Автроеферат (1173849), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Глава состоитиз трех параграфов.В первом параграфе «Развитие российского законодательствао времени отдыха» исследуется генезис правового регулирования времениотдыха в России.При исследовании вопроса о становлении и развитии трудовогозаконодательства в России о времени отдыха и праве на отдых в работевыявляются определенные предпосылки и условия их зарождения.В основе развития российских норм о времени отдыха в конце XIX в.,как известно, лежали обособление труда, иные объективные обстоятельства,такие как недовольство рабочих тяжелыми условиями труда и длительнойпродолжительностью рабочего времени.
Принимаемые нормы о рабочемвремени, соответственно, об отдыхе того периода, отличались значительнойфрагментарностью и отставанием от норм европейских государств. Уставо промышленном труде 1913 года частично объединил указанные нормы.В работе активное развитие трудового законодательства о времени13отдыха связывается с принятием 11 ноября1917г.ДекретаСНКо восьмичасовом рабочем дне, формирующим общее представлениео рабочем времени и времени отдыха, их режиме и видах. В дальнейшемразвитиеуказанныхнормполучалоотражениевпринимаемыхкодификационных актах России.
Но если в КЗоТ 1918 года нормы,регулирующие рабочее время и время отдыха, занимали место в разделе VII«О рабочем времени» Кодекса, то в КЗоТ 1922 года нормы о времени отдыхабыли обособлены от норм о рабочем времени и заняли свое местов отдельном XI разделе Кодекса, посвященном времени отдыха. НовациейКЗоТ 1922 года явилось также разграничение отпусков на виды путемустановления права на очередной отпуск и права на дополнительный отпуск.Анализ норм КЗоТ 1971 года показал, что эта тенденция сохраниласьи времени отдыха отведена отдельная, V глава, в которой были закрепленыосновные положения, в определенной мере схожие с ныне установленнымив ТК РФ.
С принятием Закона РСФСР «О повышении социальных гарантийдля трудящихся»5 устанавливались 40-часовая рабочая неделя и ежегодныйоплачиваемый отпуск для всех трудящихся, продолжительностью не менее24 рабочих дней. В 1992 году рассмотренные нововведения были закрепленыи в КЗоТ РФ, а с 1 февраля 2002 г., то есть с момента вступления в силуТК РФ по настоящее время, продолжительность ежегодного оплачиваемогоотпуска составляет 28 календарных дней.На основе проведенного исследования в работе сделан выводо недостаточном развитии в России трудового законодательства о времениотдыха в конце XIX в.
Несмотря на значимость отдельных нормативныхактов о времени отдыха, основную историческую и регулятивную рольв сфере времени отдыха сыграли кодификационные акты о труде советскогопериода. Произошедшие изменения в социально-экономической сферев 90-х гг. прошлого столетия заложили начало формирования современного5Закон РСФСР от 19.04.1991 № 1028-1 (ред. от 06.12.1991) «О повышении социальных гарантий длятрудящихся».14российскоготрудового законодательства,котороев соответствии с Конституцией РФ и согласно общепризнанным принципам,нормаммеждународногоправаимеждународнымдоговорамРФ(конвенциям МОТ) получило свое активное развитие в принятом ТК РФи его дальнейших изменениях.Второй параграф первой главы «Право на отдых — принципи основное право работника» посвящен исследованию принципа и праваработника на отдых.В диссертационной работе на основе сложившейся в юридическойнауке классификации принципов права (Байтин М.
И., Марченко М. Н.,Хропанюк В. М., Бугров Л. Ю., Молодцов М. В., Дмитриева И. К. и другие6)конституционные принципы разграничены в зависимости от критерия«по сфере распространения»: на общеправовые (охватывают всю системуправа, все отрасли), межотраслевые (несколько отраслей) и отраслевые (однаотрасль, в том числе трудового права). В соответствии с ними и согласнообщепризнанным принципам, нормам международного права (конвенциямМОТ) сформированы отраслевые (основные) принципы трудового правасучетомспецификиотрасли.Исходяизуказанногосоотношенияи взаимосвязей выявлено место принципа права на отдых и его гарантии,наряду с другими отраслевыми принципами, закрепленными в ст.
