Арбитражный процесс (1185471), страница 115
Текст из файла (страница 115)
--------------------------------
<*> Ошибкой является отождествление "постоянно действующего третейского суда" с организационной правовой формой.
- постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;
- такая организация должна являться юридическим лицом;
- "Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:
1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
3) утвердила список третейских судей" (ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации").
Направление в компетентный суд документов об образовании постоянно действующего третейского суда имеет уведомительный характер <*>.
--------------------------------
<*> Копии перечисленных документов направляются в арбитражный суд и/или в районный суд общей юрисдикции в зависимости от объема компетенции постоянно действующего третейского суда (круга споров, которые указаны в Положении о постоянно действующем третейском суде как отнесенные к его компетенции).
Какие-либо правила направления копий документов об образовании постоянно действующего третейского суда в компетентный суд и их рассмотрения в компетентном суде в законодательстве не установлены. На практике копии документов об образовании постоянно действующего третейского суда адресуются в компетентный суд, например в Арбитражный суд г. Москвы. Они направляются по почте с уведомлением о вручении или сдаются в канцелярию компетентного суда. Дата получения компетентным судом копий вышеназванных документов на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияет.
Новые редакции правил постоянно действующих третейских судов направляются в компетентный суд, однако ни принятие новых редакции таких правил, ни их направление в компетентные суды на дату образования постоянно действующего третейского суда не влияют.
"Образование" третейского суда для разрешения конкретного спора фактически означает формирование состава третейского суда.
К иным отличающимся своеобразием новеллам проекта Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" относятся положения:
- об исключении возможности образования третейских судов при органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 2 ст. 3);
- о недопустимости понуждения к третейскому разбирательству путем включения третейских соглашений в договоры присоединения (п. 3 ст. 5);
- об установлении квалификационных требований к третейским судьям. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального рассмотрения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Дополнительные квалификационные требования к третейским судьям могут быть согласованы сторонами (ст. 8);
- о запрете выполнять функции третейских судей лицам, которые в соответствии с их должностным статусом, определенным федеральным законом, не могут быть избраны (назначены) третейскими судьями (ст. 8). Такой запрет уже предусмотрен в изменениях, внесенных в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
3. Положения АПК РФ 2002 г.
Положения АПК 2002 г. в значительной мере согласованы с положениями законов о третейском разбирательстве, а также с положениями Нью-Йоркской конвенции "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений".
За основу такого согласования принято принципиальное решение о необходимости развития и распространения третейского разбирательства в России как основанного на принципе свободы волеизъявления сторон гражданско-правовых договоров.
Положения нового процессуального законодательства, корреспондирующие законодательству о третейском суде, более полно и точно регламентируют выполнение государственными судами в Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства. В целях гармонизации практики выполнения таких функций в отношении всех третейских судов в сфере экономики изменены правила о подведомственности заявлений об отмене/приведении в исполнение их решений. Из компетенции судов общей юрисдикции такие дела переданы в компетенцию государственных арбитражных судов. Сокращено количество судебных инстанций, в которые обжалуются определения, выносимые по результатам рассмотрения заявлений об отмене/принудительном исполнении решений третейских судов (международных коммерческих арбитражей): такие определения не подлежат апелляционному обжалованию.
По правилам гл. 8 АПК на основании заявления стороны третейского разбирательства могут быть приняты обеспечительные меры арбитражным судом по месту нахождения третейского суда, либо по месту нахождения или месту жительства должника, либо по месту нахождения имущества должника <*>.
--------------------------------
<*> Таким образом, создана правовая основа для применения ст. 9 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", а также ст. 25 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации".
Основаниями для оставления иска без рассмотрения и прекращения производства по делу (ст. ст. 148, 150 АПК), соответственно, являются: наличие соглашения сторон о рассмотрении данного дела третейским судом либо наличие решения третейского суда по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В АПК 2002 г. включена отдельная гл. 30: "Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов".
§ 4. Международные договоры с участием России
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".
Российская Федерация как правопреемник СССР участвует в Нью-Йоркской конвенции от 10 июня 1958 г. "О признании и исполнении иностранных арбитражных решений", а также в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 1961).
В Российской Федерации остается в силе принятая странами - членами СЭВ в 1972 г. Конвенция "О разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества".
Российская Федерация участвует в заключенном странами - членами СНГ в 1992 г. Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Формально это Соглашение распространяется и на исполнение решений третейских судов, вынесенных на территории одного из государств - участников Соглашения, на территории других государств-участников.
Ряд двусторонних договоров Российской Федерации содержит положения о третейском разбирательстве споров.
1. Конвенция ООН "О признании и приведении в исполнение
иностранных арбитражных решений"
(Нью-Йоркская конвенция 1958 г.)
Принятая в 1958 г. Конвенция ООН "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" была призвана продолжить традицию, начало которой было положено принятыми в начале 20-х гг. ХХ в. двумя многосторонними международными договорами. Этими двумя международными договорами были:
а) Протокол об арбитражных соглашениях (Женевский протокол 1923 г.);
б) Конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений (Женевская конвенция 1927 г.).
