Диссертация (1173697), страница 6
Текст из файла (страница 6)
В Российской империи юридическое закрепление возможности организации и проведения публичных собраний так же, как и в большинстве государств, темпорально совпало с учреждением Государственной Думы как особого законодательного и представительного органа. В стенах ГосударственнойДумы Российской империи первого созыва (1906 год) велась, но так и не получила логического завершения активная деятельность в области разработки закона о мирных собраниях как призванной прийти на смену императорскомууказу формы регламентации данных акций26.В отличие от Англии, в правовой системе которой свобода собраний выСм.: История политических и правовых учений / отв. ред.
О.Э. Лейст. М., 2006. С. 461-481;Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии. Т. 2 (II). ИзданиеК.Т. Солдатенкова. М., 1895. С. 90.25На существование данной связи обращалось внимание в российской и зарубежной юридической литературе начала XX века. Более подробно см.: Дерюжинский В.Ф.
Из истории политической свободы в Англии и Франции. СПб, 1906. С. 21; Jephson H. The Platform. Its Riseand Progress. In two volumes. Volume 1. Frank Cass and Company Limited, 1968. P. 18-24.26См.: Памятники российского права. В 35 т. Т. 19. Конституционная реформа в Россииначала XX века: учебно-научное пособие / под общ. ред.
А.С. Тумановой, Р.Л. Хачатурова.М., 2015. С. 342.2425водилась из свободы передвижения и свободы слова27, в Российской империинормативная регламентация публичных собраний осуществлялась в условияхтесной взаимосвязи между свободой собраний и свободой союзов. По точномузамечанию исследователей начала XX века, именно активная деятельность союзов «пробила» к 1904 году «брешь» в государственной политике сдерживаниясобраний28. Не наделяя подданных свободой собраний де-юре, государство, темне менее, де-факто не препятствовало проведению обществами «политическихбанкетов» – собраний, организуемых с целью обсуждения программ политических реформ и выдвижения политических требований29.С учетом вышеизложенного, справедливо утверждать о наличии неразрывной объективно существующей связи между процессами генезиса института публичных мероприятий как акций, связанных с выражением интересовпредставителей общества, и особенностями государственного и общественнополитического устройства конкретного исторического периода.
В этой связиразвитие конституционно-правового регулирования публичных мероприятийвозможно рассматривать в рамках трех крупных этапов, – дореволюционного,советского и современного. В целях раскрытия специфики каждого из выделяемых этапов дальнейший анализ их содержания будет строиться с учетом критерия уровня внутригосударственного правового регулирования публичных мероприятий (общегосударственного, регионального и местного).1.
Дореволюционный этап конституционно-правового регулированияпубличных мероприятий в царской России приходится на период с 1905 по1917 год30. Данный этап связан с наделением российских подданных правом орСм.: Дайси А.В. Основы государственного права Англии (Introduction to the study of the Lawof the Constitution). Издание Л.Ф. Пантелеева / под ред. П.Г. Виноградова. СПб., 1891. С. 206.28См.: Энциклопедический словарь / под ред. И.Е. Андреевского. В 86 т.
СПб: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1890-1907. Т. 31: София – Статика. 1900.29См.: Савельев П.Ю. Какие партии были в Российской империи? // Россия XXI. 2012. № 2.С. 111.30Отдельные ученые предлагают рассматривать период до 1905 года в качестве самостоятельного этапа развития института публичных мероприятий, связанного с отсутствием конституционно-правовой регламентации последних. Более подробно см.: Колосов И.С.
Конституционное право граждан на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования и его реализация в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах2726ганизации и проведения собраний на уровне Манифеста 1905 года и Основныхзаконов 1906 года и формированием практики осуществления провозглашеннойсвободы посредством реализации положений Правил 1905-1906 годов. Какпредставляется, определенные условия для конституционно-правового регулирования собраний в 1905-1906 годах были сформированы в ходе развития отечественного уголовного и административного законодательства XVII-XIX веков, в котором впервые на государственном уровне были введены в правовоеполе термины «скоп», «скопище», «собрание», «бунт» и «сходбище»31.
В этойсвязи период XVII-XIX веков справедливо рассматривать в качестве подготовительного периода дальнейшего конституционно-правового регулированияпубличных мероприятий.Отличительными особенностями рассматриваемого дореволюционногоэтапа конституционно-правового регулирования публичных мероприятий вцарской России выступает то, что институт публичных мероприятий составляли лишь действующие на территории всего государства в целом нормы императорских указов, регламентирующие порядок организации публичных собранийпри помощи преимущественно запретов и предписаний.
