Автореферат (1146584), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Вомногом «новая волна» отражала контркультуру конца 1960-х, проявляя интерес кизмененным состояниям сознания под действием наркотиков, внимание квосточным религиям, нарушение табу, интерес к сексу, связь с поп-артом и сосредствами информации вообще, пессимизм относительно будущего, но интереснаправлялся на одно из базовых понятий - внутренний космос.Далее,напримерепроизведенийнесколькихавтороввыявляютсяособенности данного литературного направления и отражение в них, несмотря накультурологическое многообразие, идейную составляющую и способ выражения,свойственных постмодернизму черт. Если говорить о художественном методе,представленном в данных произведениях, то он переплетается, например, сфилософско-исторической прозой, где для постановки глубоких проблемнеобходимо создать продуманный и детализированный фон.Во втором параграфе (Филип Дик: Проблема истинной и ложнойреальности), введенная Ф.
Диком в «новую волну» и в литературу вообще, этапроблема была для писателя основной, но не единственной. Образ виртуальнойреальности, насильственно объединяющей сознания разных людей, появляется вроманах «Око небесное», «Убик» и других. Однако персонажи этих произведенийне подозревают о своем истинном положении почти до самого финала, полагая,что живут в реальном, посюстороннем мире. Мотивы, которые преследовалиавтора всю жизнь и нашли отражение в его работах, сводятся к оппозиции сна ияви, смены реальности и иллюзорности, что также раскрывается сложной ипротиворечивой темой наркотиков, например, в романе «Стигматы ПалмераЭлдрича».
Метафизическая надежда на спасение души всегда остается, поскольку24в мире иллюзии любой проигрыш не важен, главное не потерять себя в миреистины.Романам Ф. Дика, безусловно, можно приписать еще одно свойство - ни водном из них нет завершения, чёткого финала, логической точки, авторпредпочитал финалы открытые, непредсказуемые.Параграф третий (Самуэль Дилени. Язык, меняющий мышление)рассматривает роман «Вавилон-17», где язык представляет собой дискурссознания и о сознании, и автор следует постулату о том, что нигде цивилизация неотражается так совершенно, как в языке.
Если мы плохо знаем язык как таковой,то мы плохо знаем и цивилизацию. За данным подходом к языку стоит Г ипотезаСепира-Уорфа(Sapir-Whorfhypothesis),гипотезалингвистическойотносительности - концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласнокоторой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.Структуралист С. Дилэни сумел сделать эту идею сюжетообразующим стержнемнаучно-фантастического романа. Язык и способ мышления тесно связаны ивзаимноопределяютдругдруга.Этотфактподробноописываетсявантропологии, современной философии, психолингвистике и фантастическихроманах.
Невозможность адекватного перевода понятий приводит к тому, чточеловек либо оказывается в рамках одной системы, либо вынужден принимать вовнимание различные, часто взаимоисключающие представления. И тогда язык изсредства коммуникации становится причиной разделения, в первую очередь разделения внутреннего, нарушения целостности сознания; это разделениеограничивает доступ к внутренним творческим ресурсам человека и делает весьмазатруднительными любые исследования или практики, лежащие "на стыкепонятий" и "стыке моделей".Вавилон-17 - это особый язык, который структурирован таким образом, чтонаходится на гораздо более высоком уровне по сравнению со всеми языками,известными человечеству.
Этот язык обладает свойствами, которые многократноувеличивают умственные возможности (считается, что чем сложнее язык, темболее развит народ, пользующийся этим языком). Связано это с тем, что знание25Вавилона-17 усиливает не только мозговую деятельность, но и, как следствиеболее высокой мыслительной отдачи, позволяет ускорить физические реакции, ииспользовать умения, которыми до Вавилона-17 человек обладал либо пассивно,либонеобладалвообще.Проблемаидентификации,ощущениесебясамостоятельной личностью - центральная в книге. Это выражено постулатом отом, что пока ты не назван - ты не существуешь, и язык способен«программировать» своих носителей на любые действия, ввиду отсутствиясобственного «я».Параграфчетвертый(НорманСпинрад:«возможное-но-несуществующее»). Следует отметить, что при кажущейся простоте книги Н.Спинрада композиционно сложны тем, что в них смешиваются литературныежанры: политическая хроника, космическая научная фантастика, семейная сага иэротический роман.
