Автореферат диссертации (1151582), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Масса селезёнки возрастала на 2,1% идостигала уровня контрольных значений, а по отношению к стрессу – на 43,6%(р≤0,001). Толщина соединительнотканной капсулы селезёнки увеличивалась на58,5% (р≤0,001) её морфометрические показатели – длина, ширина, толщина на22,2; 25,7 и 45,0% (р≤0,01) соответственно, по отношению к стрессу.В селезёнке преобладали крупные и средние лимфоидные узелки,численность мелких снижалась в 1,6 раз (р≤0,05) относительно стресса.Препарат «Гамавит» инициировал достоверное увеличение площадейлимфоидных узелков селезёнки: крупного на 50,3% (р≤0,001), среднего - 27,1%(р≤0,01) и мелкого – 212,6% (р≤0,001) в сравнении со стрессом.По отношению к стрессу диаметр центральной артерии в крупномлимфоидном узелке уменьшался на 2,6%, в среднем - на 17,4% (р≤0,001), тогда кактолщина стенки артерии уменьшалась (р≤0,001) – на 34,4 и – 37,6%,соответственно.
Площади периартериальных зон крупного и среднего лимфоидныхузелков уменьшались в 1,5 и в 2,1 раза (р≤0,001), соответственно. Однако, в нихувеличивались площади: реактивных центров - в 1,8 (р≤0,001) и в 1,2 раза (р≤0,05),мантийных зон - в 1,6 и в 1,4 раза (р≤0,001), маргинальных зон - в 1,4 (р≤0,001) и в1,3 раза (р≤0,01), соответственно.
В мелких лимфоидных узелках селезёнкиразделений на зоны не выявлено. Диаметр центральной артерии в узелкеувеличивался на 31,2% (р≤0,001), а толщина стенки артерии – на 14,7% (р≤0,05), всравнение с показателями при стрессе.В периартериальной зоне крупных лимфоидных узелков плазмоциты хорошодифференцированы, содержание РНК в их ядрышках и цитоплазме повышено, всравнении с таковым при стрессе.
Выявлялись лимфоциты, с ядрами насыщеннымидиффузнымхроматином,выраженнымиядрышками,представленнымифибриллярным и гранулярным компонентами, в цитоплазме одиночно илигруппами размещались крупные митохондрии с выраженными кристами.Интердигитальные клетки ретикулярной стромы с базофильными ядрами,насыщенными гранулами гетерохроматина.В красной пульпе селезёнки ультрамикроскопически выявлено множествомакрофагов со светлыми ядрами, насыщенными диффузным хроматином, вцитоплазме расположены митохондрии с электронно-плотным матриксом и25сохраненной структурой крипт, короткие канальцы эндоплазматической сети,пиноцитозные везикулы, гранулы гемосидерина, фагосомы с фрагментамиэритроцитов. Цитолемма макрофагов образовывала длинные микровыросты, вкоторых выявлялись лизосомы, пиноцитозные пузырьки, фрагменты эритроцитов,что свидетельствует об их повышенной активности.В стенках гемокапилляров красной пульпы цитолеммы эндотелиоцита иперицита местами истончены и прерывисты, в отдельных участках - свыраженными контактами.
В эндотелиоците ядро овальное, с прилегающим ккариолемме гетерохроматином, в цитоплазме единичные митохондрии ипиноцитозные пузырьки. Перицит с крупным ядром овально-вытянутой формы, вкотором обнаруживаются перихроматиновые гранулы, в цитоплазме единичныемитохондрии, в них структура крист сглажена. На цитолемме перицитавизуализируются единичные булавовидные терминали нервных окончаний.Препарат «Гамавит» инициировал снижение численности эритроцитов иобщих лейкоцитов в крови, на 31,5 (р≤0,001) и 9,4% (р≤0,05) соответственно иагранулярных лейкоцитов на 2,9%, по отношению к стрессу.
