Автореферат (1173977), страница 6
Текст из файла (страница 6)
2054 УК РФ). Поэтому, исходя из этихсоображений,ограничиватьоснованияосвобожденияотуголовнойответственности за участие в террористическом сообществе мы неусматриваем.Глава«ОрганизацияIIдеятельноститеррористическойорганизации и участие в деятельности такой организации (ст.
2055 УКРФ)включаетдвапараграфа.Впервомпараграфе«Организациядеятельности террористической организации (ч. 1 ст. 2055 УК РФ):уголовно-правоваярегулирования,характеристика,практиканедостаткиквалификацииизаконодательногоназначениянаказания»29установлено, что фактическое создание организации автоматически не влечетза собой ответственности по ст.
2055 УК РФ (для ее наступления требуетсяпризнание ее в порядке, установленном в ч. 2 ст. 24 Федерального закона «Опротиводействии терроризму», террористической). Таким образом, в отличиеот преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2054 УК РФ, в составепреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2055 УК РФ, отсутствует такаяформа объективной стороны как создание (организации).Используемые в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №1 от 9февраля 2012 г.
«О некоторых вопросах судебной практики по уголовнымделамопреступленияхтеррористическойнаправленности»дляхарактеристики понятия «организация деятельности» слова «возобновлениедеятельности» или «продолжение деятельности» вполне уместны для ихиспользования также в диспозиции ч. 1 ст.
2055 УК РФ. Нынешняя редакциядиспозиции данной нормы содержит тавтологию («организация деятельностиорганизации»), за что подвергается в литературе справедливой критике. Втексте ч. 1 ст. 2055 УК РФ также ничего не сказано о возобновлении илипродолжении деятельности структурного подразделения террористическойорганизацией. Между тем, как показывает изученная нами практика, судыакцентированнообращаютвниманиенато,чтолицосовершилопредусмотренные ст. 2055 УК РФ действия в отношении именноструктурноговышесказанномуподразделенияследуеттеррористическойдобавить,чтоорганизации.ФедеральныйзаконК«Опротиводействии терроризму» (ч. 2 ст.
24) прямо говорит о том, что решениесуда о ликвидации террористической организации (запрете ее деятельности)«распространяется на региональные и другие структурные подразделенияорганизации». В этой связи полагаем, что в ч. 1 ст. 2055 УК РФ должна бытьпредусмотренаответственностьзавозобновлениеилипродолжениедеятельности не только террористической организации, но и структурногоподразделения такой организации. В поддержку данного предложенияпроголосовало также большинство опрошенных нами специалистов – 63%.30С учетом вышесказанного, предлагаем следующую редакцию ч.
1 ст.2055УКРФ:«Возобновлениеилипродолжениедеятельноститеррористической организации или входящей в ее состав структурногоподразделения, наказывается…».Профильноеантитеррористическоезаконодательствоговоритоборганизации, не просто признанной террористической, но и подлежащейликвидации. Однако данное обстоятельство не отражено в тексте ст. 2055 УКРФ. В связи с этим предлагаем определение террористической организации вст. 2055 УК дополнить словами «и подлежит ликвидации (ее деятельность –запрещению)». Причем по соображениям, ранее изложенным применительнокпонятиютеррористическогосообщества,предлагаемопределениетеррористической организации закрепить в примечании к ст.
205 5 УК РФ. Заданное предложение проголосовало 78% опрошенных нами специалистов.С точки зрения закона (ч. 4 ст. 35 УК РФ), террористическаяорганизация не может быть признана видом преступного сообщества(преступной организации), поскольку не преследует обязательно целиполучения прямо или косвенной финансовой или иной материальнойвыгоды. Данное обстоятельство, казалось бы, дает основание говорить о том,что в рассматриваемом случае речь может идти о разновидностиорганизованной группы.
Однако то обстоятельство, что новая редакция ч. 2ст. 24 профильного Федерального закона допускает «преобразование»террористического сообщества в террористическую организацию, позволяетутверждать то же самое, что мы ранее говорили о террористическомсообществе: террористическая организация может обладать признаками какорганизованной группы, так и преступного сообщества (преступнойорганизации).Статья 2055 УК РФ не содержит такого квалифицирующего признака,как организация террористической организации или участие в такойорганизации, совершенные лицом с использованием своего служебного31положения.
