Диссертация (1145189), страница 11
Текст из файла (страница 11)
И, возвращаясь кпримеру с аналитиком, который выдвигает какой-либо тезис относительно эстетическогоопыта, следует заметить, что стремление разобраться в этом тезисе может быть основано нестолько на истории или практике, сколько на теории этого опыта, каким бы наивным нипредставлялось само разделение на теорию, историю и практику.С) Необходимость решения проблемы эстетического опытаЕсли принять, что необходимость - это та возможность, которая не может быть недействительной, то в самом общем виде необходимость решения проблемы эстетическогоопыта состоит (1) в выделении в теории аксиоматики и проблематики эстетического опыта, (2)в раскрытии их проблемного поля, (3) в представлении этого раскрытия через продуктивныйхарактер теории и (4) в определении сопутствующей роли практики и истории для теории.
Еслиудастся раскрыть все эти моменты, то удастся и показать необходимость формированияпонятия эстетического опыта.Первые три момента зависят от того, как сложится само разворачивание проблемы иформирования понятия эстетического опыта, т.е. их необходимость - в самом исследовании, ане в условии, его предваряющем. Четвертый же момент относится к тому, что предшествуетисследованию, и потому ему необходимо уделить особое внимание.Если мы говорим о сопутствовании практики и истории для теории, то нужно различать двадвижения по сопутствованию - пересекающееся и параллельное, с тем смысловым уточнением,что первое, в отличие от второго, подразумевает воздействие на то, чему сопутствуется. В37нашем случае речь идет о пересекающемся воздействии истории и практики на теорию ипотому следует уточнить способы этого воздействия.Можно допустить, что при сопутствовании существует,воздействия.
Во-первых,подготовкой.Например,эстетическогоопытакак минимум, три способаодно может предварять действие другого, т.е.мыможемисторическимпредварятьегоработуопределениемпоиливыступать егоформированиюжеопределениемпонятияграницпрактического представления о нем. Во-вторых, одно может уточнять действие другого, т.е.выступать его детализацией.
Например, мы можем детализировать понятие эстетическогособытия, если, после того, как оно будет дано в теоретическом виде, уточнить, как оносоотносится с историей эстетики или же как оно работает на практике. Наконец, в-третьих,одно может пояснять действие другого, т.е. выступать комментарием . Например, если будетдано понятие эстетического аффекта, то возможно его пояснить каким-либо практическимпримером или найти ему аналоги в истории эстетики. Безусловно, чистым это различиеподготовки, детализации и комментария не является, но важно то, что положения теориизависят от того, каким будет сопутствование в виде подготовки и не зависят от того, будет лидана детализация или комментарий, т.е.
для формирования понятия эстетического опыта крайневажно определить, что и при каких условиях подготавливает это формирование, а что егодетализирует или комментирует - вопрос факультативный.Очевидно, что все три типа сопутствования могут быть даны в случае отношения теории иистории и далеко не все - в случае отношения теории и практики. В самом деле, теорияпонимания эстетического опыта не может обойтись без истории в самых принципиальныхмоментах своего разворачивания: невозможно говорить о понятии эстетического опыта, непринимая во внимание всей той сложной его истории, которая представлена в историиэстетики.
По ходу дальнейшего разворачивания такими же принципиальными моментамиокажутся понятия эстетического отношения, эстетического события и эстетического эффекта, атакже представление о множественности в истории эстетики - в каждом из этих случаевистория должна быть подготовкой к теории. В части наиболее сложных вопросов историядолжнавыступатьдетализацией теориипонятия эстетическогоопыта.Например,прирассмотрении того, что такое режим единства и режим множественности, необходимопредварительно дать теоретическое рассмотрение этих режимов, а затем обратиться к историиэстетики, чтобы уточнить, какие дополнительные оттенки в понимании этих режимов она дает.Наконец, в части менее сложных вопросов, но имеющих свое значение как для истории, так идля теории эстетики, история должна выступать комментарием теории понятия эстетическогоопыта. Например, при затрагивании вопроса о том, в каком смысле возможно применять38понятие незаинтересованности для понимания эстетического опыта, уместен комментарий ктому, какие смысловые оттенки «незаинтересованности» имеются в философии Канта.Итак, во всех трех типах воздействия история может сопутствовать формированию понятияэстетического опыта.
