Автореферат (1155431), страница 5
Текст из файла (страница 5)
В частности, для координации усилий по регулированию был создан Форум финансовой стабильности !Е!папе!а!БгаЬ!1!ЕуГоппп, ГЯГ) в рамках «семерки» (Сг-7) в 1999 г. В 2009 г. Был создан Совет финансовой стабильности (Г!папе!а! $1аЬ!!!1уВоагг1, ГБВ), сформированный по инициативе «группы 20» (С3-20), Именно «группа 20» выступает достаточно настойчиво и продуктивно в отношении реформы регулирования мировой финансовой системы.
В диссертации дается анализ основных направлений, касающихся реформы финансовой системы, разработанных «группой 20» в 2010-2014 гг., в том числе предложения Базелгского комитета по банковскому надзору, одобренные «двадцаткой». На национальном уровне проблема регулирования финансовых инноваций и их проблемных продуктов наиболее актуальна для стран с развитыми финансовыми 18 рынками С1НЛ и ЕС. В СШЛ был принят рамочный закон Додда-Франка4, основные поло>кения которого вступили в силу в середине 2011 года.
В нем, в частности, предписано ограничивать высокорисковые операции на рынке ПФИ, исключить сделки непосредственно между банками и клиентами на основе деривативов и др. В марте 2014 г. в СШЛ был обнародован план реформы ипотечного рынка, где определяются стандарты секьюритизации и необходимость их строгого соблюдения. Эти меры способствуют оздоровлению ситуации с генерированием финансовых инноваций. В то же время они способствуют порождению других, более изощренных финансовых инноваций.В диссертации приводится пример такого рода инноваций нескольких крупных банков СШЛ. В ЕС также осуществлен ряд мероприятий по регулированию финансовых инноваций, правда, как отмечается в диссертации, «менее жесткий, нежели меры, предпринятые в СШЛ».
Так, в отличие от закона Додда-Франка, по европейскому законодательству банки имеют право торговатт деривативами за счет собственных средств, а также пользоваться поддержкой государства при операциях по своповым соглашениям. С ноября 2012 г. в ЕС действует закон, запрещающий приобретение СРБ (дефолтный своп) на суверенные бонды стран-членов этого союза, запрет на выпуск заемных бумаг с целью ее дальнейшего выкупа по сниженной цене, т.н. голые сделки1. В результате регулятивных мер в СШЛ и ЕС рынок наиболее <стоксичных» финансовых инструментов в посткризисный период заметно снизился (см.
рисунок №6). ' 60 50 40 всшя я европа 2004 2005 2006,,2Я07 ~0Я8 30Я3 ХОЗЯ 2022 2ЯЗХ 2ЯХЗ 2Я 4 Рис. № б. Глобальное использование СРЯ (трлн. долл.). Источники: В13 Б1а11511са1 Вийебп, Рес. 2015/ Ьцр://ттгъчтм.Ь1з.огф61а11511са/ ЬО1!ее101512.рЫ/раде=249. Однако оборот торговли всеми видами деривативов на внебиржевых рынках в посткризисный период вновь заметно растет.
В диссертации констатируется, что после двадцатилетнего периода либерального отношения к финансовым инновациям и, прежде всего, в деле конструирования сложных ПФИ и механизмов секьюритизации, новейших 4 в настоящее время подвергается ревизиям распоряжениями президента сшд д. трампа. 19 механизмов высокочастотной торговли 1высокочастотный трейдинг- «биржевые роботы») функционирования хедж-фондов и ряда других, начался период их постепенного, последовательного, системного регулирования как на национальном, так и международном уровне. Усложнение финансовых продуктов делает неотложными меры по соответствующему финансовому регулированию, которое должно быть кропотливым, всепроникающим, предвосхищающим «токсичные» финансовые ишювации. Но не для их запрета, а с целью вывода их из зоны спекулятивной экономики в «пространство реальной» экономики, добросовестной конкуренции, в основном без «пирамид», «пузырей» и т.п.
Третья группа проблем диссертации включает анализ формирования и развития финансовых инноваций на российском финансовом рынке. При анализе состояния российского финансового рынка в диссертации отмечается, что при переходе российской экономики на инновационный путь развития актуальной задачей становится повышение в этом процессе роли финансового рынка. Возрастание значимости финансового рынка предполагает его активное развитие, переход к зрелым формам и конкурентным механизмам, соответствующим уровню, достигнутому ведущими сегментами мирового финансового рынка. Характеризуя современный российский рьшок, в диссертации отмечается необходимость повышения его емкости, глубины, диверсифицированности, модернизации его инфраструктуры.
Необходимо и активное внедрение апробированных мировой финансовой практикой финансовых инноваций, включая деривативы, механизмы секьюритизации, системы управления рисками, интернет-банкинг и др. При этом. опираясь на мировую практику регулирования финансовых инноваций, необходимо недопущение перерастания их в проблемные, «токсичные» инструменты. В диссертации отмечается, что общий уровень развития российской финансовой системы остается невысоким, не демонстрирующим существенных сдвигов в посткризисный период. В 2011-2012 гг. Россия в мировом рейтинге финансовых систем находилась на 39 месте из 62 рейтингуемых систем. Соответственно и место и роль финансовых инноваций на российском финансовом рынке невелики, они носят вторичный, имитационный характер, с той или иной степенью адаптации.
