Автореферат (1146160), страница 4
Текст из файла (страница 4)
№ 27 — 23; 1910. № 13 — 22; 19! 1, №! 7, 19-20, 22. Малева И.М. Моп воспомннання, Тверь„1910; Попов А.А. Воспомннання прнчетннческ<ээ о сьщгс Из жнзнн духовенства Вологодской епархии. Вологда, 1915. )0 чен дневник протоиерея г. Екатеринбурга Ф.Л. Карпинского, где содержится информация о служебной деятельности духовенства, его быте и формах досуга".
Достаточно велика доля мемуарного компонента в использованных произведениях художественной литературы. В неопубликованном рассказе В.Ф. Владиславлева «Женихи-богословы» описаны традиции сватовства и женитьбы в духовном сословии". В понести «Соборяне» Н,С. Лескова содержатся сведения об отношениях духовенства и народа, о «ресурсе влияния» священника на приход, бытовой неустроенности членов причта и пр," В «Дневнике семинариста» И.С. Никитина отражен быт воспитанников духовных школ, особенности учебного процесса, проблемы отношений преподавателей и учеников". В произведениях А.П. Чехова «Степь» и «Архиерей» встречаются описания духовных школ, нравов и порядков прошлого, Источниковая база определила выбор методики исследования.
Данная работа выполнена в рамках микроисторического подхода. В центре исследования находится одна из социальных групп российского провинциального города, при этом предпринята попытка всестороннего анализа ее социокультурных, экономических и демографических параметров, профессиональной деятельности. Масштабные процессы, происходившие в сословии, изучаются по преимуществу через индивидуальный опыт и отдельные события, отражающие повседневную жизнь.
В работе применялись методы классификации, систематизации, сравнительно-сопоставительного анализа, проблемно- хронологический, количественные и статистические методы, а также методика расчета коэффициента Джини для определения степени неравенства доходов. Хронологические рамки работы охватывают первую половину Х1Х в., когда происходят реформы в церковно-образовательной сфере и важные изменения в правовом статусе духовенства.
Появление в 1862 г. Особого присутствия для изыскания способов к обеспечению быта духовенства можно считать рубежом, разделяющим историю российского духовенства Х1Х в. Для проведения сравнительно-сопоставительного анализа привлекаются документы 80-90-х гт. ХЪ'П1 в. Дневник священника / публ. подготовили: В. И. Ьайдин и др. // Уральский исторический вестник. 1995. № 2. С. 114 — 143. ' Владиславлев В.Ф. Из быта духовенства. Женихи-богословы / Сост, И.В. Миронова // Православная Тверь. 2006.
№ 9-10: 2007. № 4-5. Лесков Н.С. Соборяне / Собрание сочинений в 12 томах. Т. 1. М,, 1989. С. 45 — 334. Никитин И.С. Дневник семинариста ' Сочинения И.С. Никитина, с его портретом, видом зя надгробного памятника, Гас-япш1е и биографией, составлен М.Ф. Де-Пуле. В 2 т. Т. 2. Воронеж, 1869. С, 241-362. Чехов А.П. Архиерей // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах.
Сочинения в 18 томах. Т. 10. Сочинения. 1898 — 1903. М., 1986. С. 186-201; Вго же. Степь // Там же. Т. 7. Сочинения. 1888-1891.М.„ 1985. С. 13-104. 11 Географические рамки работы ограничены пределами Тверской епархии и пространством ее 13 городов, куда в первой половине Х1Х в. входили Тверь„Старица, Корчева, Бежецк, Весьегонск, Кашин, Калязин, Вышний Волочок, Зубцов, Ржев, Осташков, Торжок и Красный Холм. Научная новизна работы обусловлена отсутствием специальных исследований по обозначенной теме и особенностью привлеченной источниковой базы: значительная часть документов вводится в научный оборот впервые.
Теоретическая и практическая значимость работги определяется возможностью составить комплексное представление о городской части духовного сословия и провести сопоставление с некоторыми аспектами повседневной жизни сельского духовенства. Кроме того, исследование позволяет расширить представление о месте и роли священнослужителя в жизни провинциального российского города, Результаты работы могут быть использованы при дальнейшей разработке истории РПЦ, православного духовенства, региональной истории, при создании комплексной истории Тверской епархии, в учебном процессе в курсах по историческому краеведению.
Основнью положения, выносимые на защиту: 1. Городское православное белое духовенство России в первой половине Х1Х в. являлось специфическим и достаточно многочисленным сегментом духовного сословия, составляющим элиту служителей РПЦ, Однако социально-правовой статус, организация повседневной жизни и профессиональной деятельности священно- и церковнослужителей характеризуют духовное сословие как полупривилегированную часть российского общества, 2.
Ключевые факторы, которые характеризовали городское духовенство как элитную категорию и отличали его представителей от сельского: уровень образованности, совокупность выполняемых функций, способы материального обеспечения, уровень востребованности и включенности в общественную жизнь провинциального города — определялись специфической городской средой, которая предъявляла к священнику повышенные требования и при этОМ Осложняла служение.
