Диссертация (1173695), страница 16
Текст из файла (страница 16)
а 4. Право частной собственности как одно из важнейших прав человека Под конституционными правами и свободами понимаются признанные конституциями важнейшие возможности физических лиц по достижению своих интересов в пределах, установленных самой конституцией или '~' Конституция Сербии от 28.!0.2006т.// Российский правовой портах библиотека Пашкова. !Электронный ресурс] 1!й!.: 'пп://сопяптп!!опяхп/? 6292 к а с=2 !лата обращения: 01.05.20!5) 73 законом)49. Право частной собственности признается большинством конституций всех поколений одним из основных прав человека и гражданина . В данном случае речь идет о субъективном праве как 150 возможности определенного поведения, дозволенного законом управомоченному лицу.
В объективном же смысле право частной собственности представляет собой комплексный институт права, включающий в себя совокупность правовых норм, устанавливающих, регулирующих, защищающих принадлежность объектов права частной собственности конкретным лицам . Следует согласиться с В.В. Гошуляком, 151 в том, что институт собственности в целом — это институт права, который 152 представлен во всех без исключения отраслях права'5. Он «должен быть признан в т.ч. и институтом конституционного права.
Это комплексный институт права и из этого следует исходить при его рассмотрении в любой отрасли права» 153 Значимость права частной собственности как субъективного права трудно переоценить (представляется, что институт права частной собственности в объективном смысле имеет подчиненное значение по отношению к субъективному, устанавливая необходимые гарантии и ограничения данного права). Именно поэтому данное право и получает отражение в большинстве конституций.
Различные аспекты социальной значимости института и права частной собственности, и как следствие— необходимости их конституционного регулирования, обосновывались в "' Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежньщ стран: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мл ТК Велби, Изд-во Проспект - 2007. - С. 128-139. '" Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под обш.ред.чл.-корр. РАН, проф.
М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. — 2-е изд., перераб. — М., Норма/ - 200б. - С. 132; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. — 4-е изд., обновл, и дораб. — Мл Норма/ - 2005.- С 202-207. "' См., например, Гражланское право: В 4 тл Том 2: Вещное право.
Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права: учеб. лля студентов вузов, обучающихся по направлению 52!400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция»/ (Зении И.А. и др.); отв. ред.- Е.А. Суханов. — 3-е изд. перераб. и доп. — Мл Впятеро Кл/вер — 2005. - С. 27. В настоящем параграфе право частной собственности рассматривается как субъективное право. Гошуляк В.В. Юридическая природа и нормативное содержание института собственности в конституционном праве Л Вестник Саратовской юридической академии. - 2013. — № 4. — С. 145.
"' Гошуляк В.В. Указ. Соч. — С. 147. 74 трудах целого ряда правоведов и представителей иных областей научного знания. Так, американские экономисты Л.О. Келсо и П.Х. Келсо полагают, что «собственность — фундаментальное и неотъемлемое человеческое право... Это понятие относится к совокупности прав». В своей работе они обосновывают теорию демократического капитализма. По их мнению, достижение экономической справедливости возможно при одновременной и равной реализации трех принципов: 1) принципа собственности (краеугольный камень экономической справедливости и участия в экономике) 2) принципа участия 1в производстве посредством собственности на капитал) 3) принципа ограничения (объем собственности в потребительской ячейке должен прирастать, чтобы сделать ее экономически самостоятельной, но он не должен увеличиваться до уровня, который угрожал бы демократическому капитализму накоплением неиспользуемого капитала) .
Приведенная концепция заслуживает внимания, поскольку в ней 154 признается значимость субъективного права собственности, необходимость участия собственности в производстве, при этом негативное отношение к избыточному неиспользуемому капиталу, позволяет снизить социальное неравенство в обществе путем перераспределения собственности. Американский ученый Р.
Пайпс отмечает, что история свидетельствует, что собственность может сосуществовать с произволом и даже политическим гнетом власти, тогда как демократия обойтись без !55 собственности не может . Действительно, сложно говорить о реализации демократических принципов в обществе с низким уровнем жизни, а ведь именно субъективное право частной собственности служит ключевым фактором для роста благосостояния граждан. Поэтому, представляется, что только в относительно экономически благополучном обществе возможно развитие институтов демократии. Поэтому частная собственность и ее ~з~ Келсо Л.О., Келсо П.Х. демократия и экономическая власть.
— Сан-Франциско: Институт Келсо по изучению экономических систем. — 2007. — С.57-б7. "" Пайпс Р. Собственность и свобода. Пер, с англ. — М. - 2000. — С. 14. 75 гарантии выступают не только социально-экономическими институтами, но имеют политическую и конституционную значимость. Т. Бетелл считает, что дарами права частной собственности являются: свобода, справедливость, мир, процветание. Частная собственность необходимое условие их достижения, это способ быть свободным и защищенным от свободы других . По мнению немецкого исследователя С. 156 Тамм, «без защиты собственности сосуществование в состоянии свободы нЕвОЗмОжнО»157.
