Путилов К.А. Термодинамика (1185138), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Из такого экстремального определения энтропии непосредственно следует, что энтропия является функцией состояния, так как всякая экстремально определенная величина становится не зависящей от пути процесса. Однако, чтобы вышеприведенное определение энтропии было законным, надо предварительно доказать существование минимума. Без теоремы, доказывающей, что существует минимум теплоотдачи, если ограничена температура теплоотдающих тел, мое определение энтропии не было бы законным и не могло бы быть положено в основу термодинамики.
Поэтому я начинаю изложение учения об энтропии с доказательства теоремы о минимальной теплоотдаче и доказываю эту теорему, следуя логическому строю работ Клаузиуса и Томсона, т. е. исходя из невозможности перпетуум-мобиле второго рода. Теоремой о минимальной теплоотдаче я пользуюсь также в качестве базиса для второго определения. Я определяю связанную энтропию как наименьшее количество тепла, которое надо отнять у тела, чтобы равновесно перевести его из заданного состояния в начальное, отнимая теплопри температурах не ниже температуры заданного состояния. Следует обратить. особое внимание на то, что здесь, в отличие от определения энтропии, фигурирует температурный уровень, сопряженный с заданным состоянием тела. Таким образом, устанавливается, что внутренняя энергия тела может быть. всегда представлена как сумма двух термодинамических составляющих— связанной энергии и свободной энергии. Вслед за этим я доказываю теорему об абсолютной температуре, а именно, что для изотермических состояний всех тел отношение связанной энергии к энтропии имеет одинаковое численное значение, всегда положительное и возрастающее при повышении температуры.
Основываясь на этой теореме, я называю абсолютной температурой степень отклонения тела от состояния- теплового равновесия с пространством, не содержащим ни вещества, ни лучистой энергии, измеряемую отношением связанной энергии к энтропии. После этого мне остается показать, что такого рода определение энтропии и температуры обеспечивает совпадение результатов с обычными формулами термодинамики. Мне всегда представлялось противоестественным пользование формулами, в которые входят величины, еще только подлежащие определению, т. е.
такие величины, о физическом смысле которых оказывается возможным судить только после ряда математических операций с формулами. Поэтому я позаботился о том, чтобы в предложенном мной ходе рассуждений существенную рольиграл анализ основных термодинамических понятий и чтобы написанию формул предшествовало строгое определение всех величин, входящих в формулы. Конечно, большой труд потребовался, чтобы довести сжато охарактеризованный здесь метод до должной научной строгости, но я надеюсь,, что меня не упрекнут в том, что этот труд был бесплоден.
1б Сказанное в тексте (в частностн, на стр. 42) относнтся к ЗО-и годам н к класснческой термодинамике. Последнне два-трн десятнлетня ннтенснвио развивается термодннамяка необратнмых процессов, устанавлнвающая основные соотношення между свойствамн снстем, находящнхся в неравновесном состояннн. Свойства подобных снстем в общем случае являются функцией простраяственных координат н временн. Неравновесная термодинамика, возннкшая в 40-х годах (И.
Пригожнн н др.) н восходящая к работе Фурье, находнт широкое н плодотворное прнмененне к процессам переноса энергнн н вещества (теплопроводность, диффузия н т. д.; см., например, [А — 6, 7, 2