3. В конце ХУШ вЂ” первой половине Х1Х вв. круг обязанностей священнослужителей выходит за границы прихода: в Тверской епархии служители церкви оказались востребованы в епархиальных и светских органах власти, учебных заведениях, целевых комитетах. Эффективность выполнения духовенством религиозных и общественных функций снижалась из-за невысокого социально-правового статуса и бытовых проблем. 4. Стабильная система материального обеспечения городского белого духовенства в рассматриваемый период не сложилась, Уровень неравенства доходов в среде городских служителей церкви Тверской епархии был умеренным, что демонстрируют расчеты коэффициента Джини.
5. Система социальной поддержки в церковной среде в исследуемый период находилась в стадии формирования. Средства для обеспечения заштатных членов причтов, вдов и сирот были неопределенными, непостоянными и недостаточными, и существование данного контингента осуществлялось за счет работающей части сословия. На семьи духовенства фактически были возложены функции соци'пьного призрения. 6. К середине Х1Х в. не сложилось достаточных условий, которые бы позволили представителям духовного сословия успешно решать задачи, стоящие перед государством и церковью в сфере образования, социального призрения и идеологической поддержки.
Однако городские священнослужители оказались более подготовленными (в отличие от сельских) для ответа на возникающие вызовы со стороны церковной и светской власти. Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием системы общенаучных и конкретно-научных методов, следованием основным принципам исторической науки, а также привлечением комплексной источниковой базы.
Апробация результатов исследования была проведена на Всероссийской конференции с международным участием «Война 1812 г. в судьбах Твери и России» 1Тверь, 2012 г.), Всероссийской конференции «Романовские чтения» (Кострома, 2013 г.), ряде конференций и чтений, прошедших в Твери в 2013- 2015 гг. Текст диссертации обсуждался на заседаниях кафедры отечественной истории исторического факультета Тверского государственного университета и был рекомендован к защите. Структура работьп Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы и научная новизна работы„определяются объект и предмет исследования, анализируется степень изученности проблемы, ставятся цели и задачи, характеризуются источниковая база и методы работы, обозначаются хронологические и географические рамки, акцентируется теоретическая и практическая значимость диссертации.
Первая глава «Городское духовенство Тверской епархии в первой половине Х1Х века» состоит из трех параграфов. В первом параграфе анализируются количественные параметры городского духовенства Тверской губернии. С конца ХЧШ в. до с~редины Х1Х в. доля семей служителей РПЦ в населении городов репюна уменьшилась с 4,7 '.4 до 2,8-3,3 './. Городские священно- и церковнослужители составляли около 15 ',4 духовенства епархии, насчитывая в конце ХЪ'1П в. 530 человек, а в 1850 г.— 556. На протяжении исследуемого периода практически не наблюдается изменение удельного веса категорий священников, дьяконов и причетников внутри городской части духовенства.
С 90-х гг. ХУШ в. по 1860 г, число церквей в го- 13 родах епархии выросло на 18,9 ',4 (до 157 единиц). Доля православного населения в городах губернии в середине Х1Х в, превышала 90 %, при этом жители сельской округи в городских приходах нередко составляли заметную долю (в отдельных случаях — более 50 ',4). Полученные данные свидетельствуют о том, что в Тверской губернии группа городских служителей церкви составляла заметную долю в общей численности духовенства епархиального ведомства. Во втором параграфа рассматривается правовое положение духовенства в конце ХИ11 — первой половине Х1Х вв. Рост объема прав и привилегий священников, дьяконов и членов их семей не затронул категорию церковнослужителей.
Ограничение свободного передвижения, дискриминирующие условия снятия сана и выхода из сословия указывают на близость правовых статусов священнослужителей и низших сословий; аналогичными индикаторами для причетников служат телесные наказания и запрет поступления на гражданскую службу.
На фоне широты полномочий епископата это позволяет охарактеризовать приходское духовенство как полупривилегированное и закрепощенное. Бесправное положение в сочетании с произволом епархиального начальства подрывали авторитет служителей церкви в глазах мирян. Городской части духовенства в повседневной служебной практике приходилось тесно контактировать с элитой местного общества, что придавало вопросу социально-правового статуса духовного лица особую актуальность. К середине Х1Х в.
для высшей власти стало очевидно, что ограничения гражданских прав духовного сословия, его замкнутость и отстраненность от общества существенно затрудняли процесс самоидентификации служителей церкви, снижали эффективность выполнения ими профессиональных и социально значимых функций. В гретьем параграфе рассматриваются служебные функции городского духовенства. Священнослужители городов в силу более высокого уровня образования, территориальной близости к органам духовной и светской власти и учебным заведениям значительно чаще сельских коллег назначались на церковно-административные и преподавательские должности, что качественно отличало эти группы духовенства друг от друга.