Диплом (1203047), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В 2015 году: машинист крана при разгрузке контейнеров не дождавшись страхующего, стал самостоятельно спускаться по приставной лестнице с контейнера, на середине спуска произошло смещение лестницы он испугавшись, решил спрыгнуть с лестницы впоследствии этого получил травму ноги, травму отнесли к категории легких.
Произошедшие несчастные случаи, в соответствии с содержащейся в актах расследования информацией, связаны с недостатками в подготовке персонала, неудовлетворительной организацией производства работ и низкой производственной дисциплиной.[11]
В порту, при ремонте рельс заново проводили заземление портального крана, были ситуации близки к травмированию. Многие работники данного предприятия могли пострадать при не соблюдении требований охраны труда. Для предотвращения поражения электрическим током проводились расчеты и мероприятия.
Среди пострадавших при работах было травмировано работников со стажем работы свыше 3 лет и 1 года, что говорит о низком самоконтроле работников, а также недостаточном контроле со стороны производителей и ответственных руководителей работ.
Таким образом, причинами травмирования работников в 2015 году, как и в предыдущие годы, явились:
низкая дисциплина в части постоянного внимания к вопросам охраны труда при организации погрузочно-разгрузочных работ (имеет место разовое выполнение поручений, которые должны выполняться постоянно);
недостаточная работа по разъяснению требований безопасности и возможных последствий их нарушений;
пренебрежение, в том числе осознанное, требованиями безопасности в совокупности с ложной уверенностью «со мной такого не случится»;
отсутствие должного контроля за действиями членов бригады с отсутствием мер воздействия к нарушителям, что приводит к «привычке нарушать», отговоркам «всегда так делали» при выявлении нарушений и непониманию причин наказания;
недостаточный уровень эффективности проверок, проводимых руководителями и специалистами «ХМТП» по системе внутреннего технического контроля, Дня охраны труда, проверок работающих бригад.
Как видно из вышеперечисленных причин и предпосылок травмирования работников АО «ХМТП», по-прежнему работы организуются и выполняются с грубейшими нарушениями установленных требований в области охраны труда, а также отсутствует должный контроль со стороны ответственных за безопасное производство работ, так и взаимоконтроль, что не позволяет своевременно выявлять и пресекать опасные действия работников.
В целях предупреждения производственного травматизма и совершенствования работы по охране труда в АО «ХМТП», а также учитывая мероприятия, разработанные по результатам расследования несчастных случаев, произошедших, за период с 2012 по 2016 год разработана программа мероприятий по снижению рисков травматизма персонала «ХМТП» на 2017 год .
5.1 Оценка риска профессиональной заболеваемости в АО »ХМТП»
Основной целью оценки профессиональной заболеваемостью является: изучение влияние производственных факторов риска на здоровье работников основных профессиональных групп машиностроительного производства.
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) по всем заболеваниям – число случаев и дней на 100 работников. Для прогноза вероятности развития профессиональных или производственных обусловленных заболеваний использовали следующие 3 показателя риска. [5]
Отношение шансов, т.е. коэффициентов вероятности болезни и ее отсутствия в экспонированных и контрольных группах (OR):
OR = аd / вс; (5.2)
- относительный риск, т.е. отношение частот болезни в экспонированных и контрольных группах (RR);
RR = аf / се; (5.3)
- этиологическая доля, т.е. пропорциональный привнесенный риск за счет воздействия данного фактора (EF):
EF = (RR – 1) / RR. (5.4)
Для расчета этих показателей использована система обозначений для когерентного исследования и исследования случая, контроль на основе таблицы сопряженности. Объектом исследования явилось АО «ХМТП». Обследованные работники были разделены на 3 группы в зависимости от профессии и характера действующих на них факторов производственной среды и трудового процесса. В группу I вошли 68 (36 мужчин и 32 женщин) слесарей машинистов машин участка сборки двигателей, контактирующие с бензином, керосином, ацетоном, бензолом, подвергающиеся воздействию производственного шума, не превышающими ПДК и ПДУ. Группу II составили 68 (44 мужчины и 24 женщины) докеров и тальманов, подвергающиеся воздействию локальной вибрации (82–108 дБ при ПДУ 111– 124 дБ) и шума (60–68 дБА при ПДУ 75 дБА). Общим сопутствующим производственным фактором для групп I и II являлось физическое напряжение (множественные наклоны корпуса и стереотипные движения, подъем и перемещение тяжестей, рабочая поза стоя 46–55 % времени рабочей смены). В группу III (контроль) вошли 68 (14 мужчин и 54 женщины) инженерно технических работников (ИТР): начальники участков, технологи, экономисты, инженеры, без воздействия перечисленных выше неблагоприятных производственных факторов.