Автор использует сильно воздействующие на восприятиестилистические средства — гротеск, пародию, разрушает все моральные исоциальные табу, он пародирует жанры, политические ситуации, историческиереалии, тот или иной образ мыслей. Н. Спинрад определяет фантастический жанртак: «Это новая литературная норма, которая помогает нам исследовать«возможное - но - несуществующее». Показательным в этом смысле являетсяроман «Агент Хаоса», который сначала выглядит как привычная антиутопия, ноН. Спинрад использует эффект обманутого ожидания, поскольку построивпонятную структуру по принципу «черно-белое», он ломает эту модель ичитатель оказывается вне рамок привычного восприятия.
Одно из первых инаиболее увлекательных исследований энтропийных тенденций в социальнойжизни скрыто сюжетом политического боевика, действие которого происходит наМарсе и в ближнем космосе. Автор взял за основу своего романа экономическуютеорию Г. Марковица. Логичность романа основана именно на данной строгойматематической последовательности, из которой вытекает предсказуемостьсторон. Н. Спинрад показывает, что поскольку предсказуемый мир конечен, аВселенная-бесконечнаинеисчерпаема,тоХаосэтоединственнаяметафизическая изменчивая константа, которая никогда не даст человеку26возможности определить мир привычными рамками. По сути, его произведения это метафорическое отображение двусмысленности и бессмысленности бытия,поставленного на службу энтропии.В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы иобосновывается перспективность данного направления, а также определяютсяпути и способы практического использования полученных результатов.Список работ, опубликованных по теме диссертации:Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованныхВАКРФдляопубликованияосновныхрезультатовдиссертационныхисследований:1.
Филиппова Ю.В. Мифологические аспекты сознания и переход крефлексии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т.12.№ 1. С. 279-286; (0, 9 п.л.).2.ФилипповаЮ.В.Событие- темпоральныйаспектсознания//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологияи искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011 - №. 6 (12). - С. 190-193;(0,5 п.л.).3. Филиппова Ю.В. Черты постмодернизма в американской литературе«новой волны» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т.
17. - №. 4; - С. 78-84; (0,5 п. л.).Другие публикации, где отражены основные положения диссертации:4. Филиппова Ю.В. Человек и его обстоятельства: философия Ортеги-иГассета // Acta ernditornm. Русская христианская гуманитарная академия. 2005. С.68-72; (0, 5 п.л.).5. Филиппова Ю.В.
Понятие сознания в современной философии и науке //Вестник молодых ученых. Философские науки. 2006. №. 1. С. 50-55; (0,5 п.л.).276. Филиппова Ю.В. Некоторые проблемы языка в философии сознания //Acta eruditorum. Русская христианская гуманитарная академия. 2008. С. 100-104.(0,5 п.л.).7.Филиппова Ю.В.Состояния сознания // Acta eruditorum.Русскаяхристианская гуманитарная академия. 2010. С. 153-156. (0, 6 п.л.).8. Филиппова Ю. В. «Эстетика хаоса» - постмодернизм в американскойлитературе// Сборник аннотаций докладов и сообщений. Русская христианскаягуманитарная академия.
2014. С.63-64; (0,2 п.л.).9. Филиппова Ю.В. «Новая волна» в литературе и «новые языки»,меняющие мышление: «Вавилон-17» Самуэля Дилэни // Сборник аннотацийдокладов и сообщений Homo Loquens: язык и культура. Русская христианскаягуманитарная академия. 2016. С. 28-29 (0,3 п.л.).28.