диплом для архива (1222348), страница 7
Текст из файла (страница 7)
3.1 Анализ механизмов образования оксидов азота при горении жидкого топлива
При сжигании органических топлив азот, содержащийся в воздухе и топливе, становится реакционно – способным и, соединяясь с кислородом, образует оксиды: NOx = NO+ NO2. Экспериментальные и промышленные исследования показали, что основная доля образовавшихся NOx, а именно 95 – 100%, приходится на монооксид (оксид) азота NO. Диоксид NO2 азота образуется в значительно меньшем количестве, и его доля примерно составляет – 4% [7].
Оксид азота NO – бесцветный газ является сильнейшим ядом, действующим на кровь и нервную систему. Диоксид азота NO2представляет собой пар буро – красного цвета. Оказывает раздражающее воздействие на дыхательные пути, приводит к отеку легких [7].
Существуют два принципиально различных источника образования оксида азота NO при горении органических топлив. Это – окисление атмосферного (молекулярного) азота N2 воздуха, используемого в качестве окислителя при горении, и окисление азотсодержащих составляющих топлива. В первом случае образуются термические и «быстрые» оксиды азота, а во втором – топливные NO [7].
Термические оксиды азота образуются при горении любых топлив в области высоких температур, если в качестве окислителя используется воздух. Окисление молекулярного азота объясняется термической теорией и происходит по цепному механизму:
O2+M O+O+M – инициирование цепи, (3.1)
N2+O NO+N, (3.2)
N+O2 NO+O, (3.3)
O+O+M O2+M – обрыв цепи. (3.4)
Данная схема получила название термического механизма акад, Я.Б. Зельдовича [7]. Позднее он был дополнен реакцией атомарного азота с гидроксилом:
N+OН NO+Н. (3.5)
В связи с высокой энергией активации реакций образования NO эмиссия оксидов азота происходит при температуре, превышающей 1800 К. В начале зоны горения концентрация термических NO интенсивно возрастает, достигая наибольшего значения непосредственно за зоной максимальных температур, и в дальнейшем не меняется по длине факела (рисунке 3.1) [7].
На выход термических оксидов азота оказывают влияние различные факторы. В зоне горения наибольшее влияние имеет температура, с увеличением которой происходит экспоненциальный рост образования NO. Увеличение времени пребывания в зоне горения также приводит к почти прямо пропорциональному росту эмиссии оксида азота [7].
Зависимость выхода NO от коэффициента избытка воздуха имеет вид экстремальных кривых с максимумами в области значений αкр=1,05-1,25 (рисунке 3.2). Рост концентрации оксида азота до αкр объясняется тем, что при малых избытках воздуха увеличение концентрации свободного кислорода способствует более активному протеканию реакции окисления азота воздуха, а при увеличении α в закритической области снижение температуры в зоне горения влияет в большей степени, чем увеличение концентрации кислорода [7].
Проведенные исследования показали, что при сжигании углеводородных топлив замеренная скорость образования NO в зоне горения была существенно выше, чем скорость образования термических оксидов азота в послепламенной зоне, оцененная по реакциям (1.1) – (1.4). При этом вблизи зоны горения наблюдались значительные количества цианида водорода НСN, а быстрое образование NO вблизи пламени соответственно появлению НСN (рисунок 3.3) [7].
Рисунок 3.1 Динамика образования оксида
азота в гозовоздушном факеле
Рисунок 3.2 Вывод термических оксидов азота в
зависимости от коэффициента избытка воздуха за
конвективным перегревателем
Рисунок 3.3 Содержание цианида
водорода и оксида азота в факеле этилена
Такое ускоренное образование NO в корневой части факела было названо «быстрым» и объясняется реагированием молекулярного азота с углеводородными радикалами, образующимися в промежуточных реакциях горения [7]:
СН+ N2 НСN+ N, (3.6)
СН2+ N2 НСN+ NН, (3.7)
С+ N2 СN+ N. (3.8)
Цианистые соединения (НСN, СN) далее реагируют с образованием аминов (NН, NН2, NН3). Последние, в свою очередь, взаимодействуют с промежуточными радикалами, образуя как оксид азота, так и молекулярный азот [7]:
NO
+RO
HCN (или CN)+R NHi (3.9)
+RN
N2
Реакции (3.6) – (3.9) протекают достаточно энергично уже при температурах 1200 – 1600 К, когда образование термических оксидов азота практически не происходит [7].
Так же, как и в случае термических оксидов азота, зависимость образования «быстрых» оксидов азота NO от избытков воздуха имеет экстремальный характер. Однако максимальные выходы «быстрых» NO наблюдается при горении богатых смесей (α=0,6-0,8) и увеличиваются с ростом температуры в зоне реагирования (рисунок 3.4) [7].
Доля «быстрых» оксидов азота в суммарном выбросе NOх, образующихся в энергетических паровых котлах, как правило, не превышает 10 – 15%. В то же время, в котлах малой мощности с суммарным выбросом NOх до 300 – 400 мг/м3, доля «быстрых» оксидов азота может возрасти до 30 – 50% [7].