Г. МОСтЕрт, нЕмЕцкий учЕный, такжЕ укаЗываЕт, чтО собственность гарантирует человеку свободу и независимость. Личная свобода и право собственности оказывают друг на друга существенное влияние. Права собственника должны быть строго защищены, чтобы позволить ему развиваться как личности среди равных . Согласимся, с 158 приведенными утверждениями.
Реализация провозглашенных прав и свобод — неотъемлемая составляющая демократии, которая существовать без субъективного права частной собственности не может. При этом ряд авторов справедливо отмечает, что важнейший конституционно-правовой аспект института и права частной собственности заключается в соответствии с изначальной миссией конституционаизма в создании механизмов защиты свободы личности от государства. Как пишет Г. Мостерт, конституционное право регулирует вертикальный уровень отношений, ограничивая права государства, а частное право горизонтальный уровень, определяя права и обязанности субъектов отношений. Различное понимание собственности в частном праве и конституционном праве отражает противостояние общественных интересов и индивидуальной свободы.
Частное право является точкой опоры для "' Бетелл Т. Собственность и процветание/ Том Бетелл; пер, с англ. Б. Пинскера. - М: ИРИСЭН. - 2008. - С. "' Тамм С. Собственность / Пер. с нем. С. Труммлер и О. Боченковой под род. А.В. Куряева. — Челябинск: Социум.- 2010.- С.
18. '" Моягеп Нанп'. Тьс Ке1сяаггсе оГ Сонягйшьона1 Ргогесбоп ангГ Кейц!абон оГ Ргореггу Гог Гйе Рптаге 1лггт оГ Оггнегяь)р ш Бош1г АГг)са апд Оепнану. Л Сотрагаике Агга!уя1я гк)й зресгнс КеГегенсе го 1.анд 1лн Кегопн, Пгьаепабоо ргеяенгед 1ог г!гс 1Уе8гес оГ Посгог оГ!.агкя аг гье 1)н!тетя)гу оГ Бге!!еньоясь, Гчокетьет 2000 р.
380— 391.0 Бь.!1ег.ьоягЬ 1!н1кегм!у !электронный ресурс1 11К1.,: Ьнр Лксьо1агкнн ас.ял (лата обращения: 03.03. 2016). 76 конституционного права, но конституционное право всегда будет защищать более широкие интересы, чем собственность в частном понимании 9.
159 Представляется, что с данным высказыванием можно согласиться лишь отчасти. Действительно, вертикальным регулированием ограничивались лишь конституции первой волны. В ХХ же веке большинство из них стало весьма активно вторгаться и в регламентацию горизонтальных отношений в сфере гражданского общества. Поэтому и конституционно-правовые аспекты частной собственности переросли вертикальные рамки, оказавшись встроенным и в горизонтальный срез конституционно-правового регулирования. Особенно наглядно это проявляется в значении частной собственности и права на нее для обеспечения иных прав человека и гражданина. Обращая внимание на данное обстоятельство, М.
Ротбард, американский экономист, историк и философ, полагает, что «права собственности не только являются важной составляющей прав человека, но в глубинном смысле нет вовсе никаких прав, кроме прав собственности. Короче говоря, единственным подлинным правом человека является право собственности. Это утверждение истинно в нескольких отношениях. Во-первых, каждый человек от рождения хозяин самоиу себе, собственной личности. В истинно свободном обществе «человеческое» право каждого человека — это, в сущности, его приво собстве//ности на самого себя, из эп/ого права собственности проистекает его право на продукты его труда.
Во-вторых, так называемые «права человека» могут быть сведены к праву собственности, хотя во многих случаях этот факт осознается смутно» . Далее, автор приводит примеры как 160 право на свободу слова и свободу собраний сводится, по его мнению, к праву собственности на ту территорию, где происходит высказывание или собрание . Приведенная позиция вызывает интерес. На первый взгляд, !61 '" Мовгегг Напп'.
Указ. Соч. - С. 385-38б. '"' Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика l Мгоррей Ротбард; пер, с англ. Б.С. Пискера под ред. Гр. Сапова. — Челябинск: Социум. — 2010. - С. 355. "' Ротбард М. Указ. соч. - С. 355-358. 77 кажется, что автор придает слишком большое значение субъективному праву частной собственности. Однако если исходить из того, что реализация демократических принципов, прав и свобод граждан невозможна без субъективного права частной собственности, то становится очевидным, что даже если оно и не является тем правом, из которого проистекают все остальные права, то, как минимум, оно представляет собой основу, базу, без которой их реализация была бы невозможной. Также приведем высказывание Д.И.
Мейера, который писал: «Были и есть писатели, утверждающие, что в некоторых обществах юридический быт устанавливается без права собственности. Но это несправедливо: право собственности, иногда сокрыто, существует в грубых формах, но тем не менее оно всегда и везде существует... В каждом обществе право собственности пользуется особым уважением: его называют священным, неприкосновенным и т.п. Даже такие гражданские общества, которые не слишком дорожат правами своих членов, все-таки провозглашают неприкосновенность права собственности. Это происходит оттого, что господство человека над вещью необходимо для удовлетворения его потребностей, а желание удовлетворять им до того свойственно человеку, 1бз что он в высшей степени дорожит служащими к тому средствами» С.