Автореферат (1154608), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Францияпытается играть ведущую роль в ЕС, и визиты подобного рода призваныподтвердить интересы ЕС на Южном Кавказе.Во втором параграфе исследуется «Политика «мягкой силы» какинструмент влияния Франции». Автор здесь подробно рассматриваетосновные подходы и методы анализа «мягкой силы», выявляет ключевые17компоненты и инструменты реализации политики «мягкой силы» ПятойРеспублики.Сочетаниеразличныхметодовиподходовпозволяетприблизиться к объективной и достоверной оценке «мягкой силы» Франциив отношении Армении.
В параграфе приведены данные социального опросажителей Франции и Армении, данные по международной академическоймобильности студентов из Армении. Исследование показывает, что Франция,которая имеет огромный опыт практического применения «мягкой силы» длярешения внешнеполитических задач и повышения своего влияния, применяетинструментыкультурной,интеллектуальной,научнойдеятельности,лингвистическое направление «дипломатии влияния», уделяет вниманиетакжереализациипрограммсодействиямеждународномуразвитию,механизмам экономической дипломатии, в том числе применительно кАрмении.В третьем параграфе исследуется «Исторический контекст иполитико-правовые основы развития политики «мягкой силы» Франции».Автор обращает внимание на исторические связи Франции и Армении,проводит ретроспективный анализ политики «мягкой силы» Франции вотношении Армении.
Так, на протяжении длительного историческогопериода поддержание культурного диалога, распространение языка иценностей составили богатую основу для реализации политики «мягкойсилы» современной Франции в отношении Армении. Неоспорима такжезначимость французов армянского происхождения (Ш. Азнавур, А. Вернёй,Ж. Карзу, Ж. Жансем) в процессе взаимообогащения культур, содействиядиалогу, формирования взаимопонимания и доверия.
Так, в связи с 90-летиемхудожник Ж. Жансем был награждён «Орденом Почёта» за вклад вукреплениеармяно-французскихкультурныхсвязей.Проводитсявсесторонний анализ существующей нормативно-правовой основы политики«мягкой силы» Франции в Армении. Документы рассматриваются автором спозиций их эволюционного развития за двадцатипятилетний периодсуществованиядипломатическихотношений18ФранциииАрмении.Существенноеразвитиенормативно-правовогополявкультурно-гуманитарной сфере, по мнению автора, позволяет Франции осуществлятьполитику «мягкой силы», в отличие, например, от военной сферы, гдепрогресс сравнительно незначительный, учитывая наличие карабахскогоконфликта и роль Франции в качестве посредника.Вторая глава «Основные векторы политики «мягкой силы»Франции в отношении Армении» состоит из трех параграфов.В первом параграфе исследуется «Проблема культурно-гуманитарноговлияния Франции в Армении».
Автором изучена деятельность Франции всфере культуры и распространения языка; сотрудничества в областиобразования, науки и техники. Рассматривается внешняя культурнаяполитика Франции в Армении, в частности языковая политика, деятельностьМОФ, университетское и научное сотрудничество, «научная дипломатия»,культурные мероприятия и сезоны (выставки, концерты, фестивали).Прослеживается активизация деятельности Франции по таким направлениямвнешней культурной политики как наука, образование, лингвистическоенаправление, поддержание культурного диалога. Как показало исследование,культурная дипломатия – основной компонент реализации политики «мягкойсилы» Франции в Армении. Учитывая наличие препятствий для развитияактивного сотрудничества в некоторых направлениях, как, например, ввоенной сфере или в области внешней торговли, Франция свое влияние вотношении Армении, по мнению автора, в известной степени поддерживаетблагодаря эффективной внешней культурной политике.Во втором параграфе «Экономический компонент политики «мягкойсилы»ФранциивотношенииАрмении»авторисследуетвнешнеэкономические связи и инвестиционную политику, оцениваетдеятельность Франции в направлении осуществления программ содействиямеждународному развитию – важного инструмента, укрепляющего «мягкуюсилу».
