Диссертация (1146322), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Исаакий Петрович Мордвинов. C. 33.Там же. С. 32.329ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Ч. 1. Д. 17. Л. 13об.330Михеева Г. В. Рекомендательная библиография в России в 1917–1921 гг. Часть I //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. №2.С. 81.331На I Всероссийском съезде внешкольного образования сообщалось: «В это времятолько завершился переход от старого внешкольного образования к новому, от одних форм его в327328112педагогические заслуги старой школы и ставились целью воспитаниеполитически грамотного поколения, верного советскому правительству.
Навсех уровнях внешкольного образования должны были внедрятьсяполитическиеидеи332.Поокончаниипреподаванияв1919 г.И. П. Мордвинов покинул Институт. При изучении его библиографическихи педагогических работ складывается впечатление, что он по своимметодическимвоззрениямбылблизоккдореволюционнымпросветительским традициям, хотя не был истинным консерватором, ратуяза введение некоторых передовых принципов, например, наглядности вобучении.Уместно считать С.
А. Цвылева последователем И. П. Мордвиновакак библиографа: они тесно общались и обменивались научныминовостями. Также С. А. Цвылев обучалсяПетроградском институтевнешкольного образования333 во время работы там И. П. Мордвинова иучаствовал в его музейной и педагогической деятельности334. ВпоследствииС. А. Цвылев по аналогии с «Тихвинианой» составил из приблизительно 10тысячкарточексобственныйуказательлитературы,«Псковиану»,задействовав обширные материалы псковских архивов, разделив картотекуна четыре раздела: «Персоналия», «Термины», «Церкви» и «Пригороды»335.Его работа над указателем началась в конце 1940-х годов, с приходом его наработу в Псковскую областную библиотеку в 1945 г.другие.
Процесс перехода замедлился, из-за того что было много старых внешкольников, неумевших работать по-новому». А также сообщалось, что «внешкольное образование в СоветскойРоссии является <…> завоеванием рабоче-крестьянских масс» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Ч. 1.Д. 16.
Л. 9). Именно так участники съезда понимали «ленинский курс» в образовании,подразумевая необходимость внедрения в первую очередь политических знаний среди рабочих икрестьян.332ЦГАЛИ СПб. Ф. 327. Оп. 1. Ч. 1. Д. 16. Л. 9.333Киселева Е. Г. «Век мой, зверь мой…» [Цвылев Сергей Александрович (1890–1962)]…С. 325.334ЦГАЛИ СПб.
Ф. 327. Оп. 1. Ч. 1. Д. 17. Л. 10об., 13.335См. подробно о «Псковиане» С. А. Цвылева: Архипова С. В. «Псковиана»С. А. Цвылева как исторический источник // Псков: научно-практич., историко-краеведч.журнал. 1998. №8. С. 30–39.113У самого И. П. Мордвинова, разумеется, тоже были идейныепредшественники. Как было сказано выше, он перенял некоторые задумки отематике своих библиографических указателей у В. П. Ласковского.Особое влияние на молодого И.
П. Мордвинова оказал и В. Д. Кренке,благодаря чему он с самого отрочества формировался как археограф ибиблиограф, а впоследствии сыграл значимую роль в сохранении рукописейи книг. К примеру, после кончины В. Д. Кренке в 1893 г. И. П. Мордвиновстарался отыскать его пропавшую библиотеку с ценными изданиями. После1906 г. он узнал, что она находилась в одном из тихвинских сараев. У негоне было достаточно средств, чтобы выкупить все книги, хранившиеся тампо решению местной комиссии как «устарелые». Он постарался сохранитьте из них, которые напоминали ему об отрочестве, в том числе найденнуюим собственную тетрадку336.
На этом борьбу за библиотеку он не оставил.И. П. Мордвинов сообщал: «Я сильно вознегодовал и попытался употребитьвсе свои усилия, чтобы спасти от гибели остатки кренковского сокровища.Писал значительным людям, кричал в газетах, рискуя попасть под суд,ругался в печати самыми последними словами, но ничего сделать немог» 337. Впоследствии, после 1911 г. в столице нашелся человек, которыйскупил кренковские книги и тем самым спас их, перевезя в свою усадьбу 338.§5.
Участие И. П. Мордвинова в экспедицияхЭкспедиции в деятельности И. П. Мордвинова играли важную роль,равно как и их популяризация среди населения Тихвинского края. Егопривлекали исследования в области археологии, географии и геологии.Причем, И. П. Мордвинов всячески стремился находить практическоеИ. М. [Мордвинов И. П.] Из воспоминаний о Викторе Даниловиче Кренке.
