Северин В.А. - КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (1184126), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Для нашей страны еще в советское время потери от тотального засекречивания научно-технических разработок были весьма значительны. По оценке специалистов в 1990-е гг. государство практически перестало поддерживать изобретательскую деятельность. Россия имеет более низкую долю затрат на НИОКР (в 2,4 раза ниже среднемировой)1. Большая часть изобретений в СССР не была запатентована и до сих пор держатся в секрете, с соблюдением режима «ноу-хау». Их продажа за рубеж не всегда является выгодным делом для государства2, тем более что большая часть изобретений применяется в создании военной техники и поэтому имеет гриф «Государственная тайна».
Негативные последствия ограничения оборота информации оказывают непосредственное влияние на эффективность использования КЗИ для научно-технического прогресса. Совершенно очевидно, что при ограничении доступа специалистов к информации затрудняется ее использование в научно-технических разработках и тем самым ухудшается качество и удлиняется срок исследования. Темпы научно-технического прогресса в отраслях экономики определяются в значительной мере НИОКР, результаты которых базируются на научных открытиях и фундаментальных работах, поэтому их засекречивание должно производиться в обоснованных случаях.
Оценивая последствия закрытия информации, нужно иметь в виду и воздействие на эффективность использования КЗИ для успешного развития рыночной экономики в России. Отдельные сведения, относимые к категории КЗИ, могут эффективно использоваться в экономической политике государства. Засекречивание таких сведений организацией косвенно причиняет вред государству. Однако вместе с тем публикация КЗИ может причинить ущерб частным интересам организаций. Поэтому речь идет о компенсации государством ущерба в случаях раскрытия КЗИ по требованию его органов.
Итак, при решении вопроса о засекречивании сведений необходимо учитывать его возможные отрицательные последствия.
Анализ и сопоставление возможного ущерба при разглашении (утечке) сведений, с одной стороны, и отрицательных последствий засекречивания — с другой, позволяют определить целесообразность защиты той или иной информации. Однако для включения ее в соответствующий перечень этого недостаточно. Необходимо учитывать степень важности КЗИ.
9 Законе о коммерческий тай ни отсутствует классификация сведений, составляющих коммерческую тшшу с учетом степени их конфиденциальности. Анализ правовой практики показынает, что и большинстве крупных орта мм шпий применяется подход, позволяющий классифицировать информацию, составляющую коммерческую «айну. Критерием классификации является размер ушероа, причиненного ор1анишиии# В литературе отсутствую! предложения по градации категорий ущерба, Безусловно, предельный размер ущерба определяется индивидуально каждой организацией. Вместе с тем применительно к любой организации 'жепертиым путем мо1уI быт* условно, па наш пилил, выделены три категории ущерба: коммерческая тайна (КТ) первой категории (ущерб), КТ второй категории (крупный ущерб), КТ третьей категории (тяжкие последствии и аиле банкротств организации)* Повышенно категории возможного ущерба от разглашения (утечки) К'ЗИ непосредственно влияет на уровень охраны конфиденциальности такой информации.
Изучение корпоративных документов, устанавливающих режим коммерческой тайны, показывает, что на практике не существует каких-либо различий, например в правилах обращении с документами различной категории конфиденциальности. Поэтому кроме общих требований, предъявляемых к охране конфиденциальности информации, необходимо дополнительно закрепим, правила, позволяющие учитывать различный уровень защиты хотегорированиой КЗИ* Эти вопросы должны диффе* реицированни отражаться в системе безопасности организации (допуск и доступ лиц к КЗИ, иоспитятельпо-профиликтическни работа( контрольная и аналитическая деятельность по выявлению и предупреждению правонарушений в сфере обращении информации)!
Ни определение степени охраны конфиденциальности КЗИ существенное влияние оказывает •фактор времени*. Рассматривай вопросы, I-ни мппые с охраной канфидеициальироти информации, следует учитывать ее аклупльмооть, То, что вчера представляло коммерческий интерес, сегодня может потерять свое значение, В то же время появляются новые сведения, требующие зашиты. Примером, подтверждающим- учет государственными органами влиянии фактора времени па определенно степени охраны информации, является истории развития института закрытых перечней сведений, составляющих государственную тайну (да лое Перечень) а советский период, Изучение их содержания подтверждает тенденцию расширения или сужения категорий сведений, составляющих государственную тайну, в зависимости от времени принятия Перечня1,
Так, 0 Перечень (1959) по сравнению с предыдущим, в котором военной тайной признавались сведения 0 мобилизационных планах и сводные данные в целом по стране, вооруженным силам, родам войск, министерствам, ведомствам, армиям, флотилиям и предприятиям союзного значения, вошли аналогичные сведения по отдельным наиболее важным предприятиям, выпускающим специальные виды вооружения. Кроме того, был утвержден специальный перечень «Особо режимных и наиболее важных предприятий* выпускающих специальные виды вооружения», который ранее не существовал. В Перечне (1966) названные сведения были конкретизированы с указанием видов вооружения, имевшихся в то время в Вооруженных Силах СССР.