При этом на уровнегуберний, областей, округов, уездов и волостей правовое регулирование данных акций отсутствовало. Преобладание запретов и предписаний как способовправового регулирования отношений в сфере свободы собраний было неразрывно связано с установлением на законодательном уровне разрешительногопорядка организации собраний, широких дискреционных полномочий должностных лиц в области их запрета и прекращения32, а также большого числа исключений из перечня мест, участников и вопросов данных акций33.Южного федерального округа: дис. … канд. юрид. наук.
Ставрополь, 2005. С. 41.31См., например: ст. 272 Устава благочиния, или полицейского от 08.04.1782 // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 21. СПб, 1830. С. 461-488; ст. 182, 271273 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 15.08.1845 // Российское законодательство X-XX веков. Т. 6. М., 1988. С. 174-309.32Как утверждал В.М.
Гессен, действительная свобода была гарантирована императорскимиуказами лишь в отношении частных, а не публичных собраний. Более подробно см.: ГессенВ.М. Исключительное положение. Харьков, 2005. С. 102-103.33См., например: п. 3 Указа Императора Правительствующему Сенату от 04.03.1906 «О вре27В то же время, ряд предлагаемых Правилами 1905-1906 годов подходов крегулированию отношений по организации и проведению публичных собранийиспользуются также и в современном законодательстве о публичных мероприятиях. В частности, данный вывод справедлив относительно отдельных правил вобласти обеспечения мирного характера акций, воспрепятствования злоупотреблению свободой собраний, взаимодействия участников собраний и должностных лиц. Именно эти соображения дают основание для определения анализируемого периода как этапа формирования основ последующей регламентациипубличных собраний.2.
В качестве второго этапа развития института публичных мероприятийсправедливо выделять охватывающий период с 1917 по 1991 год этап советского конституционно-правового регулирования публичных мероприятий. Вюридической науке высказана точка зрения о необходимости разделения данного этапа на более короткие периоды разграничиваемые, как правило, в зависимости от конституции (основного закона), гарантирующей свободу собранийна конкретной стадии исторического развития советского государства34.
Междутем, удельный вес общих признаков, свойственных правовому регулированиюпубличных мероприятий в период действия каждой из советских конституций,велик, что позволяет говорить о единстве советского этапа развития.В качестве своеобразного подготовительного периода советского конституционно-правового регулирования публичных мероприятий справедливо считать временной интервал с апреля по октябрь 1917 года, связанный с действиемПостановления Временного правительства от 12.04.1917 «О собраниях и союзах»35, принятие которого ознаменовало контрреформирование дореволюционных подходов к правовому регулированию отношений в области организации ипроведения публичных собраний.
Так, данным актом было произведеноупразднение установленного царскими указами разрешительного режима оргаменных правилах о собраниях».34См., например: Гаглоев Д.В. Эволюция института публичных мероприятий в России //Вестник РУДН. Серия Юридические науки. 2013. № 4. С. 81.35Вестник Временного правительства.
1917. № 35/81.28низации и проведения публичных собраний, которые стали регламентироватьсяпри помощи дозволения как основного способа правового регулирования.Ключевой особенностью советского этапа выступает классовый подход кгосударственному регулированию публичных мероприятий. Если Конституции(Основные законы) РСФСР 1918 и 1925 годов ограничивались наделением свободой собраний лишь трудящихся36, Конституции (Основные законы) РСФСР1937 и 1978 годов уже провозглашали подчинение данной свободы целямукрепления социалистического строя, интересам трудящихся и всего советского народа в целом37.
Отличительной особенностью всех советских конституцийсправедливо считать ограничение круга субъектов реализации свободы собраний до граждан республики, а также закрепление на конституционном уровнеряда материальных гарантий, обеспечивающих реализацию анализируемогоправа и выражающихся в форме предоставления государством носителям свободы собраний помещений и материально-технических средств, необходимыхдля проведения мероприятий.Советский этап отличали и процессы дифференциации системы публичных мероприятий, произошедшие за счет учреждения конституционных гарантий проведения гражданами не только собраний, но и митингов, демонстрацийи шествий. При этом перечень акций, попадающих в пределы конституционноправовой регламентации, различался в зависимости от этапа развития российского советского государства.