В связи с этим в литературе предлагается указанные действияквалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями2055 и 201 или 285 УК РФ. С этим предложением следует согласиться, хотя,по нашему мнению, было бы лучше, если законодатель дополнил ст. 205 5 (атакже ст. 2054) УК РФ квалифицирующим признаком «совершениепреступления лицом с использованием своего служебного положения».Подобная норма, как известно, имеется в статьях 2821 и 2822 УК РФ. Почемузаконодательрешил,чтоорганизациядеятельностиэкстремистскойорганизации с использованием своего служебного положения должнанаказываться более строго, а организация деятельности террористическойорганизации – нет, сложно понять. Причем использование виновным своегослужебногоположениязаконодательпредусмотрелвкачествеквалифицирующего признака при совершении и других аналогичныхпреступлений: бандитизма (ч.
3 ст. 209 УК РФ) и организации преступногосообщества (преступной организации) или участии в нем (ней) (ч. 3 ст. 210УК РФ).Полагаем, что данное обстоятельство (например, когда преступноеобъединение создают сотрудники силовых структур, иные представителивласти), действительно, повышает общественную опасность совершенногопреступления.Однакоиподходзаконодателякоценкеданногообстоятельства в разных нормах УК РФ должен быть одинаковым. Если водних случаях оно признается отягчающим, то логичнее признавать еготаковым и в других подобных случаях. По данному вопросу нами былпроведен опрос среди специалистов, который показал, что 50% из нихвыступают в пользу дополнения ст.
2055 (как с ст. 2054) УК РФ частью 3следующего содержания: «Действия, предусмотренные частями 1 и 2,совершенные лицом с использованием своего служебного положения».Нельзя считать бесспорной ситуацию, когда возобновление илипродолжение деятельности запрещенной организации наказывается строже,чемсовершениетеррористическогоактаприособоотягчающих32обстоятельствах (ч. 3 ст. 205 УК РФ)или убийство при отягчающихобстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Представляется, что наказание в видепожизненного лишения свободы избыточно для преступления, котороеобъективно не может быть опаснее, чем преступления, повлекшиепричинение смерти. По этой причине мы предлагаем данный вид наказанияисключить из санкции ч. 1 ст. 2055 УК РФ. Указанное предложение нашлоподдержки также у большинства опрошенных нами специалистов – 87% .Что касается лишения свободы (второго вида наказания в санкции ч. 1ст. 2055 УК РФ), то, как показала изученная нами практика, максимальныйего срок не превышает 18 лет (хотя в законе он равен 20 годам). Наиболеечасто, в 40% случаев, за организацию деятельности террористическойорганизации было назначено лишение свободы на минимальный срок,указанный в уголовном законе, – 15 лет.
Только на минимальный срок (1 год)назначается еще один вид наказания – ограничение свободы. Наконец,штраф, который предусмотрен в санкции ч. 1 ст. 2055 УК РФ в качестведополнительного вида наказания к лишению свободы, судами обычно неназначается.Во втором параграфе «Участие в деятельности организации, котораяв соответствии с законодательством РФ признана террористической (ч. 2ст.2055УКРФ):уголовно-правоваяхарактеристика,недостаткизаконодательного регулирования, практика квалификации и назначениянаказания» констатируется, что после признания Верховным Судом РФ(декабрь 2014 г.) международной организации «Исламское государствоИрака и Леванта»/«Исламское государство» (ИГИЛ/ИГ) террористической, изапрете ее деятельности на территории России, продолжались попыткиотдельных граждан РФ и ряда других государств (преимущественносреднеазиатских) присоединиться к ней.
В этой связи возник вопрос о том, скакого момента участие в деятельности запрещенной организации следуетсчитать оконченным.33Проанализировав отдельные решения Верховного Суда РФ поуказанной категории дел, приходим к выводу, что они являютсяпротиворечивыми. Прежде всего, из текста ч. 2 ст. 2055 УК РФ не следует,что для признания участия в деятельности организации, которая признанатеррористической,оконченным,необходимооказатьсяфизическинатерритории, на которой эта организация ведет свою деятельность, вчастности, на отдельных территориях Ирака и Сирии, временно занятыхмеждународной террористической организацией «Исламское государство».Соответственно, если лицо задержано и привлекается к ответственности зауказанные же действия на территории России, то такое преступление судамиквалифицируется как неоконченное (чаще всего, как приготовление кучастию в деятельности вышеназванной террористической организации).Полагаем, что для корректировки подобной практики и приведения ее всоответствиесдействующимзаконодательствомабзац2п.22.7Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г.
№1 «Онекоторыхвопросахсудебнойпрактикипоуголовнымделамопреступлениях террористической направленности» необходимо дополнитьпредложением следующего содержания: «Участиетеррористическойорганизацииможетбытьвдеятельностипризнанооконченнымнезависимо от того, где указанная деятельность осуществляется – вРоссийской Федерации или за ее пределами».По соображениям, ранее изложенным, в ч. 2 ст.