Диссертация (1146184), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Толстого «Война и мир»). СПб., 1868. С. 50.44Норов А.С. Война и мир (1805-1812) с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника (поповоду сочинения графа Л.Н. Толстого «Война и мир»). СПб., 1868.394021красноречиво Вами описанную…»45. В одном из писем к своему братуВасилию, также участнику войны 1812 г., А.С. Норов поместит своёстихотворение. Фрагмент из него приводится ниже:Мой брат, мы оба Инвалиды –Мы оба охаем от ран –Теперь миролюбивы; видыПравительств – Европейских стран.Исчезли все следы ко дракеВ плуга мечи превращеныИ мы с тобой теперь во фраке.От новых ран защищены46.Несмотря на то что полученная А.С. Норовым рана сделала егоинвалидом, Авраам Сергеевич продолжил военную службу до увольнения 5августа 1823 г., в звании полковника. В феврале 1827 г.
А.С. Норов началслужить в Министерстве внутренних дел, а в 1840 г. вошёл в составКомиссии прошений на Высочайшее имя. В это же время А.С. Норов ведётактивную общественную деятельность. В 1849 г. он становится сенатором ипомощником главного попечителя Человеколюбивого общества. 11 февраля1850 г. А.С. Норова назначают товарищем министра народного просвещения.В связи с увольнением по болезни от управления Министерством министраП.А. Ширинского-Шихматова, А.С.
Норов с 7 апреля 1853 г. исполняет егообязанности, а через год, 11 апреля 1854 г., становится министром народногопросвещения и остаётся на этом посту до 23 марта 1858 г. Министерскойслужбе А.С. Норова будет посвящена следующая глава.За свою жизнь А.С. Норов стал почётным членом Московского, СанктПетербургского, Дерптского, Св.
Владимира, Казанского университетов,Медико-Хирургической Академии, «Общества Истории и ДревностейРоссийских в Москве, Русского географического общества, Казанского4546Муравьёв А.Н. Письмо А.С. Норову. Б.д. // ОР РНБ. Ф. 531. Ед.
хр. 459. Л. 12.Норов А.С. «Мой брат, мы оба инвалиды…» // РГАЛИ. Ф. 349. Оп. 1. Ед. хр. 36. Л. 12.22ЭкономическогоОбщества,ОбществаЕстествоиспытателейвРиге,Московского Общества Испытателей Природы, Археологических Обществ вСанкт-Петербурге и Москве, Киевской Духовной Академии, ОбществаИзиды, Естествоведения в Дрездене, Курляндского Общества ЛюбителейСловесности и Искусств, Копенгагенского Общества Северных Антиквариев,Общества Природы и Врачебных Наук в Дрездене, Чешского НациональногоМузеума в Праге, Виленского Археологического Общества, ОдесскогоОбществаДревностей»47.ЭтосвидетельствуетовостребованностиА.С. Норова как учёного и литератора.
Начитанность А.С. Норова и егоакадемический склад ума поражали современников. В доме А.С. Норовавсегда собирались учёные и люди искусства. Приведём отрывок извоспоминаний писателя А.Н. Муравьёва о министре: «Не пусты оставались унего обширные Министерские палаты, ибо к нему еженедельно собиралисьпо вечерам все учёные знаменитости нашей академии и университета, скоторыми приятно было тут встречаться для назидательной беседы. Сам онне казался чуждым между ними, по своим обширным познаниям и любви кнауке»48. Многие представители науки и культуры советовались с ним,дискутировали, искали его поддержки, что только доказывает значимостьА.С. Норова как специалиста во многих областях.А.С. Норов был человеком широкого круга интересов.
Особенно егозанимали история и литература, а также изучение языков. Ещё в юности онсочинял стихотворения и занимался переводами. Его произведения былиопубликованы, например, в таких изданиях как «Благонамеренный»,«Соревнователь», «Сын Отечества», «Полярная звезда», «Русский инвалид»,«Библиотека для чтения», «Вестник Европы». Поэт Н.В. Сушков ввоспоминаниях о Благородном пансионе, изданных в 1848 г., характеризуетА.С. Норова именно как писателя49. В 1818 г. А.С. Норов становится членомБиографические материалы (после 1858 г.) // ОР РНБ.
Ф. 531. Ед. хр. 1. Л. 3.Муравьёв А.Н. Знакомство с русскими поэтами. Киев, 1871. С. 29-30.49Сушков Н.В. Воспоминания о Московском университетском Благородном пансионе, сочинениеН. Сушкова. М., 1848. С. 57.474823Вольного общества любителей словесности, наук и художеств а уже наследующий год его принимают в Общество любителей российскойсловесности. А.С. Норов был полиглотом, он знал несколько европейских,классические и древнееврейский языки. В 1846 г. А.С. Норова «… на пользунауки …»50 избрали действительным членом Российского географическогообщества. Знания А.С. Норова и его литературное творчество высокооценили российские академики. В 1841 г.
