Диссертация (1173994), страница 14
Текст из файла (страница 14)
На сегодня 43 страны его подписали и 22 - ратифицировали.Особо отметим, что эта Конвенция для обеспечения эффективного выполнения сторонами ее положений устанавливает особый механизм мониторинга. Также ею предлагается осуществлять поддержку жертв сексуальногонасилия и эксплуатации.Стороны принимают необходимые законодательные или другие мерыдля обеспечения создания соответствующих легкодоступных консультативных центров помощи жертвам изнасилования или сексуального насилия вдостаточномколичестведляобеспечениямедицинскойисудебномедицинской экспертизы, поддержки в случае травм и предоставления консультаций жертвам.Конвенция обязывает государства ввести уголовную ответственностьза такие деяния, как:- принудительные браки;Конвенция также призывает вовлекать в работу по борьбе с насилием вотношении женщин и домашним насилием все соответствующие госучре1 Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщини домашним насилием.
11.05.2011года. Стамбул // СПС Консультант Плюс70ждения и службы, обеспечив их координацию. Насилие в отношении женщин рассматривается в Стамбульской конвенции, как нарушение прав человека и форма дискриминации. Если государство не реагирует на него соответствующим образом, то на страну возлагается ответственность за подобноепреступление.Принятие этой Конвенции, еще один шаг в деле противодействия сексуальной эксплуатации человека в России.
Тем не менее, положения и этойКонвенции в России весьма серьезно критикуются1, в связи, с чем ее ратификация, в обозримом будущем, находится под вопросом.Выводы по параграфу: Таким образом, в международном уголовномправе в настоящее время нет единых подходов к противодействию сексуальной эксплуатации (наиболее разработанными можно считать подходы к сексуальной эксплуатации детей). Единая дефиниция «сексуальной эксплуатации» в международном праве также отсутствует. Тем не менее, анализ международных актов, свидетельствует о том, что сексуальная эксплуатациявключает, как минимум эксплуатацию проституции других лиц, понуждениек действиям сексуального характера в целях получения определенной выгоды. В ряде актов можно выделены такие признаки сексуальной эксплуатациикак использование зависимости (подневольного состояния) и действия в видепромысла (вместе или раздельно).Выводы по первой главе:1.Противодействие сексуальной эксплуатации в широком смысле - этоуголовно-правовая реакция государства на социальные отклонения выраженныеформамисексуальнойэксплуатации.Социальнаяиуголовнополитическая потребность противодействия сексуальной эксплуатации подтверждается распространенностью, масштабами и общественной опасностьюданного явления.
Она нарушает сексуальные свободы человека, закреплённые в международных правовых актах (в частности, Всеобщей декларации1 См. напр.: Стамбульская конвенция: что написано в скандальном документе //http://rus.delfi.lv/news/daily/story/stambul skaya-konvenciya-chto-napisano-v-skandalnomdokumente.d?id=4742352971прав человека) и в национальных законодательствах. Сексуальная эксплуатация - высокодоходный промысел.
По масштабности и прибыльности онауступает лишь торговле оружием и наркотиками.Государствоиобществопризнают этидействияобщественноопасными, что выражается, в первую очередь, в их общественном осуждениии криминализации.2.В основе сексуальной эксплуатации лежит обращение человека вподневольное состояние, при котором зависимость подневольного лица используется как инструмент извлечения дохода.
Формы эксплуатации, обусловленные характером использования зависимости, имеют производноезначение. Они исполняют роль криминообразующих признаков криминализации эксплуатации человека человеком (признаков, как основного, так иквалифицированного составов).В социальном плане (в контексте отношений между людьми) для понимания сущности эксплуатации значима характеристика эксплуатации каксистемы присвоения результатов труда (усилий) других людей. Материалистический подход к пониманию эксплуатации как социального и экономического явления позволяет выделить три признака эксплуатации как системыприсвоения одним лицом усилий другого: подневольное состояние (зависимость); регулярность использования зависимости других лиц; использованиеэксплуататорами зависимости людей в качестве инструмента для получениядохода.
Второй и третий признак эксплуатации сопоставимы с понятием«промысел», хорошо разработанным еще советской уголовно-правовой теорией. Оно определялось как систематическое получение материальной выгоды в качестве основного или дополнительного (но регулярного) источникадохода. Тем самым, эти признаки можно свести к использованию зависимости (подневольного состояния) и действия в виде промысла (что включает всебя регулярность извлечения дохода).
Применительно к сексуальной эксплуатации данные признаки являются определяющими при характеристике72использования сексуального поведения человека, находящегося в подневольном состоянии.3. Сексуальная эксплуатация причиняет вред сексуальной свободе. Однако этой свободы нет в системе объектов уголовно-правовой охраны. Глава18 УК содержит в своем названии указание не на сексуальную свободу, а наполовую свободу и половую неприкосновенность. Это означает, что уголовным законом охраняются только позитивные отношения между лицами разного пола. Статьями 131-135 УК предусмотрена ответственность за преступления, причиняющие вред таким интересам, которые входят в содержаниесексуальной свободы человека и заключаются в защищенности ее от соответствующей эксплуатации.
Отношения сексуальной свободы, с одной стороны,и отношения половой свободы и половой неприкосновенность соотносятсякак часть и целое.При разграничении схожих, но различных по видовому и даже родовому объектам, деяний необходимо учитывать существенные признаки сексуальной эксплуатации, хотя бы ее форма и была связана с нарушением половой свободы и половой неприкосновенности или общественной нравственности. У сексуальной эксплуатации могут быть разными непосредственные,видовые и родовые объекты, но существенные признаки общие. Для повышения эффективности уголовно-правового противодействия ей необходимовключить эти признаки в составы преступлений, предусмотренных разными(17, 18 и 25) главами УК.4.
В современных государствах, в большей части уголовных законовразличные формы сексуальной эксплуатации криминализируются в рамкахразличных, зачастую несвязанных друг с другом деяний (работорговля, проституция, преследование, домогательство и т.д.). Существенные признакисексуальной эксплуатации (использования зависимости или подневольногосостояния и действия в виде промысла) одновременно используются только вкипрском Законе № 3 (1) от 2000 года «О борьбе с торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией детей».
Нормативная конкретика указанного зако73нодательного акта говорит о последовательности решения этой уголовнополитической задачи. Законодательства зарубежных стран по-разному определяют уголовно-политические цели: для одних стран противодействие сексуальной эксплуатации является актуальной задачей, а для других - нет. Вроссийском уголовном законе, уголовно-правовой науке уже наметиласьтенденция по усилению противодействия сексуальной эксплуатации. Однакоэти нормы еще не образуют системы в силу отсутствия тесной взаимосвязимежду ними.5.
Уголовная ответственность, как гарантия защищенности личности отсексуальнойэксплуатации,предусмотренакомплексоммеждународноправовых актов. Всеобъемлющая стратегия ООН по оказанию помощи иподдержки жертвам сексуальной эксплуатации сексуальных надругательствсо стороны персонала ООН определяет сексуальную эксплуатацию как «любое злоупотребление или покушение на злоупотребление уязвимым положением, властью или доверием в сексуальных целях, включая, в частности,приобретение денежной, социальной или политической выгоды от сексуальной эксплуатации другого лица, но, не ограничиваясь вышесказанным».6. На основании проведенного анализа, также полагаем, что Россиинеобходимо ратифицировать т.н.