Автореферат (1154442), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Соответственно, заключаетдиссертант, все государства-участники Конвенции о правах ребенкадолжны принимать все необходимые законодательные, административныеи иные меры, нацеленные на осуществление всех положений Конвенции, вкоторой особое место занимает принцип наилучшего обеспеченияинтересов ребенка.Указывается,интересовребенкачтосегоднянашелпринципотражениевнаилучшегообеспечениябольшинствеглобальныхправозащитных актов, но, несмотря на повсеместность отражения32принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка в международныхдоговорах по правам человека, при реализации этого принципа напрактике возникают сложности, по которым, казалось бы, было достигнутосогласие государств в ходе выработки Конвенции.
Так, например,Межамериканский суд по правам человека вынес в 2012 г. постановление,связанное с сексуальной ориентацией заявителя (матери) и реализациейпринципа наилучшего обеспечения интересов ребенка (подробно делоанализируется во второй главе диссертационного исследования). В целяхизбежания неверного толкования принципа, диссертант предлагаетследовать двум обязательным ступеням в процессе принятия решенияотносительно ребенка: оценка и определение наилучших интересовребенка. Обе ступени описываются детально с многочисленнымипримерами. Так, оценка интересов должна проводится на основе такихкритериев как: возраст, пол, степень зрелости, относимость к уязвимойгруппе.В заключении диссертант отмечает, что решение задачи уделенияпервоочередного внимания наилучшему обеспечению интересов ребенкапри разработке законодательства и политики и их реализации на всехуровнях государственного управления требует непрерывной оценкивоздействия на права детей для прогнозирования воздействия на детей иосуществления их прав в рамках любого предлагаемого закона, политикиили выделяемых бюджетных ассигнований и фактического воздействия наних процесса осуществления.В параграфе 3 «Международно-правовая охрана семьи – важнаягарантиядляреализациипринципанаилучшегообеспеченияинтересов ребенка» констатируется важность стремления к тому, чтобынаилучшее обеспечение интересов ребенка происходило, прежде всего, всемье, как в едином организме, как это установлено семейнымзаконодательством многих государств.Диссертант отмечает, что международное сообщество признаетособую роль семьи в жизни общества и необходимость предоставления ейзащиты как на национальном, так и на международном уровне.33Подтверждением тому является тот факт, что в деятельности ООН, ееглавных и вспомогательных органов забота о семье занимает приоритетноеместо.
Так, Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) содействуетобеспечению безопасного материнства, охраны репродуктивного здоровья,потребностей подростков и молодежи. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)поддерживает семьи с помощью таких мер, как содействие выживанию,развитию и защите детей. Многие структуры системы ООН, а также рядспециализированных учреждений ООН осуществляют поддержку семьи.Среди них Продовольственная и сельскохозяйственная организацияОбъединенных Наций (ФАО), Программа развития ООН (ПРООН),Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Управление Верховногокомиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Международная организацияпо миграции (МОМ), Постоянный форум по вопросам коренных народов,структура «ООН-женщины» и другие содействуют развитию семей.
Вдиссертации детально анализируется вклад указанных международныхорганизаций и органов в дело защиты семьи.Далее автор переходит к анализу правозащитных актов с цельювыявления положений, направленных на защиту семьи. В связи с этиманализ начинается с положений первого правозащитного акта ООН – сВсеобщей декларации прав человека, которая провозгласила семью«естественной и основной ячейкой общества», подлежащей защите состороны общества и государства (ст.
16). Затем эти же положения былизакреплены в двух Международных пактах: ст. 10 Международного пактаобэкономических,социальныхикультурныхправахист.23Международного пакта о гражданских и политических правах. Дляуточнения правового статуса семьи диссертант обращается к заключениямобщего порядка, принятым договорными органами, созданными на основеПактов.Вдиссертацииподробноанализируютсядругиеважныеуниверсальные правозащитные акты, где отмечает особая роль семьи взащите прав детей (Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о34правах инвалидов 2006 г., Международная конвенция о защите прав всехтрудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.
и др.).Отдельное внимание диссертант уделяет трактовке понятия семьи,указывая, что усыновление ребенка в рамках однополых союзов ведет кего взрослению в специфической психологической обстановке, котораяабсолютно отличается от условий проживания в разнополой семье,существенно влияет на формирование личности ребенка и может активноспособствовать формированию гомосексуальной ориентации. Отсюдаследует, отмечает диссертант, что и государство, которые фиксирует взаконодательстве возможность усыновления однополыми парами детей,нарушает права детей на семью, которое зафиксировано в международномправе.В параграфе 4 «Реализация принципа наилучшего обеспеченияинтересовребенкавРоссийскойФедерации»указывается,чтоприменяемые на государственном уровне по обеспечению прав ребенка,имеют системный и последовательный характер.