А.С. Норов стал почётным членомИмператорской Академии наук по отделению Русского языка и словесности.Выдвигая А.С. Норова в 1851 г. действительным членом Академии наук поэтому Отделению, академики писали: «Предаваясь науке и литературе ещё вмолодости, А.С. Норов с самого начала вступления своего на литературноепоприще обратил на себя общее внимание всех, дорожащих успехамиотечественной Словесности, своим строго художническим направлением,тем более что оно было в нём соединено с требованиями современной наукии с основательным знанием языков классической древности и богатствлитературы новоеврейской»51.
1 ноября 1851 г. А.С. Норов единогласно былизбран действительным членом Академии наук. В том же году он становитсяПредседателем Археографической комиссии, на посту которого остаётся доконца своей жизни.А.С. Норов был страстным библиофилом и за свою жизнь собрал двезамечательные и ценные библиотеки.Путешествуя по различным странам, А.С. Норов живо интересовалсяих историей, природой и людьми. В своих заграничных поездках он был непростопутешественником,аисследователем.Результатамиэтихпутешествий стали его труды: «Путешествие по Сицилии в 1822 г.»,«Путешествие по Святой земле в 1835 году», «Путешествие по Египту иОфициальное письмо А.С.
Норову об избрании его действительным членом Российского географическогообщества // ОР РНБ. Ф. 531. Ед. хр. 558. Л. 1.51Записка об учёных и литературных трудах А.С. Норова при представлении в Академии. 27 октября 1851 г.// СПФ АРАН. Ф. 1. Оп. 2-1851. Ед. хр. 10. Л. 32.5024Нубии в 1834-1835 г. Авраама Норова, служащее дополнением кПутешествию по Святой земле».Благодаря пожертвованиям А.С. Норова была заново построенацерковь во имя Воскресения Христова в Свято-Троицкой СергиевойПриморской пустыни.
К сожалению, этот храм не сохранился до наших дней.Авраам Сергеевич Норов умер 23 января 1869 г. и был похоронен в ТроицеСергиевой Приморской пустыни вместе со своей женой В.Е. Паниной и ихтремя детьми в Голицынской церкви во имя архистратига Михаила,разрушенной в советское время.ОсобенновоспоминаниямнужноподчеркнутьписателярелигиозностьП.М. Ковалевского,А.С. Норова.министрПонародногопросвещения был настолько верующим, что он больше занималсямолитвами,нежелиделамиобразования.ОднакомемуарыП.М. Ковалевского резки в оценках не столько деятельности людей,служивших в Министерстве народного просвещения, сколько их личныхкачеств. Вот, например, мнение о П.И.
Гаевском: «Гаевский сидел за своимдиректорским столом, седой и злой, как крыса, над бумагами, которыми ипитался, как крыса»52. Грубо он отозвался о работе А.С. Норова, проведяпараллель с его инвалидностью: «Министерство Норова, следовавшее заминистерством Ширинского-Шихматова, далеко не ушло, может быть,потому, что и шло-то оно на одной ноге»53. Возможно, подобные сужденияП.М. Ковалевского были связаны с тем, что его не взяли на службу вМинистерство народного просвещения, о чём он и рассказывает в своихвоспоминаниях54. Однако стоит заметить, что П.М. Ковалевский любилпримечать в людях характерные черты, как во внешности, так и в манереобщения.
Наблюдательность и острая сатира были присущи его очеркам,Ковалевский П.М. «Власти предержащие». (Из посмертных бумаг П.М. Ковалевского) // Русская старина.СПб., 1909. № 2. С. 303.53Там же.54Там же.5225печатавшимся в журналах конца XIX в., а также воспоминаниям,опубликованных уже после смерти писателя.Религиозность А.С. Норова подтверждается и его путешествиями побиблейским местам. Кроме того, на протяжении всей жизни он считал, что вчеловеке прежде всего нужно воспитывать духовность и нравственность.Возможно,именноцерковнослужителямипоэтомуиА.С.
Норовстаралсямногопомочьпереписывалсяправославнымсцерквям,находившимся как в России, так и за её пределами.В городе Павловске на Правленской улице (ныне улица Васенко) уА.С. Норова находилась дача, где летом он любил отдыхать. Ежегодно вгодовщину Бородинского сражения 26 августа А.С. Норов собирал вПавловскесвоихбоевыхтоварищей.Обэтихпамятныхвечерах,проходивших на даче у А.С. Норова, писал неизвестный нам автор так: «Наэтих же беседах видели мы и адъютанта Кутузова, генерала Монтрезора,князя Вяземского и немногих других. Но с каждым годом число этихнемногих героев Отечественной войны уменьшалось»55.