Диссертация (1173170), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Исходя из этого, в структуре экологического дискурса следуетвыделить следующие субдискурсы со своим набором речевых жанров: 1) научныйсубдискурс, к которому относятся тексты, созданные профессиональнымиэкологами (научные статьи, исследования, тезисы, монографии, диссертации,научные обзоры, аннотации, научные доклады, лекции, рефераты, справочники,учебники и учебные пособия и др.); 2) юридический субдискурс (законы,административныеиправительственныераспоряжения,директивы,постановления, предписания, положения, руководства, указания; соглашения,конвенции международного права и др.) 3) масс-медийный субдискурс, к которомуотносятсяпреимущественнотексты,созданныежурналистамиираспространяемые посредством прессы, телевидения, радио, интернета (краткиеинформационные сообщения-заметки, тематические статьи, репортажи, интервью,очерки, эссе, призывы, программы, рекламные плакаты и слоганы и др.) 4)художественный субдискурс, представленный произведениями художественнойлитературы (экологический роман, анекдот и др.); 5) бытовой субдискурс (письмаполитикам и обращения в СМИ, бытовые разговоры на экологические темы и т.
п.[Иванова2007;возникновенияЗайцева2015].Темнеконвенциональныхнеменее,учитываякоммуникативныхвозможностьситуаций,списоквыделяемых подтипов остается открытым.Как и другие типы дискурса, экологический дискурс имеет полевоестроение. Степень близости или удаленности элементов от ядра поляопределяется степенью выраженности целеустановки – информирование осостоянии окружающей среды и ее защита. К ядру поля относится научныйсубдискурс, как «в наибольшей степени соответствующий целям, ценностям исоциальнымфункциямэкологическогодискурса,атакжеобладающийнаибольшим количеством связей с текстами других разновидностей данногодискурса» [Азначеева 2006].
Ближнюю околоядерную зону формирует массмедийный и юридический субдискурсы, а дальнюю околоядерную зону –художественный субдискурс. На периферии находится бытовой субдискурс[Зайцева 2015].18Так как ядро экологического дискурса составляет научный субдискурс, аближайшую периферию – масс-медийный, в нашем исследовании мы подробноостановимся на изучении текстов данных субдискурсов. В текстах выделенныхсубдискурсов основная функция и характеристика экологического дискурсапереплетаются с функциями и характеристиками других видов дискурса, а именнос научным и масс-медийным дискурсами.
Кратко остановимся на основныхособенностях указанных разновидностей дискурса.Научный дискурс представляет собой речемыслительную деятельность,которая обеспечивает процесс создания, трансляции и использования знаний,характеризующих научную картину мира. Коммуникативная цель данного видадискурса заключается в установке инициирующей стороны на консервацию либоизменение научных воззрений реципиента, моделей его научного опыта [Кротков].Таким образом, осуществление научного дискурса связано с процессомвыражения в тексте нового знания, а также его обоснования посредствомвзаимосвязанных рассуждений [Ахтаева 2010].Речемыслительная деятельность, лежащая в основе научного дискурса,регулируется рядом исторически сформировавшихся принципов, таких какобъективность, установка на поиск истины, теоретичность, эмпиричность,логичность, методологичность, обоснованность, критицизм и креативность[Кротков].Данныепринципыопределяетосновныечертынаучногоэкологического дискурса, а именно строгую логическую последовательность иполнотуизложения,сложностьиразнообразиесинтаксическихиморфологических структур, а также нейтральную стилистическую окраскуязыковых единиц [Зайцева 2015].Участниками научного экологического дискурса являются, с одной стороны,исследователи-экологи как представители научной общественности, а с другой,широкая публика, интересующаяся соответствующими темами [Иванова 2007].Коммуникативная цель масс-медийного дискурса (термин В.
А. Чудинова)заключается в стремлении адресанта воздействовать на реципиента, подготовитьего к адекватному, с точки зрения отправителя информации, взаимодействиювнутри социума путем преподнесения ему в той или иной языковой форме19предмета речи – значимого для социума события, явления, факта и т. п. [Алимова2013].Указанная коммуникативная цель обуславливает характерные черты массмедийного экологического дискурса, такие как установка на убеждение,экспрессия, ориентированность на массового читателя, что, в свою очередь находитсвое выражение в выборе лексических единиц, для которых характерны сочетаниестандарта и экспрессии: нейтральная общелитературная лексика сочетается сразговорной и эмоционально окрашенной лексикой (экспрессивными заголовками,словами и словосочетаниями с оценочной коннотацией, метафорами, сравнениями,гиперболами) и т.
д. [Зайцева 2015]. Участниками масс-медийного экологическогодискурса являются журналисты и публика – потребители информации [Иванова2007].Содержание научных и масс-медийных экологических текстов определеноосновной темой экологического дискурса, а именно «состояние окружающей средыи ее защита». Тексты, относящиеся к данным субдискурсам, освещают такиевопросы, как глобальные экологические проблемы, связанных с изменениемклиматанапланете,последствияприродныхитехногенныхкатастроф,потребительское отношение к природе и ее ресурсам со стороны человека,возникновение неизлечимых болезней и эпидемий вследствие человеческойдеятельности и т.
