Автореферат (1148909), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Проекты незападных интеллектуалов в большей мере отвечают потребностям социального развития модернизирующихся обществ, чем западные теории развития. Положение мыслителей на стыке цивилизаций позволяет им видеть проблемы родных обществ изнутри и одновременно со стороны наблюдать за попытками практического воплощения тех или иных теорий на Западе и в других модернизирующихся странах. Дистанцированность от двух культур определяет их критическое отношение к социальным представлениям, существующим в родной традиции, и к западным теориям, что позволяет им, опираясь на лучшие по их мнению идеи, создавать синтетические проекты, соответствующие специфике их обществ.
4. Признание приоритетности религиозного компонента в мышлении Ганди является значимым методологическим допущением, позволяющим содержательно систематизировать и представить в виде целостной философской концепции его взгляды, в которых нередки противоречащие другдругу идеи и положения. 5. Исследование представлений Ганди о развитии общества и социальном развитии является одним из способов доказательства некорректности утверждений о его утопизме, традиционализме или фундаментализме.
В пользу реализма Ганди говорят его признания о невозможности создания идеального общества на земле и выведение конечной цели общественного развития в область трансцендентного (представления о возможности всеобщего духовного спасения в посмертном существовании). О неправомерности отнесения мыслителя к противникам модернизации свидетельствует наличие в его теоретических построениях современных западных идей и ценностей, что сообщает его 10 социальной философии определенную степень культурной универсальности. б. Персонализм Ганди, его внимание к личности и развитию человеческого потенциала является наиболее ценной для развития современного незападного мира составляющей его концепции.
Это подтверждается опытом наиболее благополучных стран, успехи которых в развитии во многом связаны с расширением демократии, укреплением человеческого потенциала и становлением гражданского общества. Выявление соответствия западогенных идей, содержащихся в проекте Ганди, положительным тенденциям в развитии модернизирующихся обществ позволяет сделать предположение о приоритетной значимости западогенного компонента в аналогичных проективных построениях других незападных мыслителей. Теоретическая и практическая значимость исследования.
Предложенная в диссертации методология может послужить основанием для изучения феномена современного незападного мыслителя и реконструкции концепций социального развития, присутствующих в философских построениях интеллектуалов этого типа. Представленная в исследовании концепция социального развития Ганди может быть использована в качестве методологического инструмента, помогающего систематизировать его представления о других аспектах его философии. Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях по социальной философии незападных стран и при изучении межкультурных коммуникаций, по истории индийской социально-философской мысли, а также при подготовке учебных программ, лекционных курсов и учебников по философии, религиоведению, культурологии и истории стран Азии и Африки в Новое и Новейшее время.
Апробация предварительных резулыпатов исследования происходила на всероссийских научных конференциях: «Х111 Социологические чтения» (г. Пенза, апрель 2011 г.), «Бхагавад-гита в истории и в современном обществе» (г. Томск, февраль 2012 г.), «Диалог культур: проблемы и перспективы» (г. Пенза, апрель 2014 г.), «Индуизм: от племенных верований к мировой религии» (г.
Москва, ноябрь 2014 г.). Основные результаты и положения диссертации отражены также в публикациях автора — статьях и сообщениях. Доклад «Индуистские истоки представлений М. К. Ганди об идеальном обществе», прочитанный на научной конференции «Индуизм: от племенных верований к мировой религии» (Москва, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 12 ноября 2014 г.) получил положительную оценку в обзоре: Рашковский Е.
Б., Никифорова Е. Г. Индуизм: от племенных верований к мировой религии // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 5. С. 104-112. 11 Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры «Теория и практика социальной работы» Пензенского государственного университета 28 сентября 2015 г. Структура исследования. Текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Источниковой базой исследования послужили труды Ганди. Его полное собрание сочинений опубликовано на трех языках: гуджарати «82 т.), хинди «97 т.) и английском «100 т.). Мы использовали англоязычное издание', а также несколько сборников работ Ганди, содержащих его тексты по определенным темам. Интенсивные занятия общественной и политической деятельностью не оставляли ему времени для систематического изложения своих взглядов. Большинство документов невелики по объему и представляют собой отдельные короткие тексты или серии статей, объединенных одной тематикой. Основное внимание среди крупных произведений было уделено трем работам: ссХинд сварадж» «1909), ссКонструктивная программа: ее значение и место» «1941) и «Автобиография, или История моих экспериментов с Истиной» «1929).
