Автореферат (1173923), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Во-вторых, в кругмеждународных природоресурсных отношений предлагается включить иотношения по поводу сохранения природных ресурсов.Висследованиипрослеженатеснаясвязьмеждупроцессамииспользования и сохранения природных ресурсов и сделан вывод о том, что15они составляют предмет такого правового образования как международноеприродоресурсное право, которое предлагается рассматривать как подотрасльмеждународного права окружающей среды, систему международно-правовыхпринципов и норм, регулирующих международные отношения междусубъектами международного права, возникающие в процессе использования исохранения и природных ресурсов.Критериями образования данной подотрасли в системе международногоправа окружающей среды являются самостоятельный предмет международноправовогорегулирования,спецификамеждународно-правовыхнорм,регулирующих отношения природопользования, а также специальный принцип,основное руководящее начало данной подотрасли – принцип устойчивогоиспользования природных ресурсов.Важное значение для исследования имеет второй параграф – «Принципымеждународногоправа,применимыекмеждународнымприродоресурсным отношениям».
В ходе исследования автором очерченасистема принципов международного права, применимых к международнымприродоресурсным отношениям, которую образуют основные принципымеждународного права и отраслевые принципы международного праваокружающей среды, а также принцип устойчивого использования природныхресурсов.
Анализ норм международного права показал необходимостьобеспечениясправедливого,рациональногоприродопользования,недопускающего истощения природных ресурсов. Представляется, что в светеконцепции устойчивого развития, родовым понятием выступает принципустойчивогоиспользованияприродныхресурсов,которыйвсветепрогрессивного развития международного права окружающей среды иформированиямеждународногоприродоресурсногоправаявляетсяспециальным принципом данной подотрасли.Кроме того, анализ специальной литературы и международно-правовыхактов приводит автора к заключению о том, что особую роль в МПрП играет16принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами.
Действиеданного принципа просматривается в нескольких отраслях международногоправа,причемнормативное содержание,зачастуювследствиепо-разному раскрываетсячегосделанывыводыегооегомежотраслевом характере, а также о том, что контуры международногоприродоресурсного права формируются исходя из взаимосвязи принципанеотъемлемого суверенитета над природными ресурсами с принципомустойчивого использования природных ресурсов.Межотраслевой характер данного принципа означает, что он не можетиспользоваться в качестве критерия образования такой подотрасли, какмеждународное природоресурсное право.Как представляется, в настоящее время существует также ряд научныхконцепций, новых направлений в науке международного права, которыенаходят закрепление в нормах международного права, становясь принципамиидеями, и оказывают влияние на развитие международного природоресурсногосотрудничества.
Эти подходы – устойчивое развитие, экосистемный подход иосуществляемое на его основе экосистемное управление – получаютконкретизацию и развитие в последующих соглашениях и практике государств.При раскрытииположений третьего параграфа «Международно-правовые режимы природопользования» автор исходит из того, чтоопределение международного природоресурсного права как подотраслимеждународного права окружающей среды диктует необходимость выделить вего системе предметно-связанные институты, ядро которых составляютмеждународно-правовые режимы природопользования.В ходе оценки доктринальных источников соискателю удалось выявитьразличные точки зрения о сущности международно-правового режима. Так,авторы публикации, подготовленной Международным союзом охраны природысовместно со Всемирным фондом дикой природы в 2001 году, предлагалирассматривать международно-правовой режим открытого моря как «мозаику»17из различных по юридической силе правовых инструментов, относя к ним какмеждународные договоры и международные обычаи, так и источники «мягкогоправа».
Другой точки зрения придерживается канадский юрист П. Воутерс,которая для раскрытия понятия международно-правового режима обращаетсятолько к нормам международных договоров.Вроссийскойдоктринемеждународногоправаккатегории«международно-правовой режим» апеллируют, как правило, в ходе анализаюридических норм и правил, которые регулируют поведение субъектов права всоответствующем пространстве6. Однако высказывается точка зрения, чтоназванная трактовка является необоснованно широкой и содержание понятия«международно-правовой режим» должно включать в себя юридические нормыи правила, которые регулируют не деятельность и поведение… субъектов правав соответствующем морском пространстве, а лишь основные права иобязанности государств, которыми последние пользуются в определенномморском пространстве и не пользуются таковыми в морских пространствах синым правовым режимом»7.С учетом отмеченного в третьем параграфе сформулировано авторскоеопределение понятия международно-правового режима природопользованиякаккомплексамеждународно-правовых норм, определяющихправа иобязанности субъектов международного права в процессе использования исохранения природныхресурсов с учетом их специфики в отношенииопределенной категории природных ресурсов.Автор приходит к выводу о том, что многообразие природных ресурсов ицелей их использования привело к формированию отдельных международно-Молодцов С.В.