Уровеньгемоглобина в крови понижался на 4,0%, его среднее содержание (MCH) вэритроците было выше на 40,2% (р≤0,001), относительно стресса.Концентрация глюкозы в сыворотке крови снижалась на 26,0% (р≤0,01), приэтом изменялся гормональный фон самцов кроликов – понижался уровеньсодержания кортизола в сыворотке крови на 9,7% (р≤0,05), а ДГЭА-С - повышалсяна 40,0% (р≤0,01), относительно стресса. В сравнение с контролем концентрациякортизола увеличивалась на 28,0% (р≤0,01), а ДГЭА-С – на 6,1%. Концентрацияобщего белка в сыворотке крови увеличивалась на 9,5% (р≤0,001), повышалосьсодержание белков альбуминовой фракции на 6,3% (р≤0,001), глобулиновой: α –снижалось на 1,2%, а β и γ – увеличивалось на 10,4 и 21,9% (р≤0,001),соответственно, по отношению к стрессу.Содержание кальция в сыворотке крови было выше на 36,0 (р≤0,001), афосфора - ниже на 12,6% (р≤0,05) в сравнении со стрессом.
Уровень ферментовАсАТ был выше на 18,4%, по сравнению с концентрацией АлАТ, что привело кпонижению показателя коэффициента Де Ритиса на 10,6% (р≤0,05) по отношениюк стрессу.Увеличение площади крупного лимфоидного узелка прямо взаимосвязано соснижением численности эритроцитов, агранулярных лейкоцитов, общихлейкоцитов и концентрации гемоглобина в крови (r=+0,96). Динамика площадикрупного лимфоидного узелка высоко положительно коррелирует с увеличениемплощадей реактивного центра, мантийной зоны, а среднего – с таковымиреактивного центра, мантийной и маргинальной зон.Увеличение площади мелкого лимфоидного узелка слабо коррелирует сувеличением диаметра его центральной артерии, которая, в свою очередь, высокоположительно взаимосвязана со снижением численности эритроцитов,26концентрации гемоглобина и увеличением количества агранулярных лейкоцитов вкрови.Специфическиемеханизмыадаптивногоремоделированиялимфоиднойтканиселезёнкиикровив условияхстресс-реакциииеёкоррекциипрепаратами«Ронколейкин®» и «Гамавит»На основе системного морфологического и парного корреляционногоанализов выявлено, что развитие стресс-реакции у самцов кроликов инициируетснижение на 50% численности значимых взаимосвязей количества общих иагранулярных лейкоцитов в крови с другими показателями стресс-системы, чтоопосредовано свидетельствует о нарушении гранулоцито- и агранулоцитопоэза ворганах кроветворения и, как следствие, активизируется выброс большого числагипохромных эритроцитов, что частично компенсирует снижение концентрации Нbв крови.Последнее можно рассматривать в качестве «пускового механизма» внарушении динамического равновесия в органе между объемами белой, краснойпульпы и системы регуляции лимфо- и моноцитопоэза в её лимфоидных узелках,определяющим продукцию иммунокомпетентных клеток и активизирующимэлиминацию эритроцитов макрофагами.Появление существенных положительных взаимосвязей концентрацийальбуминов и АсАТ с такими биохимическими показателями крови как Са, АлАТ,α-глобулинов – обеспечивает формирование внутри системы «компенсаторногоблока», а увеличение численности отрицательных коррелятов концентраций ДГЭАС с глюкозой и кортизолом характеризует его ведущую роль в формировании фонапоследних в крови при стресс-реакции.
Значимые корреляты содержания ДГЭА-Си общего белка в крови работают на пролонгирование стресс-реакции.Концептуально влияние нейрогуморальных регуляций, включение в процесскомпенсаторно-приспособительных реакций малоэффективно выводит стресссистему из десинхроноза.Коррегирующее воздействие препарата «Ронколейкин®» при стресс-реакцииу самцов кроликов проявляется в доминировании взаимосвязей в стресс-системеконцентрации кортизола с массой селезёнки, содержанием ДГЭА-С и глюкозы вкрови.