2 ТК РФ.В соответствии с Конституцией РФ (ст. 37 и др.) и согласно указаннымпринципам, нормам и международным договорам РФ, содержащимположения о праве на отдых, в частности во Всеобщей декларации правчеловека (ст. 24), в Международном пакте «Об экономических, социальныхикультурных6правах»(ст.7),ЕвропейскойсоциальнойхартииСм.: Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двухвеков) : изд. 2-е, доп. М. : ООО ИД «Право и государство», 2005.
С. 242–243; Марченко М. Н. Теориягосударства и права : учеб.-метод. пособие. М. : ИКД «Зерцало-М», 2001. С. 296; Хропанюк В. Н. Теориягосударства и права / под ред. В. Г. Стрекозова. М. : Интерстиль, 1997. С. 216–218; Молодцов М. В.,Головина С. Ю. Трудовое право России : учебник для вузов. М. : НОРМА, 2003. С. 25–30; Бугров Л. Ю.Проблемы свободы труда в трудовом праве России.
Пермь, 1992. С. 63–64; Дмитриева И. К. Принципыроссийского трудового права : монография. М. : РПА МЮ РФ; Издательство ООО «Цифровичок», 2004.С. 40.15(пересмотренной в 1996 году) (ст. 2), а также в конвенциях МОТ и иныхмеждународных актах, с учетом отраслевого (основного) принципа права наотдых, в работе сделан вывод, что принцип права на отдых и его гарантиивыступают как основные начала права на отдых и времени отдыха всехработников, заключивших трудовой договор и вступивших в трудовыеправоотношения (ч. 1 ст. 21 ТК РФ). Данный принцип и указанное право,работника раскрываются, воплощаясь в нормах раздела V ТК РФ,посвященного времени отдыха.Автор диссертационной работы также исходит из того, что правоработника на отдых является правом субъективным и, следуя обоснованнымсуждениям в правовой науке7, считает, что данное право направлено наотдых как социальное благо, которое может быть в этом случае определеносоответствующим образом через категорию «время», поскольку онообъективно, поддается исчислению и позволяет нормировать трудовуюфункцию, ограничивая рабочее время.
В работе сделан вывод о том, чтоправо на отдых входит в трудоправовой статус работника, имеет личныйхарактер, не допускающий его передачу иному лицу от работника(правообладателя) ни по его воле, ни по воле других лиц, оно не может бытьутрачено и ограничено.В третьем параграфе «Международно-правовое регулированиев области времени отдыха» рассмотрены международные акты в областивремени отдыха, их значение для развития российского трудовогозаконодательства.При рассмотрении указанных вопросов автор работы к основныммеждународно-правовымактам,определяющимправонаотдыхи создающим фундамент его реализации и развития, относит: Всеобщуюдекларацию прав человека (ст.
24), Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах (ст. 7) и другие акты. Выделена особая7См.: Федин В. В. Юридический статус работника как субъекта трудового права : монография. М. :Издательство «Проспект», 2005. С. 179; Сошникова Т. А.
Правовой механизм защиты конституционных прави свобод в сфере труда : монография. М. : МГУ, 2005. С. 7.16роль ратифицированных конвенций МОТ в области времени отдыха:№14оеженедельномотдыхенапромышленныхпредприятиях(1921 г.); № 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях,дополненная Рекомендацией № 103 (1957 г.); № 132 об оплачиваемыхотпусках (пересмотренная в 1970 г.) и другие. Учитывая их разрозненностьв области рабочего времени и времени отдыха, диссертант поддерживаетобоснованныепредложенияисследователей8оцелесообразностисогласования в рамках МОТ универсального акта о времени отдыха.На основании проведенного анализа в работе сделан вывод о том, чтонормы трудового законодательства, в том числе ТК РФ о праве на отдыхи времени отдыха, в целом соответствуют положениям международныхактов, а в ряде случаев устанавливают более благоприятные условияработникам (например, продолжительность еженедельного непрерывногоотдыха не менее 42 часов в ТК РФ (ст.
110) против 24 часов в указанныхконвенциях № 14 и № 106).Вместе с тем в диссертационной работе выявлены нередкие случаи,когда суды при определении срока исковой давности по требованиямкомпенсации за неиспользованные отпуска устанавливают момент началатечения этого срока, исходя из ч. 1 ст. 9 Конвенции МОТ № 132«Об оплачиваемых отпусках (пересмотренной в 1970 году)», согласнокоторой непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, указанная вп. 2 ст. 8 настоящей Конвенции, предоставляется и используется не позднее,чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска – непозднее, чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за которыйпредоставляется отпуск.