Общим для работников трех групп являлись повышенные сенсорные и эмоциональные нагрузки, обусловленные ответственностью за качество основной и вспомогательных работ. Статистическую обработку материала проводили на персональном компьютере с использованием стандартного пакета прикладных статистических программ и «BIOSTAT». Для сравнения средних величин количественных показателей при нормальном распределении признака и равенстве дисперсий использовали t критерий Стьюдента.
Для выявления межгрупповых различий по качественным признакам использовали критерий χ2 и χ2 с поправкой Йетса. Рассчитывали относительный риск развития заболеваний в ответ на действие экспонируемого фактора, как отношение заболеваемости среди лиц подвергавшихся и не подвергавшихся действию фактора риска. Определяли добавочный атрибутивный риск, как разность заболеваемости у лиц, подвергавшихся воздействию факторов риска и заболеваемости лиц, не подвергавшихся этому воздействию.
Для оценки уровня вклада в заболеваемость слабого, но распространенного фактора риска определяли популяционный добавочный атрибутивный риск, как произведение добавочного риска на распространенность фактора риска в популяции. Достоверным считали уровень значимости Р < 0,5. Использовался ранговый корреляционный анализ Спирмена с вычислением коэффициента корреляции (р) и однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Степень риска Индексы профессиональной заболеваемости для разных профессий предприятия представлены . Средний индекс профессиональной заболеваемости составил 0,96, что соответствует высокому уровню профессионального риска . Профессиональная заболеваемость составила 5,5 на 10 000 работников, что соответствует уровню профессионального риска выше среднего (табл. 1). Заболеваемость с ВУТ на 100 работников по всем заболеваниям составила 54,1 случая нетрудоспособности и 1123,9 дня нетрудоспособности, что соответствует среднему уровню профессионального риска. Суммируя показатели здоровья обследованных основных групп, можно сделать вывод, что работники профессиональных групп I и II имеют уровень профессионального риска выше среднего, хотя условия труда всех групп обследованных работников. Это еще раз подтверждает необходимость оценки профессионального риска по интегральным индексам и показателям здоровья. Кроме того, эти данные наглядно иллюстрируют результат комбинированного действия вредных производственных факторов.
Прогноз вероятности развития профессиональных и производственных обусловленных заболеваний Заболевания различных органов и систем вы явлены у 88,2 ± 3,3 % обследованных, причем среди работающих групп I и II статистически достоверно чаще, чем в группе III (ИТР). У большинства работающих (78,9 ± 2,9 %) выявлена сочетанная патология двух и более органов и систем. Наибольшее число практически здоровых лиц выявлено в группе III (ИТР) без воздействия основных неблагоприятных производственных факторов, характерных для групп I и II. Нозологический профиль основных выявленных заболеваний представлен. Ведущее место в структуре выявленных заболеваний занимают болезни системы кровообращения, нервной системы и опорнодвигательного аппарата.
Первое место среди выявленных заболеваний занимали болезни системы кровообращения, среди которых доминировала артериальная гипертензия. При сравнении с контрольной группой отмечались статистически значимые различия в большей частоте артериальной гипертензии у слесарей сборщиков авиационных двигателей и сборщиков мотокультиваторов – 52,9 ± 6,1 и 57,4 ± 6,0 % соответственно, против 25,0 ± 5,3 % контрольной группы. Отношение шансов, т.е. вероятность болезни в группе I составляла 3,4 по сравнению с контрольной, а в группе II – 4,0. Относительный риск развития артериальной гипертензии в группе I, в 2 раза больше, чем в контрольной, а непосредственный риск составил 28 новых случаев на 100 работающих.
Этиологическая доля в группе I равнялась 52 %, что говорит о высокой степени профессиональной обусловленности. В группе II относительный риск развития артериальной гипертензии равнялся 2,3, непосредственный – 32 новых случая, этиологическая доля составляла 57 %, что также указывает на высокую степень профессиональной обусловленности нарушений здоровья в зависимости от относительного риска.