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во Введении обоснована актуальность выбора темы; определена степень ее разработанности; сформулированы объект и предмет, а также цель и задачи диссертации; предложен методологический аппарат исследования. Также во Введении обозначена новизна результатов диссертационной работы, их теоретическая и практическая значимость. Первая глава «Теоретико-методологические основы реконструкции концепций социального развития современных незападных мыслителей» посвящена анализу социально-философских подходов к изучению общественной динамики, рассмотрению феномена современного незападного мыслителя и разработке методологии исследования и реконструкции картины философских представлений интеллектуалов данного типа.
В первом параграфе ссМетодологические подходы к анализу развития общества в социальной философии» проанализированы основные вопросы и теории, касающиеся социально-динамических процессов. В ряду терминов, обозначающих различные аспекты этих процессов «эволюция, социальные изменения, прогресс и др.) значимо понятие «развитие», в качестве отличительных черт которого исследователи называют закономерность, необратимость, направленность, неизбежность, необходимость процессов, происходящих в обществе. В сложной картине общественной динамики особое место занимает социальное развитие — процесс изменений в сфере межличностных и 2 Оапс1Ь1 МаЬаппа.
ТЬе Со11ес1ес1 Фог1са. 1и 100 чо1а. — Ь1е~ч Ре!Ь1: Оочепппеп1 о1' 1пс11а. ТЬе РпЫ1са11опа РМа1оп. М1п1а1гу о1' 1п1оппа6оп апс1 Вгоас1сыйп8, 1958-1 994, 12 межгрупповых отношений. В зависимости от того, какая из двух реальностей — персональная или общественная — признается в конкретных социально-философских теориях главенствующей, существуют две основные трактовки социального развития: 1) Персоналистская (представление о преодолении социальных проблем и положительных изменениях в сфере межличностных отношений как следствии увеличения числа социально-активных личностей, развития человеческого потенциала и совершенствования индивидов); 2) Соииоцентристская (представление о большей ценности общественного целого в сравнении с составляющими его индивидами и о закономерном, необходимом и детерминированном характере общественных изменений).
Персоналистское видение социального развития актуализирует вопрос о приобщении к этому процессу склонного к инертности большинства, которое затруднено в силу как объективных (отсутствие возможностей для развития), так и субъективных (отсутствие стремления к развитию) причин. Поэтому предварительным условием приобщения масс к совершенствованию является улучшение внешних условий жизни людей и смягчение наиболее острых социальных проблем, а главными субъектами социального развития — наиболее инициативные и социально ответственные личности — представители творческого меньшинства. К творческим меньшинствам можно отнести и современных незападных мыслителей — особый тип интеллектуалов, формирующийся и действующий в контексте модернизации незападного мира.
Выполняя функцию социальной рефлексии, они осмысливают динамические процессы в своих обществах и намечают желаемые пути их дальнейшего развития. Изучение их социально-философских построений позволяет глубже осмыслить модернизационные процессы, обращаясь к опыту их непосредственных участников, видящих ситуацию изнутри. Постклассические теории модернизации позволяют трактовать ее как процесс трансформации традиционного общества, индивидуальный для каждого случая, в котором заимствования определенных образцов западной культуры приводят не к линейному переходу к современности западного типа, а к созданию некой новой структуры, отличной одновременно и от традиционного общества, и от общества модерна.
Импульсом к модернизационным изменениям незападных обществ служит встреча с Западом как носителем духа модерна. Содержанием процесса становятся попытки творческого соотнесения элементов двух культур— родной традиционной и модернизированной западной, предпринимаемые субъектами модернизации — современными незападными мыслителями и общественными деятелями. Цель, которую они преследуют, — обеспечение адекватного вхождения незападных обществ в мир современности. В модернизирующихся незападных обществах тема социального развития приобретает особую значимость. Во-первых, это связано с появлением субъектов осмысления социальных проблем — современных незападных мыслителей.