(К столетиюдня его рождения)... С. 677, 678.337Там же. С. 678.338Там же.336114применение своим изысканиям во время таких поездок. Материал длябудущихпоисковончерпалвлитературеивобщенииссоотечественниками, жадно улавливая те сведения, которые моглипригодиться для будущих поисков: в частности, о том, что искать и гдеискать339. Это отразили его дневники, а также публикации в журнале«Тихвинец», в земских календарях-справочниках и прочие работы.Экспедиции, непосредственно планировавшиеся И. П. Мордвиновыми его соратниками, не имели поддержки и финансирования со стороныгосударства и не являлись широкими по масштабам, но проводилисьэффективно, о чем свидетельствуют полученные результаты.
Значение егопоездок велико, так как благодаря им позднее и другие экспедицииотправлялись в Тихвинский уезд, уже при содействии официальныхучреждений.Окрестности Тихвина в последней четверти XIX — начале ХХ в. попрежнему нуждались в доскональном изучении, в географическом иисторико-археологическом, в этнографическом и геологическом ракурсах.Не случайно, что член Тихвинской земской управы Н. А. Качалов в 1915 г.высказал мнение: «Территория нашего уезда столь обширна, <…> чтожители одной части уезда знают о жителях другой столько, сколько мызнаем о жителях Луны <…>. Большинство нашего населения знает только освоих окрестных деревнях.
Есть немало людей, которые не бывали ни разувсвоемуездномгороде» 340.ВтакойситуацииИ. П. Мордвиновдействительно проявил себя не только как любознательный исследователь,но и как талантливый просветитель, стремившийся как можно большеузнать о тихвинских природных богатствах, мало известных и неиспользовавшихся в промышленности в полной мере.Подобным образом ранее действовали и ученые-академики при подготовкегеологических экспедиций по Северу и Северо-Западу, как например, В. М. Севергин.Подробнее об этом см.: Спиридонова Е.
К. Экспедиция В. М. Севергина по Финляндии (1804 г.)по материалам его публикаций, рапортов о поездке и протоколов // Клио. 2015. №10 (106). С. 60–65.340Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. С. 5.339115Спутниками ученого в экспедициях в разное время были его сыновьяАнтоний (Тоня) и Лев (Лева) и соратник В. И. Равдоникас. В дальнейшемони стали продолжателями организации подобных путешествий поТихвинскому уезду. Поездки И.
П. Мордвинова, опубликовавшего в«Тихвинскойстарине» найденные им документальныесведенияодобывании железа в петровские времена, возможно, были задуманы послетого, как к нему в 1914 г. обратился инженер-технолог И. Е. Георгенбергер.Изучив публикацию И. П. Мордвинова, инженер крайне заинтересовалсявопросом о возможности промышленного использования тихвинскихжелезных руд вместо шведских при выплавке чугуна для СанктПетербурга341. И. П.
Мордвинов сообщал: «В следующем 1915 г. я писал вместных газетах о моем обследовании недровых богатств Рудногорскогорайона, упоминая и о железной руде, но внимание читателей направилосьна другие мои более важные сообщения о кварцевых песках, огнеупорныхглинах и боксите» 342. Отдельные подробности своей экспедиции онприводилнастраницах«Пересматривалирукописидневника.10Равдоникаса.августа1915 г.Сговорилисьотмечено:поехатьнаРагошу» 343.
Поездка состоялась 12–13 августа: «Сегодня в пятом часувозвратились из поездки в Рудную Горку с С. А. Цвылевым и Тоней.Выехали 12-го утром. Вечером уже были у А. Т. Пестова. 13-го осмотрелиВоложбу, Кипяцкий ручей с ключами, дающими ему начало, Бачигино иРагошу. Владелец Бачигина — Александр Михайлов показался мне старцемвесьма плутоватым. Заезжали в Мозолево. О. Алексий дал образцы чернойглины (! — Е. С.) из д. Заполья и указал на залежи серой глины уВолостного моста в Колбиках»344.
В своих поисках И. П. Мордвиновопирался в данной поездке на показания геолога А. Е. Бренна: «На берегуВоложбы, напротив Кипяцкого ручья Бренн нашел каменный уголь. <…>Мордвинов И. П. Тихвинское железо // Тихвинец. 1918. №3. С. 26.Там же.343ЦГИА СПб. Ф. 2253. Оп. 1.