Предназначение Женевского протокола состояло в создании международно-правовой основы для признания договаривающимися государствами действительности арбитражных соглашений, включаемых в договоры находящимися под их юрисдикцией сторонами. Стороны могли договориться о передаче в арбитраж, в том числе на территории страны, чьей юрисдикции стороны не подчинялись, всех или любых разногласий, которые могут возникнуть в связи с таким договором, в том числе и коммерческого характера. Для этого исторического периода было чрезвычайно важным признание допустимым заключения арбитражных соглашений в отношении как уже возникших, так и будущих споров. Сфера действия Женевского протокола была ограничена применением только к сторонам из разных государств, а также возможностью его подписания с "коммерческой оговоркой" - о применении его только к спорам коммерческого характера, определявшегося по законодательству соответствующего государства. Кроме того, Женевский протокол предусматривал обязательство договаривающихся сторон "обеспечить исполнение своими властями в соответствии с положениями национального законодательства арбитражных решений, вынесенных на его собственной территории..." <*>.
--------------------------------
<*> См.: Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. Учебное пособие для высших юридических учебных заведений. СПб., 2001. С. 44.
Женевская конвенция, участвовать в которой могли только страны, подписавшие Женевский протокол, в определенной мере расширила сферу применения Женевского протокола. Теперь арбитражное решение подлежало исполнению на территории любого государства - участника Женевского протокола и Женевской конвенции, а не только на территории того государства, где оно было принято.
Несомненным достижением Женевской конвенции было исключение пересмотра арбитражного решения "по существу". В Женевской конвенции содержались унифицированные требования, соблюдение которых требовалось для исполнения иностранного арбитражного решения, а также три основания для отказа в его исполнении: "...аннулирование решения в стране, где оно было вынесено; неизвещение проигравшей стороны за достаточный период времени об арбитражном разбирательстве, что повлекло невозможность подготовиться к процессу; вынесение решения по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения" <*>.
--------------------------------
<*> Брунцева Е.В. Указ. соч. С. 45.
В Женевской конвенции было два ограничительных условия:
1) "двойная экзекватура" (double exequatuer) - возможность исполнения только такого иностранного решения, которое стало "окончательным" (final) в стране его происхождения. Испрашивающая исполнение сторона должна была получить подтверждение окончательности решения ("экзекватуру") в суде той страны, на территории которой было принято арбитражное решение, а затем "приказ об исполнении этого решения" (enforcement order) в суде той страны, на территории которой подлежало исполнению иностранное арбитражное решение;
2) возложение на ходатайствующую об исполнении иностранного арбитражного решения сторону бремени доказывания отсутствия основания для отказа в исполнении.
Масштабные перемены в практике международной торговли потребовали пересмотра не отвечавших новым условиям положений Женевской конвенции. Начатая в 1953 г. по инициативе Международной Торговой Палаты (ICC, Paris) работа над проектом новой международной конвенции об исполнении иностранных арбитражных решений завершилась принятием 10 июня 1958 г. под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенции о признании и исполнении иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция 1958 г.).
Нью-Йоркская конвенция - многосторонний (универсальный) международный договор, ставший важной вехой в становлении института международного коммерческого арбитража. Почти беспрецедентное увеличение числа государств - участников Конвенции - до 133 - означает возложение на государственные суды 133 стран <*> обязанности по соблюдению двух основополагающих закрепленных в Конвенции начал:
--------------------------------
<*> www.uncitral.org/en-index.htm.
1) признание обязательности арбитражного соглашения;
2) признание и исполнение арбитражных решений как результата основанного на арбитражном соглашении третейского - частного, негосударственного - разбирательства правовых споров.
К основным достижениям Нью-Йоркской конвенции относятся <*>:
--------------------------------
<*> См.: Albert Jan van den Berg. The New York Arbitration Convention of 1958: Towards a Uniform Judicial Interpretation, Kluwer and Taxation Publishers. Deventer. BostoN , 1981, 1994 reprint. (TMC Asser Institute, The Hague). P. 8 - 9.
- введение унифицированного правила, требующего соблюдения письменной формы арбитражного соглашения (ст. II (2));
- упразднение "двойной экзекватуры", на которое указывает замена требования о том, чтобы иностранное арбитражное решение было окончательным (final) в стране его вынесения, на требование обязательного характера (binding) такого решения для сторон;
- распространение сферы применения на территорию всех государств - участников Нью-Йоркской конвенции (за исключением примерно трети государств-участников, которые подписали Конвенцию с первой оговоркой о применении Конвенции только в отношении решений, вынесенных на территории "другого Договаривающегося Государства") (ст. I (3));
- перераспределение бремени доказывания: вместо возложения на ходатайствующую о признании и исполнении иностранного решения сторону обязанности доказать наличие установленных для этого оснований - обязанность по доказыванию наличия оснований для отказа в признании и исполнении возложена на ту сторону, в отношении которой испрашиваются признание/исполнение (ст. V (1));
- изменение правила Женевской конвенции о том, что образование состава арбитража и арбитражный процесс на территории иностранного государства всегда должны осуществляться в соответствии с законом (law) места арбитража. В ст. V (1 "d") установлено, что для отказа в признании и исполнении должно быть доказано несоответствие порядка формирования состава арбитража или арбитражного процесса соглашению сторон и только в отсутствие такового - закону страны места арбитража;
- закрепление "правила более выгодной нормы", в соответствии с которым положения Нью-Йоркской конвенции не затрагивают действительности других многосторонних или двусторонних договоров о признании и приведении в исполнение арбитражных решений и не лишают никакую заинтересованную сторону права воспользоваться любым арбитражным решением в том порядке и в тех пределах, которые допускаются законом или международными договорами страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение такого арбитражного решения (ст. VII (1)).