Автореферат (1155119), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Алексиевич с выявлением ееэстетической значимости на примере книги «Цинковые мальчики».Одна из главных проблем творческой лаборатории С. Алексиевич –отношение к частной истории как к варианту документа. В данной частиисследования дается характеристика работы С. Алексиевич с реальнымиисповедальными монологами и высказываниями персонажей и специфика ихдальнейшего художественного отражения и построения в единуюгармоническую структуру. На материале книги «Цинковые мальчики»осуществлен анализ поэтики документа в прозе С.
Алексиевич на основаниирассмотренных ранее параметров художественности:– пространственно-временной панорамы (Советский Союз до войнычаще всего воспроизводится посредством образов счастливого детства,молодости, первой любви, планов на будущее; мир войны, Афганистан, «чужаяземля» – это, с одной стороны, прекрасные пейзажи, с другой – жестокость иповседневность военных действий; Россия после возвращения домой из9Афганистана, но воспроизведенная через опыт войны, в случае рассказовматерей, отцов, жен погибших – это Россия после гибели родных и близких);– портрета (проявляется прежде всего в рассказах «третьих лиц» – матерей,отцов, жен погибших; в их воспоминаниях мы находим портреты погибшихсыновей, дочерей, мужей, воспроизводим их внешность, черты характера,положительные качества, достоинства и недостатки; портреты военных рисуюттакже сами участники венных действий);– пейзажа (описание прекрасной, но одновременно чужой русскомучеловеку природы Афганистана; Афганистан для русских – это чужая земля, авойна – чужое для человека состояние; явления природы, время, законы,привычные русским людям, там становились странными, даже опасными, и этотоже отражается в описаниях природы);– монтажа (отдельные истории чередуются по принципу сходства иразличия, такая композиционная последовательность позволяет воссоздатьобраз войны, показать различные ракурсы, точки зрения, эмоциональноесостояние).Наличие данных элементов в структуре повествования позволяетобеспечить художественное единство произведения.С.
Алексиевич представляет нам «голоса» свидетелей значимого события,отбирает их и составляет в единую структуру, наполненную эмоциональностьюи драматизмом. В художественно-документальной прозе документ являетсяосновополагающим элементом повествования, одновременно отвечающим заего эстетическую значимость.Вторая глава – «Художественный цикл в творчестве С.
Алексиевич (“Увойны не женское лицо”)» – состоит из трех параграфов и посвящена проблемециклизации в творчестве С. Алексиевич.Одно из актуальных направлений исследовательского поиска –художественная циклизация. Для литературы второй половины XX векахарактерным стало интенсивное циклообразование, которое наблюдается такжев художественно-документальной прозе. Яркой иллюстрацией этого явленияможет послужить проза С.
Алексиевич, для которой циклизация стала способомпроявления внутреннего единства как отдельной книги, так и целого цикла.В первом параграфе второй главы «Художественный цикл: теория иистория изучения жанра» дается теоретический аспект изучения литературногопроизведения в аспекте его целостности, рассматриваются его границы, а такжеосвещается проблема взаимоотношения отдельных произведений в творчествеодного автора.2Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн/non-fiction. М.: Совпадение, 2007. – 327 с.10В литературном сознании цикл как объект исследования возник еще нарубеже XVIII-–XIX веков, но понятия «цикл» и «циклизация» вошли в науку олитературе только в конце XIX века, что было вызвано появлением рядакритических работ, посвященных творчеству поэтов-символистов.
С 60-х годовпрошлого века тема циклизации начинает привлекать все большее вниманиеисследователей. Следует отметить, что большинство научных работ по этойтеме посвящено изучению лирических жанров, что обусловлено двумяфакторами. Во-первых, именно в 60-х годах получило распространениекомплексное изучение литературы в рамках системного подхода, во-вторых, вэто время вышли многие, ранее не публиковавшиеся произведения поэтоврубежа веков, которые характеризовались «повышенной циклизацией» 3 .Исследования последних лет выдвинули историю изучения цикла и проблемуциклизации на новый уровень, понимаемый как один из главных вопросовсовременного литературоведения.В научном литературоведческим дискурсе принято рассматриватькатегорию «цикл» как объединение ряда произведений в новое единствохудожественного характера.