В каком же типе воздействия возможно представить практику дляформирования понятия эстетического опыта?В свете вышесказанного очевидно, что практика не может быть подготовкой для этогоформирования (ибо ссылка на субъективный опыт не может выступать в качестве основаниядля формированияпонятия эстетическогоопыта);неможет также практика быть идетализацией (ибо в наиболее сложных моментах ссылка на практическое скорее запутает, чемуточнит теоретические положения).
Но нет ничего невозможного в том, чтобы практикавыступала комментарием к формированию понятия эстетического опыта, ибо комментарий,хотя и не является необходимым для самой теории, все же может быть сопутствующим дляпонимания теоретического положения. Поскольку же основным вариантом практическогокомментирования является пример, то именно посредствомпримеровпрактика можетвыступать сопутствующим моментом для теории эстетического опыта.Итак, если следовать изложенным выше формам сопутствования истории и практики поотношениюк теории,точетвертыймоментдлянеобходимостирешенияпроблемыэстетического опыта так же осуществим, как и предшествующие.
При этом во вниманиенеобходимо принимать то, как история сопутствует теории, в то время как внимание ксопутствованию практики выполняет факультативную роль. В то же время следует помнить,что вся эта триада лишь в методологическом плане являет собою основание для решенияпроблемы эстетического опыта: еще до того, как введено какое-либо понятие о нем, мыподразумеваем, что сформировать его возможно через три основания. Поэтому невернополагать, что одно основание чем-то хуже или недостаточно представляет эстетический опыт:если речь идет именно о формировании понятия, если речь идет именно о решении проблемыэстетического опыта, то опора на теорию является решающей.
Если же, например, такойпроблемы не стоит, если существенно не решить эту проблему, а именно испытывать этот опыт- в таком случае, возможно, определяющим является какое-то иное основание (хотя какоеименно - предмет отдельного исследования).Как бы то ни было, при условии, что речь идет о том, чтобы понять, что такое эстетическийопыт, никак не обойтись без понятия о нем; если же речь идет о чем-то ином в отношенииэстетического опыта, то понятие, возможно, и не является необходимым для этого. История,теория и практика - это перспективы, в свете которых что-то определенное раскрывается всамом же эстетическом опыте.
И если принять, что именно понятием среза мы обозначаемтакую перспективу, то в отношении эстетического опыта возможны как минимум три среза 39исторический, теоретический и практический. Понятие среза, столь часто используемое вгуманитарныхнауках2,подразумевает,какминимум,трисоставляющих:во-первых,определенный угол среза, с помощью которого нечто раскрывается в срезаемом; во-вторых,возможность иных срезов, способных раскрыть нечто иное в срезаемом; в-третьих, что сам уголсреза принадлежит не срезаемому, а срезающему. Последнее позволяет не разделять, норазличать срез и сторону: в понятии стороны на схватывается, насколько она принадлежитпредмету или подходу к нему; срез же подразумевает, что он существует исключительно вподходе к предмету.В таком случае возможно более точно обозначить отношение теории, истории и практики кформированию понятия эстетического опыта путем понятия среза. Поскольку же для этогоформирования практика играет факультативнуюроль, тодля необходимости решенияпроблемы эстетического опыта следует придерживаться историко-эстетических и теоретикоэстетических срезов понятия эстетического опыта или каких-либо его аспектов - и проблемаэстетического опыта предстанет как нечто по необходимости решаемое.§3.
Выводы относительно контуров проблемы эстетического опытаОписание круга того, каким же образом решаема проблема эстетического опыта возможность, действительность и необходимость - можно считать исчерпанным. Но имеетсяеще одно дополнение, позволяющее уточнить особенности раскрытия проблемы.Дело в том, что туманность понятия эстетического опыта связана не только с особенностямипредмета или подхода к нему, но и с особенностями языка, на котором мы можем об этомпредмете говорить.
Невозможно не учитывать того, что именно посредством языка дана самавозможность поставить проблему эстетического опыта, и потому от того, что это за язык,зависит и то, как эта проблема будет решаться. Проблема, которую подметила философия языкаи которая в наиболее радикальной форме выразилась в вопросе Э.