Учитывая, что в профессиональных группах I и II отмечалось воздействие шума, повышенных сенсорных и эмоциональных нагрузок, артериальная гипертензия у них может быть расценена как производственная обусловленная патология. Между другими болезнями системы кровообращения и факторами риска статистически значимой связи не выявлено. На втором месте находились болезни нервной системы, мышечной и соединительной ткани. Полинейропатия регистрировалась достоверно значительно чаще в группах I и II по сравнению с (41,2 ± 6,0 %, 33,8 ± 5,7 % и 2,9 ± 2,0 % соответственно). Вероятность развития полинейропатии в группе I по сравнению с контрольной составила 23,1, в группе II – 16,7. Относительный риск развития полинейропатии в группе I возрастает в 14 раз по сравнению с контрольной группой, в группе II – в 11,5 раза. Непосредственный риск в группе I – 38 человек на 100 работающих дополнительно, в группе II – 31 человек.
Этиологическая доля составила 93 % в группе I и 91 % – в группе II, что свидетельствует о почти полной степени профессиональной обусловленности или профессиональном характере заболевания (воздействие химических веществ – паров бензина, керосина, ацетона, производных бензола, – в группе II, производственной вибрации – в группе II). Почти не выявлено существенных различий в распространенности остеохондроза позвоночника и радикулопатии среди работников основных профессий по сравнению с контрольной группой.
Относительный риск развития остеохондроза в группе I возрастает в 1,5 раза, а в группе II – в 1,6 раза по сравнению с группой III. Этиологическая доля в группе I равна 33 %, в группе II – 38 %, что говорит о малой степени профессиональной обусловленности данного заболевания. При других болезнях нервной, костной мышечной и соединительной ткани определить количественную оценку степени риска в связи с воздействием причинных факторов не представляется возможным, так как при значении ч2 менее 3,84 уровень значимости считается недостоверным.
Болезни органов пищеварения занимали третье место среди выявленных заболеваний. Статистически достоверной связи между факторами риска и болезнями органов пищеварения не вы явлено. Болезни органов дыхания выявлены в среднем у 20,1 ± 2,8 % работающих, занимали четвертое место в структуре заболеваний. Коэффициент вероятности болезни в группе I по сравнению с контрольной составил 4,1, в группе II – 3,2. Относительный риск развития болезней органов дыхания в группе I возрастал в 3,2 раза, а в группе II – в 2,7 раза по сравнению с группой III.
Этиологическая доля вклада профессиональных факторов в развитие болезней органов дыхания в группах I и II составила 69 и 63 % соответственно, что свидетельствует об очень высокой и высокой степени профессиональной обусловленности нарушений здоровья в зависимости от относительного риска (воздействие химических веществ в группе I, абразивных и масляных аэрозолей – в группе II). Особый интерес представляет нейросенсорная потеря слуха, которая достоверно чаще встречалась среди обследованных групп I и II, подвергающихся воздействию производственного шума. Коэффициент вероятности болезни в группе I и ее отсутствие в контрольной составил 9,3 в группе II – 11,9. Вероятность развития нейросенсорной тугоухости возрастала в 7,3 раза в группе I и в 8,7 раз в группе II по сравнению с контрольной. Этиологическая доля составила 87 % в группе I и 89 % в группе II, что говорит о почти полной степени профессиональной обусловленности, т.е. профессиональном характере заболевания.
Учитывая вышеизложенные факты для определения приоритетов профилактических мероприятий, можно сделать вывод, что работники основных профессиональных групп предприятия АО «ХМТП» имеют повышенный риск развития полинейропатии, нейросенсорной тугоухости и болезней органов дыхания. Поэтому на первом месте должны быть мероприятия, направленные на снижение риска развития именно этих заболеваний.
Таким образом, при воздействии неблагоприятных производственных факторов малой интенсивности (не превышающих ПДК и ПДУ) углубленный анализ гигиенического и клинического материала дает возможность оценить компонентный вклад многофакторного интенсивного воздействия, оценить степень риска, прогноз развития профессиональных и производственных обусловленных заболеваний, построить систему мер профилактики с учетом первоочередных и приоритетных мероприятий.