Расширение или сужение категорий сведений, составляющих государственную тайну, представляет собой объективный процесс, учитывающий изменения во внешней и внутренней политике нашего государства, развитие науки и техники и другие факторы. Перечень главнейших сведений» составляющих государственную тайну (ПГС), судя по времени внесения в него изменений, являлся более стабильным правовым актом. Этот вывод подтверждается результатами анализа. Так, в СССР за период с 1918 по 1926 гг. были приняты четыре перечня, с интервалом в среднем два года. Перечень (1926) действовал без изменений почти 21 год. Соответственно Перечень, утвержденный в 1947 г. — 9 лет, 1956 — 10 лет, 1966 — 14 лот и в 1980 г. — 11 лет. В министерствах и ведомствах действовали на основании ПГС свои перечни, в которые более оперативно вносились изменения и дополнения. Эта работа носила систематический характер и позволяла более гибко реагировать на происходящие изменения в науке и технике.
В общесоюзных правовых актах (Инструкция № 0126 — 87 г. и др.) подчерки вилось о необходимости учета фактора времени и определении в этой связи в ведомственном перечне контрольного срока пересмотра степени секретности, тех иди иных сведений. В Инструкции прямо содержалось требование о том, что степень
В Законе о коммерческой тайне отсутствует классификация сведений, составляющих коммерческую тайну с учетом степени их конфиденциальности. Анализ правовой практики показывает, что в большинстве крупных организаций применяется подход, позволяющий классифицировать информацию, составляющую коммерческую тайну. Критерием классификации является размер ущерба, причиненного организации. В литературе отсутствуют предложения по градации категорий ущерба. Безусловно, предельный размер ущерба определяется индивидуально каждой организацией. Вместе с тем применительно к любой организации экспертным путем могут быть условно, на наш взгляд, выделены три категории ущерба: коммерческая тайна (КТ) первой категории (ущерб), КТ второй категории (крупный ущерб), КТ третьей категории (тяжкие последствия в виде банкротства организации). Повышение категории возможного ущерба от разглашения (утечки) КЗИ непосредственно влияет на уровень охраны конфиденциальности такой информации.
Изучение корпоративных документов, устанавливающих режим коммерческой тайны, показывает, что на практике не существует каких-либо различий, например в правилах обращения с документами различной категории конфиденциальности. Поэтому кроме общих требований, предъявляемых к охране конфиденциальности информации, необходимо дополнительно закрепить правила, позволяющие учитывать различный уровень защиты категорированной КЗИ. Эти вопросы должны дифференцированно отражаться в системе безопасности организации (допуск и доступ лиц к КЗИ, воспитательно-профилактическая работа, контрольная и аналитическая деятельность по выявлению и предупреждению правонарушений в сфере обращения информации).
На определение степени охраны конфиденциальности КЗИ существенное влияние оказывает «фактор времени». Рассматривая вопросы, связанные с охраной конфиденциальности информации, следует учитывать ее актуальность. То, что вчера представляло коммерческий интерес, сегодня может потерять свое значение. В то же время появляются новые сведения, требующие защиты. Примером, подтверждающим учет государственными органами влияния фактора времени на определение степени охраны информации, является история развития института закрытых перечней сведений, составляющих государственную тайну (далее — Перечень) в советский период. Изучение их содержания подтверждает тенденцию расширения или сужения категорий сведений, составляющих государственную тайну, в зависимости от времени принятия Перечни1.
