Автореферат (1155597), страница 3
Текст из файла (страница 3)
и др.) и Международного агентства по атомной энергии(МАГАТЭ); национальное законодательство государств в области космическойдеятельности.Научная новизна работы заключается в предложенных соискателемизменениях и дополнениях в действующие международные договоры покосмосу с целью укрепления долгосрочной устойчивости космическойдеятельности и в раскрытии определения понятия «устойчивость космическойдеятельности».Новизна выражается также в обосновании международно-правовоймодели по обеспечению устойчивости космической деятельности, включающейв себя триаду «долгосрочность-эффективность-безопасность», в основу которойсоискателем положены концептуальные положения Рабочих документов25,представленных Российской Федерацией в Комитет ООН по космосу.Элементом новизны являются предложения по консолидации измененных(модернизированных) положений действующих международных договоров иактов «мягкого права» в обозначенных конкретных областях и разработкеуниверсального международного договора, содержащего единообразныетребования для государств и международных межправительственныхорганизаций, обеспечивающих устойчивую космическую деятельность.Положения, выносимые на защиту.
Проведенное исследованиепозволяет сформулировать и вынести на защиту следующие основныеположения:1. С учетом Руководящих принципов обеспечения долгосрочнойустойчивости космической деятельности и на основе обобщениянормотворческойпрактикигосударств,занимающихсякосмическойдеятельностью, предложена концепция по устранению пробелов в позитивномСм.: Соображения, предназначенные для содействия углубленному и упорядоченному пониманиюреальных масштабов проблем и функциональных аспектов решений в области обмена информацией оситуации в космосе в контексте принятия решения об учреждении рабочей группы по улучшениюобмена информацией по объектам и событиям в космическом пространстве от 14 марта 2017 г.
//Документ ООН A/AC.105/L.310; Дополнительные идеи относительно совокупности целей достиженияВенского консенсуса по безопасности в космосе и необходимости в серьезном осмыслениимодальностей рассмотрения сложных проблем, связанных с управлением движением в космосе, иоправданности больших ожиданий скорых решений в этой области от 30 августа 2016 г. // ДокументООН A/AC.105/C.1/L.361; Обзор возможностей для достижения Венского консенсуса по безопасностив космосе, который охватывал бы несколько областей регулирования от 16 марта 2016 г. // ДокументООН A/AC.105/L.304; Соображения относительно совокупности базовых требований и факторов,которые должны формировать политику, связанную с предоставлением на международном уровнеинформации об объектах и событиях в космосе в общее пользование в интересах безопасностикосмических операций от 16 марта 2016 г.
// Документ ООН A/AC.105/L.303.2510международном космическом праве с целью его соответствия требованиямнаучно-технического прогресса.2. Доказананеобходимостьвведенияунифицированныхсертификационных процедур для обеспечения технической безопасности приосуществлении космической деятельности и, в первую очередь, в областииспользования ядерных источников энергии. За образец следует взятьсертификационные процедуры, установленные соответствующими источникамимеждународного воздушного права26, а в их основу предлагается включить«Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии вкосмическом пространстве», утвержденные резолюцией 47/68 ГенеральнойАссамблеи ООН от 1992 г., и Международно-правовые рамки обеспечениябезопасного использования ядерных источников энергии в космическомпространстве 2009 г., совместно подготовленные Международным агентствомпо атомной энергии и Научно-техническим подкомитетом Комитета ООН покосмосу.3.
В условиях разрозненной и несовершенной практики государств порегистрации и передаче информации о запускаемых в космическое пространствообъектах обоснована их обязательная предпусковая регистрация и,следовательно, внесение дополнений об этом в Конвенцию о регистрациикосмических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г., чтообеспечит безопасность на Земле, в воздушном и космическом пространствахпри запусках, полетах на орбитах и спусках космических объектов.4.
Предложены: а) изменение ст. 3 Конвенции о регистрации космическихобъектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г. «О ведении реестракосмических объектов Генеральным Секретарем ООН» в части, касающейсязамены названия регистрационного документа: «реестр» на «международныйреестр»; б) наделение Управления ООН по вопросам космическогопространства, de facto отвечающего за ведение реестра, обязанностямираспространять от имени Генерального секретаря ООН информацию о новыхзарегистрированных космических объектах, датах запуска и спуска с орбиты, атакже другие необходимые данные в целях обеспечения безопасности, связаннойс космической деятельностью; в) пересмотр Конвенции о регистрациикосмических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.