д. Однако подобные тексты обладают рядом особенностей,обусловленными разными коммуникативными установками масс-медийного инаучного дискурсов. Так, например, медийные экологические тексты фокусируютвнимание реципиента на необходимости охраны окружающей среды от вредноговоздействия деятельности человека, соблюдении норм экологически грамотногоповедения в быту и активизации граждан в защиту окружающей среды.
В своюочередь, научные тексты экологической тематики фиксируют научные знания вобласти современной экологии.Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что исследованиенаучных и масс-медийных текстов англоязычного экологического дискурсапозволяет охарактеризовать современные представления носителей языка в областиэкологии, выявить основные векторы изменений их отношения к современным20экологическим проблемам, а также выделить формирующиеся ценностныеустановки в данной сфере.1.1.3. Изучение экологического дискурса в рамках эколингвистикиВследствие актуальности экологической проблематики для современногообщества во второй половине XX в. в языкознании, на стыке социального,психологического и философского направлений, сформировалась новая научнаяобласть, получившая название «эколингвистика» [Иванова 2012].Эколингвистика как новое научное направление в изучении языковой сферыобитания человека и общества нацелена на выявление законов, принципов иправил, общих как для экологии, так и для развития языка, и исследует роль языкапри возможном решении проблем окружающей среды [Иванова 2007].
Основнымпринципомэколингвистикиявляетсярассмотрениеязыкаваспектевзаимодействия. Подобно экологии, которая изучает взаимодействие живыхорганизмов между собой и с окружающим их миром, эколингвистикарассматривает взаимодействие между языками, а также языками и их«окружением», т. е.
обществом, в котором они используются [Haugen 2001].Эколингвистика как новая модель исследований в современном мировомязыкознании рассматривает язык как инструмент формирования гармоничной средыжизнедеятельностиантропоцентризма.человека,атакжеЭколингвистическийпредполагаетподходсвоюотличаетсятрактовкукритическимотношением к антропоцентрическому фактору, считая, что он порождаетследующиеэколингвистическиепроблемы:«большизм»(growthism),андроцентризм (sexism), идеологию неисчерпаемости природных ресурсов(unlimitedness of natural resources), категоризацию или членение мира с точкизрения человека (fragmentation) и стратегии дистанцирования, подчеркивающиеотграничение человека от природы [Кислицина 2003].Традиционно считается, что начало эколингвистики положил докладЭ.
Хаугена (Einar Haugen) «Экология языка» (1970). Вслед за Э. Хаугеном понятиеэколингвистики разрабатывалось и уточнялось рядом других лингвистов. Докладанглийского лингвиста Майкла Хэллидея (M. Halliday) «New Ways of Meaning: theChallenge to Applied Linguistics», сделанный в 1990, дал стимул лингвистам к21рассмотрению экологического контекста и его отражения в языке. В своем докладеМ. Хэллидей поставил перед лингвистами несколько теоретических вопросов:насколько языковые структуры и единицы текстов задействованы в освещениивопросов, связанных с проблемами окружающей среды; может ли язык сделатьэти проблемы более понятными, доступными и близкими для человека.
Такимобразом, о зарождении науки «эколингвистика» стало возможным говорить споявлением нового направления в лингвистике – экокритического дискурсивногоанализа [Полухин 2009]. Вместе с «экологией языка» Э. Хаугена это направлениеобразовало новую научную дисциплину – эколингвистику.В то время как экология языка (по Э. Хаугену) отталкивается от экологии иметафорически переносит на язык и языкознание экологические термины,принципы и методы исследования, языковая экология (по М.
Хэллидею)рассматривает выражение в языке экологических тем, опираясь на языкознание иего методы.Объектом изучения языковой экологии (language ecology, linguistic ecology)выступаетэкологическийдискурс,следовательно,данноенаправлениеправомерно назвать изучением экологического дискурса [Иванова 2007]. ПомнениюМ. Хэллидея,основнойзадачейлингвистикиявляетсяизучениеязыкового конструирования реальности. М. Хэллидей подчеркивает ту особуюроль, которую играет язык в формировании нашего сознания, а, следовательно, ито влияние, которое он оказывает на наш образ жизни, поведение, системуценностей, взаимоотношения с другими людьми и окружающим миром. Цельюисследования экологического дискурса, таким образом, является изучениеотражения в языке проблем взаимодействия человека с природой и окружающимего миром при помощи анализа языковых данных, которые способствуютраскрытию экологических проблем; формулирование и разъяснение идеологии,ценностей и мировоззренческих установок общества, а также исследование ролиязыка в возможном решении проблем окружающей среды [Полухин 2009].