Азотсодержащие соединения, входящие в состав жидких и твердых топлив, являются источником образования топливных оксидов азота. Ввиду того, что энергия диссоциации связей N-N в 2-4 раза превосходит энергию диссоциации связей C-N и N-H,азотсодержащие соединения, входящие в состав топлива, легче превращаются в NO, чем молекулярный азот воздуха. Превращение азота топлива в оксиды азота происходит при наличии в зоне реакции достаточного количества кислорода уже при температурах 950 – 1300 К [7].
Рисунок 3.4 Зависимость концентрации «быстрых»
оксидов азота от коэффициента избытка воздуха
Механизм эмиссии топливных оксидов азота является многоступенчатым и еще изучен не до конца [7].
При горении твердых и жидких азотсодержащих топлив органические нитросоединения, присутствующие в топливе, вероятно, претендуют некоторое термическое разложение, прежде чем попасть в зону горения. Предшественниками образования NO должны быть, азотсодержащие соединения с малой молекулярной массой, к примеру, NH3, HCN, CN. Вот почему в случае сжигания твердых и жидких топлив в потоке воздуха образование топливных оксидов азота протекает достаточно быстро – в основном на стадии выгорания летучих, которая завершается на начальном участке факела [7].
Коэффициент превращения (или степень конверсии) азотсодержащих компонентов топлива в оксиды азота изменяется в зависимости от содержания связанного азота в топливе Np. при очень низком содержании Np имеет место почти полная конверсия в NO [7].
Рост содержания Np до 1-1,3% снижает конверсию до 16-25% в зависимости от температуры и вида топлива (рисунок 3.5). В отличие от термических оксидов азота выход NO из азота топлива сравнительно слабо зависит от температуры, но чрезвычайно чувствителен к влиянию концентрации кислорода (рисунок 3.6). При незначительной температуре выход топливных оксидов азота пропорционален квадрату средне интегральной концентрации кислорода в факеле [7].
Рисунок 3.5 Степень конверсии топлива в
топливный оксид азота
Рисунок 3.6 Образование топливных NO в зависимости
от начальной концентрации кислорода в факеле
При типичных условиях факельного сжигания топлив в котлах концентрации диоксида азота NO2, как правило, пренебрежимо малы по сравнению с содержанием NO и обычно составляют от 0-14 мг/м до 40-60 мг/м3 [7].
Экспериментальные исследования выявили, что образование диоксида азота происходит в двух зонах: предпламенной и послепламенной. В первой зоне образовавшийся NO2 полностью разлагается. В то же время быстрое перемешивание горячих и холодных областей в турбулентном пламени может привести к быстрому замораживанию NO2, что является причиной появления относительно больших концентраций диоксида азота в холодных зонах потока. Эмиссия NO2 в послепламенной зоне происходит в верхней части топки и в горизонтальном газоходе (при Т 900 – 1000 К) и при определенных условиях также может достигать заметной величины [7].
3.2 Анализ механизмов образования продуктов неполного горения оксидов серы при сжигании мазута
Содержащаяся в топливе сера является источником образования оксидов серы SO1, сернистого SO2 и серного SO3 ангидридов. Суммарный массовый выброс SOх зависит только от содержания серы в топливе Sр [7].
Сера S в твердых топливах может содержаться в трех видах: органическая S, сульфатная Sс и колчеданная Sк. Органическая сера входит в состав сложных высокомолекулярных органических соединений топлива. Колчеданная сера представляет собой ее соединения с металлами (чаще железный колчедан FeS2) и входит в минеральную часть топлива. Сульфатная сера входит в минеральную часть топлива в виде сульфатов щелочных металлов (CaSO4 и MgSO4) и поэтому в процессе горения дальнейшему окислению не подвергается и переходит в золу. В состав газообразных топлив сера входит только в виде сероводорода H2S или сернистого ангидрида SO2. Сера в мазуте входит главным образом в состав сераорганических соединений и в меньшей степени она присутствует в виде сероводорода H2S и серы элементарной [7].
, (3.10)
, (3.11)
, (3.12)
Часть SO2 (1-5%) затем доокисляется до серного ангидрида SO3 в ходе гомогенных реакций непосредственно при горении топлива [7]:
, (3.13)
где М – любая частица или молекула;
, (3.14)
а также в результате протекания гетерогенных реакций окисления SO2 на поверхностях нагрева с участием катализаторов, которыми могут быть V2O5, Fe2O3 [7]:
, (3.15)
Образование оксидов серы при сжигании сернистых топлив в топочных устройствах паровых котлов в основном происходит на начальном участке факела [7]. Наиболее высокие концентрации SO3, в несколько раз превышающие равновесные, наблюдаются в непосредственной близости от горелки. Конечная концентрация серного ангидрида SO3 в продуктах сгорания не превышает тысячных долей процента и зависит от состава топлива, режима горения, конструкции котла и состояния поверхностей нагрева (рисунок 3.7), как правило, доля SO2, составляет 97 – 99%, а доля SO3 – 1-3% от суммарного выхода SOх. Фактическое содержание SO2 в уходящих из котлов газах колеблется от 0,08 до 0,6% об., а концентрация SO3 – от 0,0001 до 0,008% об.