Автореферат (1155431), страница 4
Текст из файла (страница 4)
В диссертации подчеркивается, что все эти процессы нс следует приписывать только влиянию финансовых инноваций. Причина коренится в общей структуре, механизмах, противоречиях финансовой экономики, определяющей векторы развития реальных экономических процессов. Однако финансовые инновации далеко не всегда диктуются логикой финансового развития, а зачастую только логикой экспансии финансовых структур, Связь между финансовым и экономическим развитием нарушается. В результате нарастает разрыв между реальным и финансовым секторами. При определеннгях прочих причинах такая ситуация чревата кризисом, Вторая ~рупия проблем, рассматриваемых в диссертации, включает в себя анализ сгруктуры и механизма действия финансовых инноваций, их влияние па мировой финансовый рынок и экономику в целом, а также основных особенностей нх регулирования. Финансовые инновации также как и в нефинансовом секторе имеют сложный, структурированный характер.
Трактовка финансовых инноваций в экономической литературе представлена в узком и широком смысле. В диссертации анализируются эти тракговки, дается их сравнительная характеристика, формулируется авторская точка зрения. В диссертации отмечается, что за последние 25 лет финансовый сектор превратился в полигон по применению передовых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Интеграция финансовых технологий и ИКТ породили множество инноваций, способствующих ускорению оборота капитала, ониженню предпринимательского риска, формированию новых платежных систем, виртуализации финансов. В диссертации раскрываются многообразные причины этого процесса, от общих предпосылок, до базовых основ функционирования финансового капитала.
В частности, гибкость, креативность, подвижность финансового капитала, его неуемная страсть к самовозрастанию с помощью многообразных финансовых инноваций - технологий-инструментов. Особое место в диссертации отводится вопросу отнесения финансовых инноваций либо к «общественно полезным», либо «проблемным» для экономики. Проблемность, «вредность», «токсичность» ряда финансовых инноваций является их важной отличительной чертой в сравнении с инновациями в других сферах. Вместе с тем, свойство проблемности финансовых инноваций отнюдь не является присущим только им. Это качество касается и ряда других инноваций: продуктовых, медицинских, высокотехнологичных и других.
Однако проблемность нефинансовых инноваций более локальна, ограничена, менее «токсична» в сравнении с финансовыми инновациями (обладающими «эффектом заражения»). Проблемность финансовых инноваций может модифицироваться, мутировать, превращаясг в «токсичные», вредные для финансового сектора и всей экономики. Изначально. будучи нацеленными на развитие финансового рьп1ка и экономики в целом„по мере безудержного, часто бесконтрольного спекулятивного ис пол ьзова11ия, эти инновационные инструменты превращаются не просто в проблемные, но «токсичные», взрывоопасные продукты, как это произошло, например, с кредитными деривативами. В диссертации указывается на суц1ествепное воздействие при генерации финансовых инноваций различного рода неэкономических факторов, таких как ожидания,.
предположения, слухи, спекулятивность, иллюзии и т.п. В основе многих этих факторов лежит, как правило, та или иная информация. Причем информация, в большинстве случаев, ассиметричная, поскольку доступ к объемной, полноценной информации ограничен, затруднен, Асимметричность информации свойственна и рынку промьппленпых и сельскохозяйственных товаров, однако на финансовом рынке эта асимметрия информации становится доминирующей силой. Финансовые инновации, порождаемые информационной асимметрией, нацелены на то, чтобы преодолеть неопределенность, достичь симметричности знаний о текущем и перспективном состоянии финансового рьщка, ликвидировать неравенство в информационном аспекте.
Поскольку информационный поток бесконечен и становится все более объемным, финансовые инженеры все активнее работают над созданием новьгх финансовых продуктов и механизмов. В диссертации констатируется, что многие инновации фондового рынка - это, в основном, информационные инновации, базирующиеся на асимметрии информации финансового рынка, формализируемые, институционализируемые с помощью экономико-математических методов в соответствующие инструменты. Это могут быть относительно простые фьючерсные инструменты или сложные синтетические финансовые инструменты, типа дефолтных свопов. Поскольку финансовые инновации в своем утилитарном качестве нацелены на минимизацию рисков посредством их перераспределения среди широкого круга инвесторов с их многообразными инвестиционными ожиданиями и предпочтениями, они порождают искаженное представление о риске.
Успехи финансовой инженерии заставляли многих инвесторов поверить в то, что риск с помощью разнообразных инноваций может быть сведен к минимуму или даже вообще преодолен. А финансовые инноваторы для исполнения этих ожиданий все более растягивали цепочку преодоления рисков, конструируя все более сложные, по, в то же время, более рисковые продукты.
Таким образом, финансовые инновации, основанные на информационной асимметрии и направленные, чтобы ее преодолеть, с другой стороны накапливали энергию «симметрии заблуждений» ~термин В. Миловидова) относительно всесильности финансовых институтов, посредников в плане урегулирования всевозможных рисков. Эта «симметрия заблуждений» подрывала изна ильно положительный заряд полезности финансовых инноваций и превращала их в «токсичные», проблемные инновации. К числу таких инноваций в работе относятся прежде всего сложные деривативы (С00.
