28963 (569472), страница 3
Текст из файла (страница 3)
445. Кодификационная работа Комиссии международного права.
Кодификация международного права буквально означает приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, их формулирование и устранение противоречий между ними. Однако, как показала практика, работа по кодификации любой отрасли между народного права неизбежно включает уточнение и развитие действующих и создание новых норм, что относится уже к прогрессивному развитию международного права.
Кодификация и прогрессивное развитие международного права в настоящее время протекают в основном в рамках универсальных международных организаций, прежде всего ООН, а также в рамках различных локальных международных организаций.
Основным органом по кодификации и прогрессивному развитию международного публичного права является Комиссия международного права ООН. Это — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, состоящий из 25 независимых экспертов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Комиссия начала свою деятельность в 1949 году. С того времени она подготовила ряд проектов конвенций по различным вопросам международного права, большинство из которых позднее легли в основу конвенций, принятых Генеральной Ассамблеей ООН или специальными международными конференциями, созываемыми по решению ООН.
533. Начало и окончание консульской миссии.
Назначение консулов. Консульский патент и экзекватура
Консулы назначаются направляющим государством и допускаются к исполнению обязанностей принимающим государством. В большинстве государств (в том числе в СССР) назначение консульских представителей, а также
прием иностранных консулов относятся к компетенции ведомства иностранных дел.
Консулу выдается консульский патент (удостоверение, подтверждающее его полномочия). В нем указываются полное имя и класс, к которому принадлежит консул, консульский округ и местопребывание консульства. Класс консула и консульский округ заранее согласовываются с государством, в которое назначается консул.
Консульский патент направляется обычно через дипломатические каналы властям государства, в которое назначается консул, для получения экзекватуры (согласия на исполнение консулом его обязанности).
Консульские экзекватуры выдаются как в виде отдельного документа, так и в виде надписи на самом консульском патенте. Какой орган уполномочен выдавать экзекватуру, определяет внутреннее законодательство каждого государства. В большинстве государств экзекватура выдается ведомством иностранных дел (в СССР — Министерством иностранных дел).
С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей. С этой же даты определяется его старшинство по отношению к другим консулам в данном консульском корпусе.
Обычно власти страны пребывания (ведомство иностранных дел) выдают консулам консульские карточки, которые удостоверяют, что данное лицо является консулом определенной страны и имеет право на льготы и привилегии, согласно международному праву.
Прекращение функций консульского представителя
Деятельность консульского представителя прекращается в случаях: 1) отозвания его назначившим государством; 2) объявления консула persona non grata (нежелательным лицом); 3) если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания; 4) закрытия консульского учреждения; 5) войны между государством, направившим консула, и государством, принявшим его. В этом случае консул по указанию своего правительства может поручить охрану прав своих соотечественников консулу третьего государства.
584. Функции торговых представительств и способы их осуществления. Компетенция торговых представительств.
Торгпредство является составной частью дипломатического представительства в соответствующем государстве. Осуществляя свою деятельность под общим руководством посла (посланника), торговое представительство подчиняется Министерству внешней торговли. Во главе торгового представительства стоит торговый представитель.
Функции торговых представительств состоят в следующем:
а) представительство интересов в области внешней торговли и содействие развитию торговых и иных хозяйственных отношений со страной пребывания торгпредства;
б) регулирование внешней торговли со страной пребывания;
в) осуществление внешней торговли со страной пребывания.
В настоящее время внешнеторговые операции осуществляются главным образом государственными всесоюзными объединениями (экспортными, импортными и экспортно-импортными). Подавляющее большинство государственных внешнеторговых объединений подведомственно Министерству внешней торговли.
Торговое представительство (следовательно, государство) несет ответственность по сделкам, заключенным или гарантированным торгпредством.
Торгпредство может выступать в иностранных судах в качестве истца. В качестве же ответчика оно может выступать в этих судах лишь по спорам, вытекающим из сделок, заключенных или гарантированных торгпредством, и только в тех государствах, в отношении которых государство выразило согласие на подчинение торгового представительства местному суду по таким спорам.
618. Нерушимость государственных границ и международная безопасность.
Государственная граница — это линия, устанавливающая пределы сухопутной или водной территории государства.
Воздушной границей государства является воображаемая криволинейная поверхность, восстановленная вертикально к поверхности земли, воды вверх от линии сухопутной либо водной границы. Верхний предел воздушной границы (отделяющий воздушную территорию от космоса) международным правом не установлен.
Граница недр государства есть воображаемая криволинейная замкнутая поверхность, имеющая своим основанием сухопутный и водные границы, восстановленная вниз от них.
Государственная граница отделяет территорию данного государства от других государственных территории либо от международной территории (открытого моря, воздушного пространства над ним).
Государственная территория и, следовательно, государственная граница неприкосновенны. Государство имеет право применять меры, чтобы не допустить их нарушений: Если граница нарушена иностранным военным кораблем, пограничным отрядом другого государства и т. д., данное государство может предпринять действенные меры для прекращения нарушений, вплоть до применения вооруженной силы против нарушителей.
Лица, виновные в нарушениях государственной границы и пограничного режима, могут быть наказаны в уголовно-правовом либо административно-правовом порядке в соответствии с внутренним законодательством государства, границы которого нарушены.
