Автореферат (1148897), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Понимание оказывается синтезом в этой триаде, посколькупонимание отрицает отрицание. При этом субъект отражается в объекте или в13другом субъекте как в зеркале и наоборот. Это связь двусторонняя,подтверждающая и вследствие этого проверяемая исходным и конечнымпунктами размышления. Обладающий рассудком и сознанием субъект,имплицитно состоящий, по Гегелю, из таких понятий как «для–себя–бытие» и«бытие–для–одного», несёт в себе функцию связующего звена между бытием исущим. Такая связь сравнивается в исследовании с концепциями генетическойинформации.
В механизме рефлексии отмечается такая ее составляющая, каккатарсис, который является способом очищения чужеродного и сохранение ввозвращении к себе своего собственного. Таким образом, выявляя различия собъектом, субъект полагает, что есть субъект, а что объект. Рефлексия детальновскрывает суть существования части, её ближайшие связи. Выводится, чторефлексия есть связь частей.Третий параграф «Понимание как способ познания и способ бытиячеловека» посвящен проблеме понимания как способа связи человека сбытием. Роль понимания в данном подходе освещается как открытие всехвозможных отношений между вещами. Сущность отношения человека к вещамзаключена в размещении вещей в языке поэзии (М.
Хайдеггер). Артикулируетмир язык – это основной тезис герменевтической онтологии. В философии М.Хайдеггера понимание является одним из экзистенциалов. По его мнению,понимание следует трактовать как имение, присвоение части мира и такимобразом его познание. Понимание бытия для человека возможно как время.Сама по себе возможность играет столь же значимую роль, что идействительность. В связи с этим обращается внимание на такую формупонимания, как символ. Из философии Хайдеггера выводится определениепонимания как экзистенциального механизма для осознания совокупностивозможностей, даже если такие возможности не предназначены для реализацииили не реализуемы в принципе.
Это позволяет допустить определениепонимания как совокупности потенциальных и актуальных (возможных и14действительных) связей образов и понятий. При этом такие формы познания,как интуиция и рефлексия, суть имманентные дериваты онтологическогопонимания. Это также находит подтверждение в философии Х. Гадамера, укоторого герменевтика является исследованием возможности понимания какспособа существования, а также пониманием Другого как себя. Как указываютбольшинство видных герменевтов и аналитиков (М. Хайдеггер, Х.
Гадамер, П.Рикёр, К.-О. Апель и др.), понимание соотносит части и целое при постоянномпереходе от частей к целому и наоборот.У современных авторов встречаются попытки синтеза герменевтики саналитической философией. Так, в своих работах П. Рикёр и Ф. Анкерсмитповорачивают перспективу обращения философии к истории, в которойпонимание служит методом.
В свою очередь история служит предпосылкойпонимания, поскольку память способствует установлению рефлексивных связейи формированию интуитивного смысла.В третьей главе «Диалектическая триада интуиции, рефлексии ипонимания» достигнуты следующие результаты.
Показано, из каких посылокдопускается реальность апостериорной интуиции. Описано, что этот актпредполагает созерцание возможных связей между разобщенными ранееидеями. Интуиция, как и понимание, связывает образы с понятиями, но связьинтуиции отличается от связи в понимании и носит вневременной,моментальный характер. Апостериорная интуиция проявляется в интенции наслитый в одно целое образ субъекта с объектом. При этом роль интуиции впонимании заключается в образно-понятийном схватывании целого.Рассмотрен вариант, когда истина проявляется в договоренностях.
Такимконвенциям способствует рефлексия о словах языка. Рефлексируя надпереводом, философы осуществляют интерпретацию, которая способствуетпониманию. Показано, что для самопознания и развития необходимыинтерсубъективные взаимоотношения, умение корректировать собственные15убеждения и оценивать себя с позиции Другого.
Роль рефлексии в пониманиисостоит в подтверждении и коррекции связи между субъектом и объектом идругими субъектами.Отмечается, что понимание это связь разнообразных его форм (слова, знака,предложения, текста и множества других), которые состоят в отношениях друг сдругом как часть и целое. Такие связи образуются согласно принципугерменевтического круга. В акте понимания связываются части и целое в другоецелое, которое в свою очередь является частью иного целого и так далее. Приэтом каждая предстоящая форма понимания в герменевтическом круге являетсянеобходимой, но не достаточной для последующей.