Увеличение до 90% положительных взаимосвязей показателей системысвидетельствует о её нестабильности. Возможно, входящие в состав препарата«Ронколейкин» рекомбинантные цитокины, гармонизируют процессы миело- иэритропоэза, повышают фагоцитарную активность макрофагов селезёнки и процесспрезентации ими антигенов.Адаптивное ремоделирование лимфоидной ткани селезёнки кроликовпроявилось незначительной активизацией лимфо- и моноцитопоэза в еелимфоидных узелках, специфической динамикой цитофизиологии красной и белойпульпы, увеличением выхода агранулярных лейкоцитов и макрофагов из селезёнки27в периферическую кровь, что в целом свидетельствует о повышении уровнярегуляторных механизмов гуморального иммунитета.Воздействие препарата «Гамавит» при стресс-реакции незначительноизменяет уровни взаимосвязей концентрации Hb с γ-глобулинами и общим белком,но увеличивает число значимых положительных коррелятов концентрации ДГЭАС с глюкозой и кортизолом, сдерживая доминанту последнего так, что кортизол иглюкоза, в сравнении со стрессом, оказываются в разных «компенсаторныхблоках» стресс-системы.
Активизация на 90% достоверно отрицательныхвзаимосвязей лимфоидной ткани белой и красной пульпы селезёнки сбиохимическими и морфологическими показателями крови, обусловила улучшениесистемы регуляции лимфо- и моноцитопоэза в маргинальной зоне лимфоидныхузелков, увеличение выхода лейкоцитов и макрофагов из селезёнки впериферическую кровь, что в целом способствовало выходу системы издесинхроноза.На основании сравнительного анализа специфических механизмовадаптивного ремоделирования лимфоидной ткани селезёнки и крови в условияхкоррекции стресс-реакции препарат «Ронколейкин®», как иммуномодулятор менееэффективен в направлении выведения стресс-системы из состояния десинхроноза,поскольку при его воздействии число значимых взаимосвязей всех изучаемыхпоказателей крови, массы животного и массы селезёнки изменяется незначительно.ВЫВОДЫ1.У млекопитающих различных таксономических групп селезёнка имеетвариабельную форму и абсолютную массу, относительные показатели её высокие улисицы 0,42%, у суслика большого (0,20%).
Синтопия селезёнки, особенно ухищных, зависит от наполненности желудка, у лошади и крупного рогатого скотаверхушка органа подвижна. Ворота селезёнки расположены на висцеральнойповерхности, у жвачных – на дорсокаудальном конце, у лошади и свиньи –формируют массивный гребень, а у других животных – длинную линию.2. У свиньи, собаки, лисицы и кошки селезёночная артерия входит в воротадорсальной и вентральной ветвями.
У лошади васкуляризацию селезёнкиосуществляют селезёночная, левая желудочно-сальниковая, а у хорька и сусликаещё и левая желудочная артерии. Селезёночная артерия у хорька входит в воротаоргана одним стволом, у суслика до вхождения разделяется на дорсальную ивентральную ветви, а, у зайца-русака и кролика экстраорганно следует вдоль ворот,интраорганно разветвляясь на краниальные и каудальные ветви. Селезёночная венау всех животных повторяет ход одноимённой артерии.
В артериальной и венознойсистеме селезёнки лошади, свиньи, крупного рогатого скота, овцы, козы и хорькавыявлены интраорганные периферические анастомозы.3. У домашних и диких млекопитающих на основе гистиометрических индексовкапсулы, белой пульпы и её зон выявлены закономерные морфо-функциональные28типы селезёнки. У лошади, свиньи и собаки в капсуле селезёнки имеютсяпродольный и циркулярный слои миоцитов, трабекулы одинаковой толщины, белаяпульпа у лошади представлена лимфоидными тяжами, как и у свиньи - узелкислабо развиты, что характерно для органа депонирующего типа.
У крупногорогатого скота, овцы, козы, лисицы, хорька и кошки мышечный слой капсулыселезёнки образован продольными пучками миоцитов, трабекулы расширяются кцентру, численность и размеры лимфоидных узелков выше, чем у лошади, свиньи исобаки, что характеризует орган смешанного типа. У суслика, сурка, кролика изайца-русака мышечный слой капсулы селезёнки слабо дифференцирован,трабекулы не развиты, лимфоидные узелки многочисленные, что в целомобусловливает защитный (обменный) тип органа. Выявлены селезёнки синусноготипа: у крупного рогатого скота, овцы, козы, собаки, лисицы, зайца-русака,кролика и безсинусного типа: у лошади, свиньи и кошки.4.При экспериментально индуцированной стресс-реакции у кроликов концентрациякортизола возрастала на 42%, уровень ДГЭА-С уменьшался на 24%, живая массаснижалась на 18%, масса селезёнки - на 27% относительно контроля.