26-03-2020-ТСП часть2 (1278567), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Отличным разжижителем шлаков, особенно основных, является фтористый кальций CaF2 (плавиковый шпат). Уменьшают вязкость и такие оксиды, как TiO2, К2О, Na2O, MnO, хлориды. Особенно благоприятно влияние оксида ТiO2, который способствует получению короткого шлака. Таким образом, для сварки более желательны маловязкие, легкоподвижные, быстро затвердевающие шлаки. Этому условию больше всего удовлетворяют короткие, основные шлаки.
После затвердевания шлаки должны легко удаляться с поверхности шва. Эта легкость зависит от ряда причин, в том числе и от окислительной способности шлака.
Повышенная окислительная способность может резко ухудшить отделяемость шлаковой корки от поверхности шва. Действительно, если концентрация оксидов железа в шлаке повышена, окисление поверхностных слоев металла может происходить вплоть до его затвердевания. На поверхности металла образуется окисная пленка шлака, состоящая главным образом из FeO, также кристаллизующейся в кубической системе. Кристаллическая решетка FeO строится на базе кубической решетки a-Fe, идентичной решетке уже закристаллизовавшегося шва. Изоморфность этих двух контактирующих фаз является главной причиной плохой отделимости шлаковой корки.
Наличие в шлаковом покрове соединений, кристаллизующихся в той же кубической системе, что и FeO, приводит, в свою очередь, к достраиванию этими соединениями решетки FeO, а значит, к достаточно прочному сцеплению шлака с металлом. По кубической системе кристаллизуются соединения типа шпинелей, представляющие собой сложные оксиды двух- и трехвалентных металлов Al, Mg, Fe и др.
9.3.4 Характеристика важнейших простых оксидов,
входящих в состав шлаковой фазы
1. Двуокись кремния SiO2 (Тпл = 1983К; ρ = 2,3 - 2,6 г/см³) — сильный кислотный оксид, который легко вступает в реакцию с основными оксидами, образуя комплексные соединения — силикаты. SiO2 повышает вязкость шлака и способствует получению длинных, густых шлаков. Из расплавленного состояния SiO2 затвердевает в модификацию — кристобаллит, которая при дальнейшем охлаждении переходит в новую модификацию — тридимит — и затем в кварц. Эти превращения сопровождаются выделением тепла. Двуокись кремния нерастворима в металле.
2. Закись марганца МпО (Тпл = 1873К; ρ = 4,7 - 5,5 г/см³) — основной оксид, образующий комплексные соединения с кислотными оксидами. Связывает серу в сульфид марганца и повышает ее растворимость в шлаке. Способствует некоторому понижению вязкости шлака, однако не влияет на скорость кристаллизации его. Нерастворима в металле.
3. Закись железа FeO (Тпл = 1643 К; ρ =5,9 г/см3) - относительно слабый основной оксид, образующий комплексные соединения с кислотными оксидами (силикаты, титанаты, бораты и др.). Вступает в обменные реакции с элементами, у которых большое сродство к кислороду. Растворима в шлаке и в металле.
4. Двуокись титана TiO2 (Тпл = 2123 К; ρ = 4,2 г/см3) — кислотный оксид, образующий с основными оксидами легкоплавкие подвижные комплексы — титанаты. Способствует получению короткого шлака, обладающего высокой газопроницаемостью. Нерастворима в стале.
5. Окись кальция СаО (Тпл = 2570 °С; ρ = 3,4 г/см3) — сильный основной оксид, образующий комплексные соединения. Очень прочна, диссоциирует весьма слабо. Связывает серу и особенно фосфор, облегчая их переход в шлак. Повышает вязкость шлаков. Нерастворима в металле.
6. Окись алюминия (Тпл = 2050 °С; ρ = 3,6 - 4,0 г/см3) - амфотерный оксид, реагирующий с кислотными и основными оксидами. Повышает вязкость шлаков, склонна к образованию шпинелей. Нерастворима в металле.
7. Фосфорный ангидрид Р2О5 — кислотный оксид, образующий комплексные соединения с СаО, а также с другими оксидами.
9.3.5 Главные системы сварочных шлаков.
В зависимости от состава сварочные шлаки можно разбить на три группы:
1) шлаки оксидного типа, представляющие собой оксиды различных металлов;
2) шлаки солевого типа – фтористые и хлористые соли щелочных и щелочноземельных металлов;
3) шлаки оксидно-солевого типа, состоящие из солей и оксидов.
Независимо от принадлежности к той или иной группе большинство шлаков состоит из основы, или «скелета», и добавок, или примесей. Основа шлаков представляется шлаковой системой. Изучают такие системы обычно с помощью соответствующих диаграмм состояния, которые строят для двойных и тройных систем. Так как шлаковые системы часто имеют сложный состав, выбирают основную тройную систему и затем устанавливают влияние на нее остальных составляющих шлака. Ряд типовых диаграмм состояния представлен на рис. 9.19 – 9.23.