В целях подтвержденияэтоготезисастратегическихподробнодокументованализируются(«Национальнаяположениястратегияроссийскихдействийвинтересах детей на 2012–2017 годы», программа «Десятилетия детства»(2018–2027 годы)) и национального законодательства (гражданское,уголовное, жилищное и т.п.).Отдельно отмечается, что Российская Федерация последовательноприсоединяетсякомногимуниверсальнымправозащитнымактам,направленным на защиту прав детей (Конвенция МОТ о минимальномвозрасте для приема на работу 1973 г., Конвенция МОТ о запрещении инемедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда1999 г.,Гаагскаяконвенцияогражданско-правовыхаспектахмеждународного похищения детей от 25 октября 1980 г., Гаагскаяконвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении исотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер позащите детей 1996 г., Конвенция Совета Европы о защите детей отсексуальной эксплуатации и сексуального насилия 2007 г.
и др.).35В целях проведения анализа реализации принципа наилучшегообеспечения интересов ребенка в Российской Федерации, который лежит восновевышеуказанныхмеждународныхсоглашений,диссертантобращается к практике Комитета по правам ребенка, а именно к опытувзаимодействия данного договорного органа с Российской Федерацией.Указывается, что Российская Федерация предоставляет Комитету поправам ребенка периодические доклады о выполнении Конвенции иучаствует в диалоге с Комитетом при рассмотрении ее докладов с 1992 г.,когда она представила Комитету свой первоначальный доклад. На данныймомент Российская Федерация представила Комитету по правам ребенкапять периодических докладов. В этом контексте диссертант прослеживаетпрогресс, достигнутый в России на пути реализации данного принципа, иодновременно выявляет трудности, возникающие в этом отношении.В Главе 2 «Реализация принципа наилучшего обеспеченияинтересов ребенка на региональном уровне» рассматриваются вопросыреализации принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка впрактике Европейского суда по правам человека, в Межамериканскойсистеме защиты прав человека и в Африканской системе защиты правчеловека.В параграфе 1 «Реализация принципа наилучшего обеспеченияинтересов ребенка в практике Европейского суда по правам человека»На европейском пространстве основной региональной организациейявляетсяСоветЕвропы,аврамкахСоветаЕвропыосновнымрегиональным правозащитным актом является Конвенция о защите правчеловека и основных свобод 1950 г.
с дополнительными протоколами. Впостановочном порядке диссертант отмечает, что в рамках Совета Европыразрабатывается немало документов обязательного и рекомендательногохарактера, направленных на защиту прав детей (например, СтратегияСовета Европы по обеспечению прав ребенка (2016–2021 гг.), а такжедействует множество институциональных механизмов Совета Европы(Европейский комитет по социальным правам; Комитет сторон Конвенцииозащитедетейотсексуальнойэксплуатацииисексуальных36надругательств (Комитет Лансароте), Комитет по предупреждению пытоки др.), но внимание будет уделено анализу соответствующих решенийЕвропейского суда по правам человека.Европейская конвенция не содержит положений, непосредственнозакрепляющих права детей.
Тем не менее, Европейский суд по правамчеловека (ЕСПЧ), в компетенцию которого входит рассмотрение споровмежду индивидами и государствами – членами Совета Европы опредполагаемом нарушении соответствующими государствами положенийЕКПЧ, в своих решениях затрагивает права ребенка на том основании, чторебенок обладает теми же правами, что и совершеннолетние лица, включаяправо на обращение в ЕСПЧ в соответствии со ст. 1 и 34 ЕКПЧ.Рассматриваявопросы«нарушенияправдетей,мыможемобозначить позиции ЕСПЧ применительно к принципу наилучшегообеспечения интересов ребенка в различных ситуациях».Диссертантотмечает,чтоделпротивРоссии,касающихсяосуществления прав детей, включая принцип наилучшего обеспеченияинтересов ребенка, мало; среди них дело семьи Агеевых, касающеесяизъятия детей из семьи и отмены их усыновления на основанииподозрений в насилии усыновителей над одним из детей и невыполненияродителями их обязанностей по отношению к детям.
Дело Агеевыхзатронуло ряд важных аспектов защиты прав детей в РФ, в том числе,вопрос о единообразном применении в правоприменительной практикепринципа наилучшего обеспечения интересов ребенка в соответствии стребованиями Конвенции ООН о правах ребенка и с учетом мненийКомитета ООН по правам ребенка.Помимо дел, касающихся воспитания детей, ЕСПЧ рассматривалдела, связанные с определением места жительства ребенка, сохранениемсемейного окружения и поддержанием контактов между родителями идетьми при распаде семьи. Европейский суд при рассмотрении этих делопирался на принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка.Например, анализ решений ЕСПЧ об определении места жительстваребенка показывает, что Суд не отдает автоматически приоритет матери,37нередко Суд признает, что интересы ребенка могут быть в наилучшейстепени обеспечены при совместном проживании именно с отцом.Европейский суд по правам человека рассматривал дела, в которыхзатрагивались вопросы усыновления детей лицами, состоящими воднополых союзах.