свключением в нее положений резолюции 62/101 Генеральной Ассамблеи ООН«Рекомендации по совершенствованию практики регистрации космическихобъектов государствами и международными межправительственнымиорганизациями» в целях расширения и унификации информации, передаваемойв извещениях о регистрации космического объекта.5. Аргументирован отказ от концепции «запускающее государство» какответственного за ущерб, причиненный космическим объектом, в пользувведения понятия «государство регистрации космического объекта», котороевпоследствии будет осуществлять управление полетом этого объекта и, какAnnex 8 to the Convention on International Civil Aviation “Airworthiness of Aircraft” // IKAO DocumentAmendment 105-A to the International Standards and Recommended Practices.2611следствие, отвечать за причиненный ущерб.
Следовательно, государство,запускающее космический объект по заказу другого государства, не будет нестимеждународную ответственность за причиненный ущерб, а будет нести такуюответственность государство, зарегистрировавшее данный космический объектв международном реестре.6. Обоснована целесообразность изменения ст. II Конвенции омеждународной ответственности за ущерб, причиненный космическимиобъектами 1972 г.
на Земле или воздушному судну в полёте по причине заменыпонятия «запускающее государство» на термин «государство регистрации»космического объекта. Кроме того, государство регистрации не может нестиабсолютную ответственность за ущерб, причиненный воздушному судну вполёте, так как этот ущерб может быть причинен по вине экипажа воздушногосудна или органов управления воздушным движением, нарушивших критериибезопасности.
В данном случае ответственность должен нести виновный субъектмеждународного права.7. Установлено, что ст. III Конвенции о международной ответственностиза ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. о «виновной»ответственности государств неприменима на практике, так как определить винув случае столкновения в космическом пространстве двух или более космическихобъектов невозможно. Причиной столкновения объектов в воздушномпространстве, на море или на земной поверхности всегда является нарушениеправил, установленных государствами. Правил движения объектов вкосмическом пространстве не существует, в отличие, например, от воздушногопространства, где действуют правила полетов воздушных судов, установленныев соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 г.
Длязаполнения вышеуказанного правового пробела соискателем предлагаетсяразработка правил движения в космическом пространстве.8. Доказано, что для обеспечения долгосрочной устойчивостикосмической деятельности государствам требуется продолжить работу в рамкахКомитета ООН по космосу с целью либо разработки необходимых изменений вдействующие договоры по космосу, либо, что более целесообразно,консолидации этих договоров с учетом актов «мягкого права» и принятия новогоуниверсального договора с рабочим названием «Конвенция ООН покосмическому праву».
Разработку и принятие такого договора следуетосуществить таким же образом, как создавалась Конвенция ООН по морскомуправу 1982 г.9. В связи с постоянно возрастающей коммерциализацией космическойдеятельности, которую непосредственно осуществляют юридические лица(корпорации, концерны, предприятия и другие коммерческие организации),доказана необходимость принятия специального международного договора срабочим названием «Конвенция для унификации некоторых правилосуществления космической деятельности» по аналогии с конвенциями вобласти международного воздушного права, такими как: Конвенция дляунификации некоторых правил, касающихся международных воздушных12перевозок 1929 г.
и Конвенция для унификации некоторых правилмеждународных воздушных перевозок 1999 г.Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтонастоящая диссертация предлагает обоснованную концепцию международноправового обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности.Исследованиесодержиттеоретическиеобоснованияотносительнонеобходимости внесения изменений в существующий правовой режим,регламентирующий космическую деятельность, и научно-обоснованныепредложения,направленныенадальнейшеесовершенствованиеконцептуальных основ международного космического права.Практическая значимость исследования определяется тем, что егорезультаты в виде конкретных предложений могут быть использованы: при разработке новых норм международного космического права,связанных с обеспечением устойчивости космической деятельности; в правоприменительной практике в части регулирования космическойдеятельности на национальном уровне и в рамках международных проектов,связанных с осуществлением космической деятельности; в учебно-педагогической и научной деятельности в процессепреподавания учебной дисциплины «Международное публичное право» испецкурса «Международное космическое право», а также в разработках,направленных на дальнейшее развитие отечественной школы международногокосмического права.Обоснованность и достоверность.