Исходя из того, чтопонимание это всегда новое открытие, для понимания нужно следоватьметодам, применяемым в процессах изобретения. Эти методы характеризуютсяследованием как от частей к целому, так и от целого к частям. Новая гипотезапроверяется рефлексивными процедурами, с сохранением в снятом виде (вгегелевскомсмысле)провереннойстаройтеории.Понимание,снимаяпротиворечия между интуицией как тезисом и рефлексией как антитезисом,синтезирует эти данные.Понимание также осуществляет синтез связей между целым и частями, гдечастями выступают субъекты и объекты. При этом целое познается интуитивно,многообразное – рефлексией. Понимание появляется, когда устанавливаютсясвязи между уже имеющимися в памяти и новыми образами и понятиями,синтезируя их в новое знание.
Это позволяет допустить определение пониманиякак совокупности потенциальных и актуальных связей образов и понятий.В первом параграфе «Интуиция в научном открытии и философскомтворчестве» демонстрируется, как интуиция применяется в гипотетическихтеориях, в моделировании, в познании микромира. Каждый раз, когда проблемаявляется новой для ученого, её эффективное решение находится интуитивно.Это происходит, когда отсутствуют необходимые для достоверной картины16фрагменты информации.
При этом интуиции обусловлены компетентностьюученого. Новые гипотезы предлагаются при связывании разобщенных ранееидей. Этот процесс предполагает созерцание возможных связей между идеями.Пониманиевмысленныхэкспериментахобусловленоправильнойинтерпретацией интуиции, которая выражена в символическом виде. Привыдвижении гипотез в сознании репрезентируются образы субъекта и объекта,слитые в одно целое в акте апостериорной интуиции. Роль интуиции впонимании фиксируется ее функцией в схватывании образов целого исвязывании их с понятиями и с языком.Во втором параграфе «Коррекция познавательных ошибок в рефлексии»рассматривается проблема связи рефлексии с пониманием.
Отмечается, чторефлексирование означает коррекцию ошибок посредством различия «своего» и«чужого». Рефлексивная коррекция привносит новый смысл путем осмысленияязыковых выражений, как перевод внешней и внутренней речи и других формпонимания. Перевод – это рефлексивный ресурс, а рефлексия над переводом этоинтерпретация (П. Рикёр). Таким образом, интерпретация – это высказаннаярефлексия, включенная в общий контекст понимания. Отмечается, чторефлексия о «значении» и «смысле» в современной философии преобладает (К.О.
Апель). Ошибочные убеждения могут быть причиной семантическихразличий, что приводит к неадекватной рефлексии. Истина же можетпроявляться в договоренностях, поскольку договаривающиеся об употреблениитого или иного термина с определенным смыслом корректируют ошибкисобственного убеждения. (Л. Витгенштейн). Такие конвенции об употреблениислов есть рефлексия о словах языка. Приводятся различные примеры,обосновывающие участие рефлексии в понимании.Рефлексия подразумевает способность корректировать и оценивать себя спозиции Другого. Понимание также предполагает участие Другого (П. Рикёр).Рефлексия есть непреложный атрибут интерсубъективных взаимоотношений, в17которых рефлексия фиксирует и корректирует связи между субъектом идругими субъектами (В.В.
Савчук). Для прогресса в познании важен консенсусотносительно содержания постоянно изменяющихся значений понятий, ихкоррекция. Переоценка части убеждений влечет за собой пересмотр и другихубеждений, по причине целостности взаимосвязей в сознании субъекта. (У.Куайн).Третий параграф «Синтез интуиции и рефлексии в понимании» проясняетснятие противоречия в гегелевском смысле между интуицией как тезисом ирефлексией как антитезисом. Синтез интуиции и рефлексии представлен вонтологических трактовках этих актов. Так, у Э. Левинаса имманентнаяинтуиция-рефлексия имеет онтологическую важность.
В топологическойрефлексии, по мнению В.В. Савчука, мир схватывается как целое. Функциитопологическойрефлексиисближаютсяспознавательнымифункциямипонимания, когда взаимоотношения целого и части приводят к рождению актапонимания. Приоритетом для топологической рефлексии является осмыслениецелостности мысли и чувства в их слитности.