ЯЭЯ, КМВЯ и др.) Анализируя положительную и отрицательную роль деривативов в современной экономике, в диссертации делается вывод, что главным элементом в балансе их черт состоит нахождение той грани, после которой полезная новация становится проблемной, вследствие чего происходит трансформация инструмента„ то есть, когда он из механизма снижения риска становится его генератором и когда из падежного кредитного инструмента он становится, по выражению У. Баффета, «бомбой замедленного действия»', когда финансовая инженерия, совершенствуя финансовые продукты, приводит их к чрезвычайному усложнению, растягивая цепочку рисков, но нс сокращая их; когда процессы секьюритизации диверсифицируют кредитные инструменты, создают новые„ страхуют риски„ но в результате все больше приумножают фиктивный капитал, ложную ликвидность, фиктивную стоимость.
В диссертации делается вывод, что основным механизмом нахождения и поддержания баланса между положительными и отрицательными чертами ряда финансовых инструментов, сокращения риска нарастания их проблемности является достаточно многогранный механизм государственного, международного регулирования с помощью авторитетных международных финансовых организаций. Проблема регулирования финансовых инноваций и использования их продуктов является, как отмечается в диссертации, одной из наиболее обсуждаемых среди специалистов после кризиса 2008 г.
До кризиса процесс регулирования финансовых инноваций в целом носил регрессивный характер. Используемые механизмы регулирования нс поспевали за генерацией многообразных финансовых инноваций. Нарастающая либерализация финансовых рынков, увеличение его спекулятивности, появление в ходе развивающихся процессов секьюритизации сложных, структурированных деривативов и, прежде всего, их кредитной разновидности, широкое использование возмо>кностей информационно-коммуникационных технологий в финансовой инженерии привела к формированию эпохи практически бескоптролыюго развития проблемных финансовых инноваций.
«Момент истины», т.е. кризис 2008 г. поставил точку в этом процессе. Настало время реформирования финансовой экономики, финансовой архитектуры, а также регулирования, маркетиша, контроля за финансовыми инновациями, выявления их проблемности на ранних стадиях. Основным и первоочередным шагом в комплексе мер по регулированию стало ограждение простых инвесторов от рисков операций со сложными финансовыми инструментами, прежде всего, с кредитными деривативами. Другими шагами реформы по регулированию мирового финансового рынка стало сокращение в его структуре объемов выпуска и обращения секьюритизированных продуктов.
В целом, как подчеркивается в диссертации, эффективная система регулирования финансовых инноваций является важным фактором успешной и стабильной работы всей финансовой системы. Финансовые инновации должны отслеживаться. изучаться, оцениваться на предмет их проблемности в процессе их использования, поскольку изначально те или иные «родовые черты» не демонстрируют их проблемные характеристики, проявляющиеся в дальнейшей практике их применения.
Усиление регулирования финансовых инноваций и их продуктов, инструментов, механизмов осуществлялось в рамках ужесточения общей системы регулирования мировой финансовой системы, в частности, сложных деривативов. хедж-фондов, рейтинговых агентств и, в целом, реформы мировой финансовой архитектуры. Процесс ужесточения регулирования включал реформу деятельности самих регуляторов, усиление надзора и контроля за банками, особенно в области рискованных операций с деривативами, процессами секьюритизации.
В результате резко упали сделки по секьюритизации активов, однако в последующий период вновь возникла тенденция к их восстановлению, (см. рисунок №5). 1, ,5 в Другие а Европа вСША 0,5--- 0 -' 2003 200а 2005 2006 2002 2008 2005 2010 2011 2012 2013 201а 2015 1'ис. № 5. Динамика глобальной секьюритизации активов в мире 2003 — 2015 гг. (трлн. долл.). Исгочпик: ТЬе Есопопивг. ТЬе гещгп от 5есипбяабогп Вас!с 1гоп3 ГЬе г1еаг!. Уапвагу 11111 2014. р, 59 5есиг11!ка1!оп г!а1а герогГ 2015 эл.
ресурс //Аналитическ. отчетАГМŠ— -15п5пч .абае.ев/Йч~51оп/5есцг1118аг!оп.азрх. Были предприняты попытки создать новые наднациональные органы регулирования финансового рынка, переформатировать деятельность существующих международных, валютно-финансовых организаций. В диссертации указывается, что одним из центральных требований по ускорению реформы рсгулир овация различного рода инновационных инструментов и институтов являются требования по жестким ограничениям параметров использования деривативов, при резком сокращении их использования банками в соотношении 1:100. Попытки выработки согласованных действий по регулированию финансового рынка были предприняты еще в период либерализации функционирования разного рода финансовых инновационных инструментов.