Показывается, что механизмы и инструменты внешней культурнойполитики Франции в Армении и политический диалог применяются для19стимулирования и развития деловых связей. Активизация Франции наданномнаправленииособонаблюдаетсянапримерахрасширениядеятельности Французского агентства развития и финансовой компании«Proparco» на территории Армении, в направлении осуществления прямыхиностранных инвестиций, открытия торгово-промышленной палаты вАрмении.
В результате Франция находится среди основных партнеровАрменииповложенныминвестициямипрограммампомощимеждународному развитию.Втретьемпараграфеисследуется«Политико-дипломатическоеизмерение «мягкой силы» Франции в Армении». В связи с чем автором былпроведен контент-анализ официальных документов, количественный анализвизитов и встреч, «групп дружбы» в парламенте, децентрализованногосотрудничества, анализ голосования в Генеральной Ассамблее ООН и ПАСЕ.Регулярные визиты главы государства, внешнеполитического ведомства иминистерствадиаспорыАрмениихарактеризируютстепеньвлиянияФранции и большую значимость французского вектора во внешней политикеофициального Еревана.
На основе анализа голосования Армении и Франциив ГА ООН установлено совпадение позиций чуть более чем в половинеслучаев (58%). Автором также выявлено, что активно развивающиеся связирегиональных властей и органов местного самоуправления поставлены наслужбу дипломатии Франции, которые способствуют распространениюфранцузского языка и франкофонной культуры.Третьяглава«Фабрикимысли»Франциикакодинизинструментов реализации политики «мягкой силы» состоит из двухпараграфов.В первом параграфе исследуется «Проблема изучения внешнейполитики Армении французскими мозговыми центрами».
В контекстеналичия механизмов осуществления интеллектуального влияния идей,представляется важным проведение исследований в мозговых центрах. Авторрассматривает современные исследования по «армянской проблематике»,20проведенные в ведущих мозговых центрах Франции в сфере внешнейполитики и международных отношений (IFRI, IRIS, CERI, FRS, IFG и др.).Анализируетсяинтеллектуальноевлияниемозговыхцентров,рассматриваются методы и механизмы осуществления «мягкого влияния».Отмечается, что многие вопросы, затрагивающие интересы армянскойдиаспоры и Армении, находят своего исследователя в аналитических центрахФранции.
При этом исследования в «фабриках мысли» Франции, явнопротиворечащие подходам Армении или армянской диаспоры, встречаютсяочень редко. Автором установлена прямая или опосредованная связьэкспертов мозговых центров Франции с государственными структурами,средствами массовой информации, и в частности тех экспертов «фабрикмысли», которые проводят армянские исследования.Во втором параграфе «Геноцид армян в исследованиях экспертногосообщества Франции» исследованы подходы экспертов мозговых центровотносительно принятия законопроекта об уголовной ответственности заотрицание геноцида армян, что представляется важным с учетом механизмовреализации интеллектуального влияния мозговых центров и взаимосвязиэкспертов с государственными и политическими структурами, массмедиа,бизнес-сообществом. Как показало исследование, в мозговых центрахФранции встречается весьма малое количество экспертного анализа ипубликацийсрекомендациейотклонитьпринятиезаконопроектавпарламенте, в отличие от «фабрик мысли» США.
В целом в исследованияхотмечается возможный ущерб для национальных интересов на БлижнемВостоке, нарастание ненависти и национализма в турецком обществе.В заключении подводятся итоги и формулируются выводы, к которымпришел автор в результате диссертационного исследования:1) Доказано, что политика «мягкой силы» Франции являетсядейственным инструментом поддержания и распространения влияния вАрмении. Механизмы реализации политики «мягкой силы» Франции вотношении Армении позволяют восполнить ограниченное сотрудничество,21например, в военной сфере.
В работе показано, что активизация политики«мягкой силы» Франции в отношении Республики Армения приходится напериод с 2006 г. по настоящее время. Данное утверждение подтверждается наоснове простого сравнения количества визитов главы французскогогосударства в Армению до и после 2006 г. (до этого момента ни одинпрезидент Франции не посещал Армению, а в указанный период состоялосьуже 4 визита).