Финансовые институты российского рынка объективно не нацелены на широкомасштабное генерирование финансовых инноваций и соответствующих им продуктов и механизмов. Становление российской финансовой системы проходило в период заметного прогресса мировой финансовой системы, вступления финансовой экономики в зрелый этап. !'оссийская финансовая система следовала за лидером, в основном копируя успешные образцы, имитируя продвинутые финансовые инновации. Эгот процесс растянулся вплоть до мирового финансово-экономического кризиса. Для достигнутого уровня развития российского финансового рынка было, в целом, 20 достаточно тех финансовых инноваций, которые использовались на развитых финансовых рынках.
Конкуренция, спрос на финансовые инновации были на низком уровне и не стимулировали их генерирование. Среди наиболее востребованных финансовых инноваций на российском рынке в диссертации выделяются ПИФЫ, производные финансовые инструменты (форвардные и фьючерсные ко~ггракты), расчетные валютные свопы. Расширяется товарная линейка применяемых деривативов, создается рынок стандартизированных ПФИ - (ОТС - рынок).
Одной из важных в российской практике финансовых инноваций, как отмечается в диссертации, является секьюритизация. Первая полноценная сделка секьюритизации была осуществлена в 2002 г. банком «Российский кредит». С середины нулевых ХХ1 века механизмы секьюритизации используются рядом банков, однако в России он сконцентрировался в основном на таком инструменте, как кредитные ноты. Эти инструменты сигггетической секьюритизации используются российскими структурами для хеджирования кредитных рисков, а также привлечения относительно дешевого финансирования (при преобладании второго свойства кредитных нот). Другим инновационным механизмом, используемым российскими финансовыми структурами, стала секьюритизация ипотечных активов. До 2007 г.
отмечаются только штучные сделки по секьюритизации ипотечных кредитов. После принятия «Закона о секьюритизации» - №367-ФЗ (вступил в силу с 1,07.2014) правила для работы на российском рьшке ипотечных и неипотечных активов были существенно либерализованы. Однако сколько-нибудь заметного оживления таких сделок пе произошло. В диссертации отмечаются и некоторые другие точечгпяе финансовые инновации на российском биржевом рынке, например, СазпГ!ои- СРО, обеспеченного кредитами малого и среднего бизнеса предприятий ЖКХ в России. В посткризисный период развитие финансового рынка медленно, по достаточно определенно приближалось к стандартам функционирования мирового финансового рынка.
Этому способствовало участие России в ряде международных зкономических и финансовых организаций, в особенности в Совете по финансовой стабильности, созданного по инициативе 0-20. ФСФР активно использовала международные связи в сфере обмена надзорной информацией в области ре~ улирования финансовых рынков: был подписан ряд соглашений с национальными регуляторами ряда стран, подготовлены инновационные законы для российского финансового рынка, в т.ч. о секьюритизации, приняты соотвстсгвующие документы по регулированию ПФИ, осуществлено законодателыюе закрепление институтов клиринга и ликвидационного неттипга, определены требования по обеспечению прозрачности финансового рынка и рял других. В диссертации отмечается, что расширяется количество используемых инновационных инструментов, в т.ч. рисковых, проблемных, в частности, были введены в оборот кредитные дефолтпые свопы.
Базовым активом российских С0$, в соответствии с приказом ФСФР, мокнут выступать различные инструменты или даже обстоятельства если неизвестно, наступит оно или нет. Еще одной адаптивной инновацией для российского фондового рынка является фьючерс на волатильность российского рьшка, запущенный во второй половине 2014 г. - копирование американского индекса ЧХ- «индекса страха», отражающего волатильность опциона на индекс Ягапбап)апдРоог'з (рассчитывается на Чикагской бирже с 2003 г.).Одной из ишюваций, используемой с середины нулевых ХХ1 века в России, являются новые виды инвестиционных фондов. в частности, фонды коллективных инвестиций, как аналог, используемый в ЕС. В 2014 г. появилась чисто российская инновация в сфере инвест-фондов - фонд, совмещающий элементы прямых инвестиций и клубных сделок. Особенностью фонда такого типа является то, что он позволяет делать портфолио для каждой сделки, не создавая отдельную компанию.
Пока трудно оценить перспективы этой инновации на российском рынке. Как указывается в дисссртации, наиболее продуктивным полем для финансовых инноваций становится интернет-банкинг. В работе дается характеристика этапов развития интернет-банкинга в России. Особое место уделяется нынешнему - третьему этапу развития этого инструмента. На протяжении последних двух десятилетий (с середины 90-х гг.) происходит активное внедрение ИКТ в сферу финансов и, в особенности, в банковский сектор.
При этом развитие цифровой грамотности способствуег генерированию и внедрению российскими банками технологических инноваций и на их основе новых банковских продуктов, как и систем предоставления их клиентам. Основные российские банковские инновации лежат не в сфере разработки и внедрения новых продуктов, а в области сервиса, в частности, дистанционного обслуживания клие|ггов, используя разнообразные инструменты по управлению их аспектами. Этот процесс реализуется через мобильный банкинг, сегмент интерпетбанкинга, ставший самостоятельным. Мобильный банкинг, характеризуемый некоторыми аналитиками, как «финансовая революция», в диссертации раскрывается по следующим направлениям развития: расширение операционных возможностей„повышение защищенности; развитие новых каналов банковского обслу>кивания. Инновации мобильного банкинга (на основе смартфона) в странах с развитыми финансовыми рьппгами продолжают непрерывно генерироваться.
В России, как констатируется в диссертации, также появляются инновационные продукты в этой сфере, в частности, виртуальная карта, запущенная рядом российских банков в партнерстве с платежными системами Ъ'1аа и Маз1сгСагд. 22 используемая для платежей в интернете. В 2012 г. впервые в истории объем безналичных расчетов, осуществленных с помощью банковских карт, превысил объем по снятию наличных средств.