. Международное морское право. М.: Международные отношения, 1987. С. 44-50;Михина, И. Н. Международно-правовой режим морских пространств Арктики: автореферат дис. … канд. юрид.наук. М., 2003.7Константинов В. А. Международно-правовой режим морских пространств Дальневосточногобассейна: автореферат дис. … канд. юрид. наук. М., 1999.618правовых режимов сохранения и использования энергетических, генетических,морских, водных ресурсов, неорганических ресурсов недр.Хотя нормы «мягкого» права могут быть впоследствии включены вмеждународные договоры и являются результатом согласования воль субъектовмеждународного права, все же основу любого международно-правовогорежимаприродопользованиясоставляютмеждународныедоговорыимеждународные обычаи. Поэтому, на примере процесса регламентациимеждународных отношений по вопросам лесопользования и охраны лесов,делается заключение о том, что в отсутствие международного договора,устанавливающего права и обязанности его участников в конкретной сфереприродоресурсного сотрудничества, источники «мягкого» права не могутсформировать международно-правовой режим природопользования.Вторая глава носит название «Предмет, источники и субъекты МПрП»и состоит из трех параграфов.В первом параграфе «Предмет международного природоресурсногоправа»предлагаетсяклассификациямеждународныхправоотношений,критерием которой является правовой режим территории или пространства –места нахождения природных ресурсов.
В рамках данной классификациидиссертантвыделяетмеждународныеотношения,возникающиеприиспользовании и сохранении: 1) природных ресурсов территории государства;2) природных ресурсов пространств со смешанным режимом; 3) природныхресурсов международных пространств.Исследуя концепцию ограниченного суверенитета применительно кмеждународно-правовомурегулированиюприродоресурсныхотношений,автор отстаивает точку зрения, согласно которой необходимость учетаположений международно-правовых норм органами государственной властипри осуществлении полномочий по управлению природными ресурсами неозначает ограничения неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами,19ввиду того, что международно-правовые обязательства не могут являтьсяоснованием для изменения объема международной правосубъектности.Крометого,авторпридерживаетсяпозиции,согласнокоторойнациональные природные ресурсы могут являться объектом международноправового регулирования, аргументируя её фактом существования в сферемежгосударственногоприродоресурсногосотрудничестваследующихобязательств государств:обязательств-пообеспечениюбезопасностиосуществленияиностранными инвесторами прав на использование природных ресурсов ипредоставления им гарантий и защиты, а также справедливого и равноправногорежима на своей территории;- обязательств по соблюдению санкций ООН, устанавливающих эмбаргона импорт и экспорт природных ресурсов государства;- обязательств по разделению выгод от использования генетическихресурсов,- обязательств по исполнению решений международных судебныхорганов, вынесенных по результатам рассмотрения природоресурсных споров;- обязательств по соблюдению принципа непричинения вреда запределамидействиянациональнойюрисдикцииприосуществлениииспользования и сохранения природных ресурсов;-обязательствпообеспечениюправкоренныхнародовприосуществлении природопользования.Рассматривая международные отношения, возникающие в связи сиспользованиемисохранениемприродныхресурсовпространствсосмешанным правовым режимом, автор делает вывод о том, что государстваимеют право выбирать способы осуществления исключительных суверенныхправ в отношении природоресурсной деятельности в исключительнойэкономической зоне и на континентальном шельфе, занимаясь либо такназываемой«экономическойэксплуатацией»,заключающейсяв20предоставлении доступа для ведения промысловой деятельности судам другихгосударств, либо самостоятельно осуществляя промысловую деятельность.Также автор обращает внимание на тот факт, что при осуществлениигосударствами суверенных прав в исключительной экономической зоне вслучае «экономической эксплуатации» возникает необходимость детальнойпроработки положений, касающихся порядка разрешения споров междусторонами двустороннего соглашения.