В монографии, посвященной теме циклизации врусской литературе XIX века 4 , Л.Е. Ляпина предлагает использовать дватермина – «цикл» и «циклизация». Циклизация, по ее мнению, – этопродуктивная тенденция, порождающая особые целостные единства, изкоторых главным является – именно цикл. Цикл следует понимать как «типэстетического целого, представляющий собой ряд самостоятельныхпроизведений, принадлежащих одному виду искусства, созданных однимавтором и скомпонованных им в определенную последовательность»5.В современной науке принято разграничивать принципы циклизациипрозаических текстов. Жанр прозаического цикла характеризуется такимисвойствами, как единство проблематики, общая атмосфера произведения,общность мотивов, наличие сквозных образов, образно-стилистическоерешение, единый образ автора, и его следует рассматривать как группупроизведений «сознательно объединенных автором по жанровому,тематическому, идейному принципу и общностью персонажей»6.
В качествеосновы современных произведений выбирается один доминирующий принцип:жанр, тематика, общность персонажей. У В. Шукшина это многоликий герой –3Дарвин М.Н., Тюпа В.Н. Циклизация в творчестве Пушкина. Новосибирск: Наука, 2001.С. 16–17.4Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т,1999.
– 279 с.5Там же. С. 165–1666Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. / глав. ред. А.А. Сурков. М.: Сов. энциклопедия,1975. С. 398–399.11сельчанин и его конфликт с миром; в «Царе-рыбе» В. Астафьеваобъединяющим оказывается столкновение различных укладов; образрассказчика создает целостную структуру в произведениях С.
Довлатова. Впрозе С. Алексиевич объединяющим является тематическая близостьпережитого рассказчиками.Второй параграф второй главы «Структура цикла С. Алексиевич: автор,сюжет, композиция» посвящен анализу построения художественного цикла вконтекстехудожественно-документальнойпрозы.Особыйинтереспредставляет изучение прозы С. Алексиевич с позиции структуры (выявленияавтора, сюжета, композиции) на примере книги «У войны не женское лицо».В панораме литературы 60–80-х годов формируются четко выраженныетематические циклы, в том числе о деревне, жизни в лагерях, о становленииличности и прежде всего – о Великой Отечественной войне и ее последствиях.На их фоне выделяется творчество С. Алексиевич и ее книга «У войны неженское лицо», в которой рассказы связаны одной главной темой: все историиповествуются женщинами, жизни которых изменила и искалечила война.Картина мира у С.
Алексиевич складывается из множества самостоятельныхэлементов-воспоминаний свидетелей военных событий. Каждый из этихэлементов соответствует главным свойствам цикла, является целостнымединством и автономной единицей, обладающей собственной значимостью,одновременно фрагментом целого и законченным рассказом.Целостное восприятие книги обеспечивается следующими способами:– пространственно-временная организация:пространство войны воспроизводится благодаря отдельным рассказчикам;каким будет этот ракурс зависит от того, кем была героиня рассказа; можновыделить такие виды пространства, как дом, дорога, лес (партизаны), госпиталь(медсестры);время войны актуализируется на двух уровнях «сюжета»: первый содержитсведения с «мира войны», показания о пережитом во время оккупации, о работев госпитале, о боях на линии фронта, второй – это современная жизньочевидца-повествователя спустя тридцать лет после войны;– композиция: С.
Алексиевич сгруппировала рассказы в 17 глав,объединяя отдельные истории на основе одного доминирующего элемента;– сюжет: книга С. Алексиевич построена таким образом, что в ней можнопроследитьимманентныйсюжет,складывающийсяблагодаряпоследовательному расположению рассказов, развивающих внутреннюю тему.Отдельные компоненты цикла в книге С. Алексиевич взаимодействуютдруг с другом, но они также взаимообусловливаются. Таким способом12выстраивается система связей, имеющая решающее значение для восприятияцикла читателем.В третьем параграфе второй главы «Поэтика: образ рассказчика, системамотивов, архетипы» исследуется поэтическая система в книге «У войны неженское лицо».Главные элементы, обеспечивающие поэтическое единство произведения, –это, прежде всего, система повторяющихся мотивов и архетипов.Повтор.
Повтор как художественный прием присутствует в книге рассказов«У войны не женское лицо» на разных уровнях: повторяются детали, зарисовки,мотивы, сюжеты. Некоторые элементы неоднократно встречаются как впределах одного текста, так и в отдельных рассказах на межтекстовом уровне,тем самым создавая единый циклический метатекст. Как считает Ю.М. Лотман,повторы в художественном тексте позволяют выявить эстетическиезакономерности, а те, в свою очередь, позволяют систематизировать иупорядочить структурно значимое в искусстве – возникает «ощутимаядополнительная организованность текста»7. Важнейшие повторы в исследуемомпроизведении – это цвета, звуки, запахи, еда, смерть, молодость, любовь, страх,плачь,красота,страданияприроды,повторениемикросюжетов,противопоставление микросюжетов.