Границы между соседними государствами устанавливаются, как правило, в договорном порядке. Морская граница, представляющая собой линию внешнего предела территориальных вод, устанавливается в соответствии с нормами международного права. Ширина территориальных вод, как показывает практика, колеблется от 3 до 12 морских миль. Если воды, разделяющие государства, близко соприкасаются, эти государства заключают соглашения о линии прохождения государственной границы между ними.
648. Полярные секторы: международно-правовая и национально-правовая регламентация деятельности государств в арктических районах. Границы секторов.
Арктика — район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн. кв. км. если проводить ее южную границу по южной границе зоны тундр. Если же исходить из линии прохождения Северного полярного круга (66°31` с.ш.), то площадь Арктики составит примерно 21 млн. кв. км.
К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия, Исландия (последние три — незначительными частями сухопутной территории).
В мае 1925 года правительство Канады официально объявило канадский арктический сектор как составляющий пространство в пределах 60° вл. — 141° з.д., вплоть до Северного полюса. Суверенитет Канады на земли и острова в рамках данного сектора был закреплен дополнением к Закону о северо-западных территориях от 10 июня 192S г., запретившим иностранным государствам и их гражданам заниматься какой-либо деятельностью «без разрешения канадских властей в пределах Канадской Арктики между 141° и 60° зл.». (В качестве примера более позднего законодательства подобного
рода можно указать на канадский закон от 2 августа 1972 г., предусматривающий обязательные правила по предотвращению загрязнения морской среды в границах Канадской Арктики.)
Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей российского правительства от 20 сентября 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных держав». Данной нотой сообщалось о включении в состав территории России Земли Императора Николая II, острова Цесаревича Алексея, острова Старокадомского и острова Новопашенного, открытых экспедициями Вилькицкого в 1913 и 1914 годах, а также подтверждалось, что неразрывной частью России являются острова Генриетты, Жаннетты, Беннетты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля и др., «расположенные близ азиатского побережья Империи» и составляющие «продолжение к северу континентального пространства Сибири». В ноте напоминалось также о том, что острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач и иные меньших размеров, расположенные близ европейского побережья России, составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общепризнанной в течение столетий».
Ни от одного из государств не поступило заявления о несогласии с данной нотой. Были отмечены, после установления советской власти в России, отдельные попытки проверить «на прочность» суверенитет России в отношении указанных территорий. Так, в 1923 году судно под командованием английского капитана Нойса без разрешения посетило остров Врангеля, а в 1924 году американская шхуна «Hermen» — остров Геральда. Это заставило правительство СССР выступить 4 ноября 1924 г. с заявлением о том, что все земли и острова, составляющие «продолжение к северу Сибирского материкового плоскогорья», принадлежат по праву правопреемства РСФСР.
Официальным актом, подтвердившим принадлежность Советскому Союзу всех земель и островов в Северном Ледовитом океане, перечисленных в ноте от 20 сентября 1916 г. правительством Российской империи, стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», от 15 апреля 1926 г. ^
Географическое арктическое пространство, в пределах которого все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, которые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза, за исключением земель и островов, признанных ранее правительством СССР принадлежащими другим государствам, было объявлено к северу от побережья СССР (в настоящее время — Российской Федерации) с боковыми границами по меридиану 32°04'35" в.д. и меридиану 168°49'30" зд. Постановление рт 15 апреля 1926 г. не за-
трагавало вопросов правового статуса и правового режима морских пространств в указанных границах.
Таким образом, сами по себе границы полярных секторов не считались государственными границами, а установление тем или иным государством полярного сектора не предрешало вопроса о правовом режиме входящих в этот сектор морских (водных) пространств. Считается, что правовой режим каждого отдельного района арктического моря следует оценивать отдельно, исходя из фактически сложившегося и имеющего многолетнее признание правопорядка, основанного на учете Оборонных, политических, экономических и иных интересов, в первую очередь прибрежных государств.
В соответствии с таким подходом и Россия вправе рассматривать морские пространства Арктики в пределах «российского полярного сектора» (в том числе Северо-Восточный проход) в качестве зоны своих особых интересов. !->го влечет за собой признание за Россией права принимать в указанной зоне любые необходимые меры для обеспечения своей безопасности, вплоть до запрещения появления в пространстве зоны военных кораблей и самолетов других государств.
Дания в течение ряда столетий оккупировала юго-западную часть острова Гренландия. Между 1916 и 1920 годами ее суверенитет над всем островом был признан многими государствами. Однако Норвегия создала в 1922 году на северо-востоке Гренландии свою станцию и провозгласила в 1931 году норвежский суверенитет над этой частью острова, оправдывая свой действия тем, что Дания не осуществляла эффективной оккупации северо-восточной части Гренландии. Постоянная палата международного правосудия своим решением от 5 апреля 1933 г. признала суверенитет Дании над всем островом Гренландия, приведя в обоснование своего решения довод о том, что на северные полярные области в силу их природных особенностей не должны распространяться обычные требования об эффективной оккупации в качестве основания для признания прав суверенитета над ними и что в отношении таких областей достаточно осуществлять простой контроль после их открытия и нотификации об этом.