диссертация (1169236), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Это связано с тем, что США почтине оставили официальному Бонну пространства для самостоятельных действийвне рамок американской модели мироустройства. В случае же возникновениякаких-либо трений или спорных вопросов западногерманское правительствоуступало Вашингтону и продолжало идти в фарватере американской внешнейполитики, потому что расценивало смирение как путь к долгожданному единствустраны в будущем. Тем не менее, на фоне тесного трансатлантическогопартнерстваредкиепопыткиполитическойэлитыФРГпротивостоятьамериканскому диктату, даже невзирая на отсутствие особых результатов, все жеимели место быть и, таким образом, заслуживают определенного внимания.Вкачествепримеранебольшогообостренияамерикано-германскихотношений можно упомянуть последние годы пребывания у власти в ФРГК.Аденауэра, который стал подозрительнее относиться к внешней политикеамериканского руководства, опасаясь сближения США и СССР. В частности, этокасалось возможности заключения американо-советского соглашения в областиразоружения, что было в интересах обеих супердержав с точки зренияоптимизации военных бюджетов.
По мнению Аденауэра, подобный сценарий могпривести к невыполнению США своих гарантий в отношении обеспечения230Stephan, A., Vogt, J. America on my mind: Zur Amerikanisierung der deutschen Kultur seit 1945 / A. Stephan, J. Vogt.- München : Wilhelm Fink Verlag, 2006. – S. 46.128безопасности Западной Германии путем сокращения американского ядерногопотенциала в Европе и переложению ответственности на бундесвер. Эти опасенияперешли затем и к следующему канцлеру ФРГ Л.Эрхарду, который был убежден,что США хоть и не возражают против воссоединения Германии, но не проявляютдолжной инициативы в германском вопросе, желая тем самым достигнуть с СССРразрядки международной напряженности. Кроме того, во времена канцлеровВ.Брандта и Г.Шмидта американо-германские отношения также находилиськороткий отрезок времени в состоянии «забытья»231.Некоторые размолвки возникали также в вопросе о нераспространенииядерного оружия.
Так, канцлер ФРГ К.Г.Кизингер был недоволен тем, что США иСССР ведут переговоры по этой проблематике за спиной у большинстваевропейских стран, включая ФРГ. Правительство Кизингера откровенновозмутило, что Вашингтон требует от ФРГ присоединиться к Договору онераспространенииядреногооружия(ДНЯО),предварительнодаженепроконсультировавшись по этому вопросу с немецкой стороной.
Фактически речьшла о том, что «ядерный клуб» заставляет неядерные государства навсегдаотказаться от идеи получения технологии производства ядерного оружия.Подобной позицией Кизингер продемонстрировал, что готов отстаивать интересысвоей страны, невзирая на сильную зависимость от заокеанского партнера. Витоге западногерманская сторона все же подписала Договор, исходя из принципа«атлантической солидарности» и, соответственно, не желая обострять отношенияс Вашингтоном. Однако, Берлин добился определенных послаблений.
Вчастности, ядерные державы обязались ограничить свои ядерные потенциалы, атакже ДНЯО не должен был влиять на использование мировой атомной энергии,которая с каждым годом набирала популярность в западноевропейских странах.Похожая ситуация сложилась в ходе вопроса о разработке и развертываниинейтронного оружия или о поддержании так называемого «евростратегического»равновесия».
Последнее имело прямое отношение к переговорному процессу231Павлов Н.В. История внешней политики Германии от Бисмарка до Меркель / Н.В. Павлов. – Москва :Международные отношения, 2012. – с.423129США и СССР по проблеме ОСВ-2, а также к размещению американской стороной«Першингов-2» и крылатых ракет.В частности, в Германии сформировалось негативное отношение к проблеме«евростратегического дисбаланса» и к мерам по его выравниванию.
С однойстороны, западногерманское руководство сомневалось в целесообразностидостижения соответствующих договоренностей по контролю над вооружением сСССР, что привело бы к нарушению стратегического баланса в Европе в пользуКремля. С другой стороны, излишнее выравнивание «евростратегическогодисбаланса» (масштабное наращивание и модернизация ядерного арсеналаНАТО) могло привести к тому, что советские цели были бы атакованы стерритории Западной Европы. Потенциальные боевые действия в этом случаеограничатся лишь территорией Европы, оставив США за пределами конфликта,что не соответствовало интересам Германии232. В результате по всей ЗападнойГермании прошла волна протестов против размещения в стране американскихядерных ракет.В целом политика Р.Рейгана, по мнению Бонна, не способствоваластабилизации германо-американских отношений.
Его курс на отказ от контролянадвооружением,нежеланиесодействоватьразрядкемеждународнойнапряженности, ставка на проведение агрессивной политики в отношении СССРвызывали опасения у руководства ФРГ. Немцы рассматривали нацеленностьВашингтона на достижение глобального стратегического превосходства какподготовку к затяжному конфликту с СССР, в котором Европе будет отдана рольглавного района боевых действий. Неслучайно этот период немцы часто называлиначалом «второй холодной войны».
Одним словом, руководство ФРГ ощутило насебе непонимание Вашингтоном интересов немцев.Обстановка достигла определенного накала после подписания между США иСССР договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), послечего Бонн был вынужден согласиться на вывод американских ракет «Першинг-2»,232Германия. Вызовы XXI века / В.