Из анализа двойных диаграмм Al2O3 и SiO2 (рис. 9.19) следует, что несмотря на высокую температуру плавления каждого компонента (Т > 2200 и 2000К соответственно), их смесь в определенной пропорции весьма легкоплавка (1773 К), что используется при разработке соответствующих сварочных флюсов. Добавлением третьего компонента (CaO) температура плавления становится меньше температуры плавления сталей. Тот же эффект отмечается в других системах: СаО + Al2O3 (рис. 9.20) и СаО + SiO2 (рис. 9.21). Однако для достижения всего комплекса технологических свойств, флюсы содержат значительно большее количество компонентов (табл. 10.1). При этом применяют так называемые псевдобинарные диаграммы плавкости, когда содержание одного компонента в 3-х компонентной системе поддерживают постоянным (рис. 9.22). В действительности в 3-х компонентной системе СаО – SiO2 – Al2O3 поверхность, соединяющая температуру плавления весьма волниста, с множеством впадин, соответствующих составам эвтектик (рис. 9.23).
-
Массообмен между расплавленным металлом,
газовой средой и шлаком
Одна из важнейших функций флюсов или электродных покрытий, применяемых при электродуговой сварке,— металлургическая обработка металла шва: его раскисление, легирование, модифицирование и рафинирование.
В связи с активным развитием окислительных процессов при дуговой сварке практически всегда есть потребность раскисления металла. Однако, чтобы получить наплавленный металл требуемого состава и свойств, одной операции раскисления недостаточно, так как металл теряет некоторые полезные примеси в результате не только окисления, но и прямого испарения под действием высоких температур. Для компенсации этих потерь, а также для введения в наплавленный металл специальных добавок различных элементов с целью повышения качества металла, параллельно с раскислением осуществляют и легирование металла. Наконец, наряду с раскислением и легированием, обязательно нужно рафинировать металл, т. е. очищать его от вредных примесей (серы и фосфора), попадающих в металл из шлака.
Таким образом, взаимодействие газовой и шлаковой фаз с жидким металлом представляет собой сложный комплекс физико-химических процессов, из которых важнейшие — реакции окисления, раскисления, легирования и рафинирования металла.
Для улучшения структуры первичной кристаллизации, ее измельчения и упорядочения в металл шва вводят небольшие количества специальных добавок - модификаторов. Наиболее сильные из них — Nb, Ti, Zr, V.
При электродуговой сварке между расплавленным металлом, шлаком и газовой средой непрерывно происходят процессы интенсивного массообмена. Естественно, что результаты этих процессов, прежде всего, и самым существенным образом, зависят от соотношения взаимодействующих масс. В общем случае влияние взаимодействующих масс металла и флюса на концентрацию элемента в металле шва может быть найдено из уравнения материального баланса элемента Э до и после сварки:
где — масса электродного металла, основного металла, флюса, металла шва и шлака соответственно.
— концентрация элемента в электродном металле, в основном металле, во флюсе, в металле шва и в шлаке соответственно.
где L – константа распределения элемента между шлаком и металлом шва,
а ; опуская, что
, окончательно получим:
Таким образом, для расчетного определения химического состава металла шва нужно знать концентрации элемента в исходных материалах, доли участия основного (I — γ) и электродного (γ) металлов в формировании шва, относительную массу β взаимодействующего с металлом шлака и константу L распределения.
Наибольшие затруднения при расчетах по выражению (9.33) вызывает недостаток надежных данных о значении L. В ряде случаев L можно найти через константу равновесия реакции или определить экспериментально.
Представляет интерес более подробно рассмотреть смысл и физическую сущность величины β.
β - коэффициент эффективности массообмена оценивается отношением массы флюса, реально участвовавшего в массообмене, к массе расплавленного металла:
значительно меньше массы расплавленного при сварке флюса. Дело в том, что только часть (иногда не более 10—15%) всего расплавившегося флюса или электродного покрытия участвует в массообмене с расплавленным металлом, тогда как большая его часть в контакт с металлом капель или сварочной ванны не вступает и, естественно, ни в каких металлургических процессах между металлом и шлаком не участвует.
Коэффициент β находят экспериментально — с помощью метода элемента-свидетеля. Во флюс добавляют небольшое количество (1—2%) элемента-свидетеля. В качестве свидетелей можно брать неокисляющиеся элементы, не взаимодействующие с флюсом, свободно и неограниченно растворяющиеся в металле шва,— благородные металлы, никель, в некоторых случаях медь. Желательно также, чтобы элемент-свидетель не входил в состав основного и электродного металлов. Тонко измельченный и равномерно распределенный по всему объему электродного покрытия или флюса, элемент-свидетель участвует вместе с ними во всех видах конвективных перемещений и при вступлении в контакт с расплавленным металлом полностью переходит в него из флюса. По концентрации элемента-свидетеля, перешедшего в металл шва из флюса, легко определить β из выражения (9.33).
Так как элемента-свидетеля нет ни в основном, ни в электродном металле, то