно учитывать тот конкретный опыт правоприменения и доктринальные положения, которые накоплены в гражданском праве в целом при использовании норм данной статьи, рекомендации обильной специальной литературы.
Прежде всего, отметим, что ставить вопрос о защите можно лишь в случае, если защищаем сам объект. На практике первый вопрос, изучаемый в суде (арбитражном суде), — это вопрос о наличии признаков авторского произведения. В судебной практике чаще всего указывается на оригинальность как критерий защищаемости результата творческой работы, но ранее уже отмечалось, что в действительности следует использовать не только оригинальность. Обязанность доказывания данного обстоятельства справедливо возлагается на истца, что видится совершенно справедливым в силу максимальной информированности именно создателя произведения.
Первым в числе способов защиты ст. 12 ГК РФ называет признание права — способа, применяемого как при нарушении авторских прав, так и в случае угрозы их нарушения, при оспаривании прав со стороны других лиц. Судебное решение о признании авторских (смежных) прав придает ясность, устойчивость правовому положению автора (правообладателя) и может служить основанием для применения санкций, способных предотвращать возможные нарушения.
Пункт 1 ст. 1252 ГК РФ допускает использование иска о признании исключительного права к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, «нарушая тем самым интересы правообладателя». Необходимо обратить внимание, что законодатель говорит не о нарушении конкретного субъективного права, а интересов. Следовательно, истец не должен доказывать факт правонарушения.
В судебной практике признается, что требование о признании исключительных прав за определенным лицом является самостоятельным требованием и в случае спора подлежит оценке судом, в решении по делу оно должно указываться отдельно. Иск о признании может предъявляться одновременно с другими исками, в том числе требованиями о применении мер имущественного воздействия.
Следующий способ — восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Пресечение действий может заключаться и в установлении запрета. В четвертой части ГК РФ возможность применения данной меры предусмотрена как в отношении личных неимущественных прав, так и исключительного права.
Пресечение действий и установление запрета на их совершение содержательно могут совпадать с мерами по обеспечению исковых требований (ст. 1302 ГК РФ, ст. 139-146 Гражданского процессуального кодекса, ст. 90-100 Арбитражного процессуального кодекса). Но если вторые установлены как меры процессуального характера и направлены на создание условий по обеспечению исполнения будущего решения по делу, то первые представляют собой самостоятельные санкции, которые могут приниматься по итогам рассмотрения дела и составлять существо судебного решения. Следует также заметить, что в действующем АПК РФ содержится указание на «обеспечительные меры» и «меры по обеспечению иска». Первое понятие явно шире и включает в себя не только меры по обеспечению исполнения решения, но и меры, которые принял арбитражный суд в соответствии с п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер» от 7 июля 2004 г. № 78 в порядке обеспечения доказательств в виде осмотра персональных компьютеров для выявления в их памяти экземпляров программ для ЭВМ.
Защита авторских прав может осуществляться также в результате признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки. Данный способ защиты может использоваться в случае, когда автор (иной правообладатель) полагает нарушенными свои права при наличии договора (иной сделки); например, если оказывается, что издательство не является юридическим лицом или же содержание договора противоречит закону (ст. 168 ГК РФ), либо договор заключен под влиянием обмана и т.п. Основным последствием, помимо установления факта недействительности сделки, здесь является двусторонняя реституция, т.е. стороны приводятся в положение, предшествовавшее заключению сделки (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Закон не указывает на данный способ защиты применительно к сделкам в сфере авторского права, но этого и не требуется, поскольку норма является универсальной для любых сделок (договоров).
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (также ст. 13 ГК РФ) как способ защиты в сфере действия авторского права встречается редко, поскольку деятельность указанных органов мало связана с результатами творчества. Но он также применим для защиты прав авторов (правообладателей), например, широко используется при защите интересов авторов (правообладателей) в налоговых отношениях. Еще одним способом является самозащита авторских прав (ст. 14 ГК РФ), т.е. принятие самим заинтересованным лицом требуемых мер для защиты своего права без обращения к компетентным юрисдикционным органам71. Подобные меры могут выступать средствами как непосредственного (в том числе физического), так и косвенного воздействия. Но в любом случае они не должны приводить к нарушениям прав в других отношениях72 и нарушать общие правила о причинении вреда (о понятиях «необходимая оборона» и «крайняя необходимость» в ст. 1066, 1067 ГК РФ). Такой способ также является универсальным.
Следующий способ защиты гражданских прав по ст. 12 ГК РФ — присуждение к исполнению обязанности в натуре (см. также ст. 396 ГК РФ)73. Такие иски к автору об исполнении обязательств, связанных с созданием произведений, весьма затруднены характером творческого процесса и по общему правилу удовлетворению не подлежат. Но они не касаются иных требований, в том числе денежных, о передаче материальных объектов и пр.
В числе способов защиты называется и возмещение убытков (ст. 15, 393 и др. ГК РФ), которое является универсальной и всеобщей гражданско-правовой санкцией, подлежащей применению и в случаях, когда отсутствует прямое указание закона об этом. Однако закон в ряде случаев специально указывает на возможность применения данного способа защиты. Так, в подп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ предусматривается возможность обращения с требованием возмещении убытков к лицу, которое неправомерно использовало результат интеллектуальной деятельности (средство индивидуализации) без заключения соглашения с правообладателем либо иным образом нарушило его исключительное право и тем самым причинило ущерб.
Таким образом, случаи возмещения убытков законодатель связывает с так называемым бездоговорным использованием произведения, поскольку при наличии договора подлежат применению соответствующие общие нормы об обязательствах (в частности, ст. 393 ГК РФ) и правила соответствующего договорного института. Судя по всему, законодатель склонен признать, что нарушение исключительного права есть деликт, но ссылки на нормы главы 59 ГК РФ все-таки нет.
Требование о возмещении убытков по поводу нарушения личных неимущественных прав если и может быть предъявлено, то лишь теоретически, так как практически невозможно обосновать факт возникновения имущественных потерь.