Б. Белов [и др.] ; под ред. В. Б. Белова; Российская академия наук, ИнститутЕвропы, Филиал Фонда им. Фридриха Эберта в Российской Федерации. - Москва : Весь Мир, 2009. – c. 230-231.130крылатых ракет, а также уничтожить свои собственные ракеты среднего радиусадействия. Негодование западногерманской стороны было связано с рядомфакторов. Во-первых, процесс ликвидации ракет не менее трудоемкий ипроблематичный, чем процесс их развертывания (тем более уничтожениясобственных ракет). Во-вторых, у ФРГ закралось чувство, что США проводилипереговоры с СССР фактически без их участия, просто поставив в итоге немецкоеруководство перед фактом. Наконец, ФРГ считала, что подобные необдуманныедействия Вашингтона в области контроля и сокращения вооружения не могутсодействовать сплоченности НАТО, а также успешному развитию политическихпроцессов на европейском континенте.
В результате возникло обострениегермано-американских отношений в сфере обеспечения безопасности.Международная политическая обстановка не могла не оказать влияние напартийную жизнь Западной Германии. Партия зеленых и СДПГ начинают в 1980е гг. формулировать пацифистские программы, а также призывают немцев неподдаваться провокациям США по втягиванию страны в конфронтационнуюсреду. Особенно критично по отношению к Вашингтону ведет себя левое крылоСДПГ, представители которого в принципе считают, что после неудачнойкомпании во Вьетнаме США не имеют морального права возглавлять блок НАТО.В некоторой степени начало 1980-х гг. было охарактеризовано наиболее острымиантиамериканскими настроениями в немецком обществе в период холоднойвойны.Тем не менее, руководство США полностью контролировало настроениязападногерманских политических элит на всем протяжении холодной войны икорректировалонежелательныеантиамериканскиетенденциивсторонуукрепления трансатлантического партнерства.
Это закономерно, учитываяширокий спектр рычагов давления, которым располагал Вашингтон, а такженежелание руководства ФРГ портить отношения со своим покровителем. Такимобразом, антиамериканизма в военно-политической сфере как такового несуществовало. Скорее, речь шла об отдельных попытках западногерманского131руководства добиться более выгодных условий для своего дальнейшегополитического развития.В этой связи политическая инструментализация антиамериканизма вЗападнойГерманиивременхолоднойвойныбылапростонемыслима.Отличительной чертой политических отношений ФРГ и США была обоюднаялояльность,дажеотносительноневзираяотдельныхнадеталейпериодическидвустороннейвозникающиеконфликтыповестки233.Гомофониязападногерманских и американских интересов в таких областях, как военнаязащита западных стран от внешней угрозы и связанная с этим политикасдерживаниякоммунизма,объединяющееасвободныетакжеверавдемократии234,сообществосодействовалабезопасности,поддержаниюстабильных трансатлантических отношений.После падения «железного занавеса», смены расстановки сил на мировойкарте, объединения Германии, распространения глобализации происходиттрансформация германского антиамериканизма.
Если на предыдущем этапеподпитка антиамериканскими настроениями в Западной Германии исходилапреимущественно из социальной и культурной сфер, то в новейшее времяантиамериканизмвсеглубжепереходитвсферывоенно-политическогосотрудничества, обеспечения региональной и международной безопасности.Кроме того, антиамериканизм начинает исходить не только из германскихнародных масс, но экспертных, научно-исследовательских кругов и СМИ, чтобыло немыслимо во времена холодной войны. Определенные измененияназревают со временем и в политических элитах Германии. Если в начале 1990-хгг.
по инерции германское руководство регулярно благодарило Вашингтон завклад последнего в дело послевоенного восстановления ФРГ, освобождение233Schwark, S. Zur Genealogie des modernen Antiamerikanismus in Deutschland. Schriftenreihe der Sektion PolitischeTheorien und Ideengeschichte in der Deutschen Vereinigung für Politische Wissenschaft.
Band 14 / S. Schwark. - BadenBaden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2008. – S. 245.234Gordon, P.H., Shapiro, J. Allies at war. America, Europe and the crisis over Iraq / P.H. Gordon, J. Shapiro. - New Yorket al.: McGraw-Hill, 2004. – mode of access:http://users.telenet.be/sbruyneel/McGraw.Hill.Allies.At.War.America.Europe.and.the.Crisis.Over.Iraq%20.pdf132страны от наследия нацизма и позже объединение страны, то со временем сталоболее сдержанно проявлять свою признательность на фоне гегемонистическойлинии поведения Вашингтона не международной арене. Тем не менее, следуетпризнать, что немецкое руководство, как и ранее, редко открыто осуждаетдействия Вашингтона.Одновременно, антиамериканизм в Германии все чаще становится объектомполитизации со стороны отдельных политических сил с целью извлеченияопределенной выгоды.Можно выделить, таким образом, следующие его особенности:Во-первых,возникновениягерманскийновыхантиамериканизмвнешнеполитическихформируетсяприоритетовнафонеамериканскогоруководства в результате кардинального изменения системы международныхотношений.
Рассматривая себя как ядро однополярной модели мироустройства врезультате распада СССР, Вашингтон, особенно во времена Дж.Буша-младшего,проводит агрессивную внешнюю политику супором на свое военно-политическое, экономическое и, что важно, моральное превосходство. При этомприменение силового компонента американкой стороной более не могло бытьоправдано вынужденной необходимостью сдерживания враждебного полюса.Зачастуюоткровеннонадуманныеамериканскимруководствомугрозымеждународной безопасности, под ширмой которых инициировались целыевоенные компании по вторжению в суверенные государства и свержению в нихнеугодных режимов, стали вызывать антагонизм в немецком обществе, котороевсе еще живет комплексом вины за разжигание нацисткой Германией Второймировой войны. Это чувство еще заметнее обострилось после того, как в 2002 г.была принята новая стратегия национальной безопасности США, котораялегализовала нанесение превентивных ударов по террористам, а на деле любыевоенные вторжения.