Так, в Перечень (1959) по сравнению с предыдущим, в котором военной тайной признавались сведения о мобилизационных планах и сводные данные в целом по стране, вооруженным силам, родам войск, министерствам, ведомствам, армиям, флотилиям и предприятиям союзного значения, вошли аналогичные сведения по отдельным наиболее важным предприятиям, выпускающим специальные виды вооружения. Кроме того, был утвержден специальный перечень «Особо режимных и наиболее важных предприятий, выпускающих специальные виды вооружения», который ранее не существовал. В Перечне (1966) названные сведения были конкретизированы с указанием видов вооружения, имевшихся в то время в Вооруженных Силах СССР.
Расширение или сужение категорий сведений, составляющих государственную тайну, представляет собой объективный процесс, учитывающий изменения во внешней и внутренней политике нашего государства, развитие науки и техники и другие факторы. Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну (ПГС), судя по времени внесения в него изменений, являлся более стабильным правовым актом. Этот вывод подтверждается результатами анализа. Так, в СССР за период с 1918 по 1926 гг. были приняты четыре перечня, с интервалом в среднем два года. Перечень (1926) действовал без изменений почти 21 год. Соответственно Перечень, утвержденный в 1947 г. — 9 лет, 1956 — 10 лет, 1966 — 14 лет и в 1980 г. — 11 лет. В министерствах и ведомствах действовали на основании ПГС свои перечни, в которые более оперативно вносились изменения и дополнения. Эта работа носила систематический характер и позволяла более гибко реагировать на происходящие изменения в науке и технике.
В общесоюзных правовых актах (Инструкция № 0126 — 87 г. и др.) подчеркивалось о необходимости учета фактора времени и определении в этой связи в ведомственном перечне контрольного срока пересмотра степени секретности, тех или иных сведений. В Инструкции прямо содержалось требование о том, что степень секретности категорий сведений изменяется в связи с появлением Объективных факторов, вызывающих необходимость ее корректировки, в частности и фактор времени, т.е. появление новых достижений науки и техники, снятие того или иного изделия с вооружения и др.
В период рыночной экономики коммерческие организации сами решают, какая информация представляет для них коммерческую ценность в тот или иной период времени. Работа по установлению и изменению категорий сведений, составляющих КЗИ, ведется силами самой организации, как правило, без привлечения посторонних лиц.
Корпоративные акты организации содержат правила и устанавливают порядок проведения этой работы. В частности, степень конфиденциальности сведений по НИР и ОКР, составным их этапам и частям, выполняемым по отдельным заданиям, определяется заказчиком и подрядчиком (исполнителем) непосредственно в техническом задании либо в отдельно прилагаемом к нему документе. Для выявления факторов, влияющих на изменение степени конфиденциальности КЗИ, необходимо проанализировать особенности жизненного цикла разработки изделия. Это наглядно проявляется на различных этапах создания тех или иных изделий.
На этапе научных исследований к защищенным сведениям имеет доступ ограниченное число исполнителей. Технические процессы, связанные с различного рода излучениями, практически отсутствуют. В таких условиях организовать защиту сведений можно с достаточной степенью надежности.
По мере перехода от НИР к ОКР и созданию опытных образцов, их испытаний, серийного производства и эксплуатации значительно увеличивается круг лиц, имеющих доступ к защищенным сведениям, и количество материальных носителей, содержащих такие сведения. Одновременно возрастают возможности конкурентов по получению защищаемой информации с помощью технических средств разведки. Становится значительно сложнее защищать сведения с необходимой степенью надежности, а порой практически невозможно это сделать. Поэтому необходимо проводить корректировку степени конфиденциальности сведений для предотвращения ущерба организации от необоснованного засекречивания информации. Такую корректировку целесообразно проводить и в том случае, когда на защиту КЗИ предполагается использовать значительные материальные и иные ресурсы, превышающие сумму возможного ущерба.
При принятии решения о рассекречивании информации следует учитывать осведомленность конкурентов о ведущихся работах. Такие данные службы безопасности получают путем анализа материалов зарубежных публикаций, изучения докладов ученых и специалистов конкурирующих фирм на съездах, конференциях, симпозиумах и т.д., причем осведомленность в КЗИ одного конкурента не означает отмену ее защиты по отношению к другим конкурирующим фирмам. Кроме того, необходимо учитывать решения Правительства РФ о продаже техники и технологии за рубеж, содержащих КЗИ. Организация в этом случае вынуждена рассекречивать передаваемые за рубеж изделия и технологии.
Вопрос о снятии грифа «Коммерческая тайна» с документов, изделий и работ полностью находится в ведении коммерческой организации. Вмешательство государства в этот процесс не допускается, кроме случаев, установленных законом.