Диссертация (1137827), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Бурмыкиной (Бурмыкина, 2006), в модель объяснения гендерныхразличий в нездоровом поведении, связанном с курением, следует включать иконтекстуальныйподход,отражающийпараметрывнешнейсреды,вкоторойосуществляются подобные практики, а также проводимую обществом политикуотносительноданногоповедения.Именноэтимподходомможнообъяснить89межстрановые различия в распространении курения, речь о которых шла в предыдущемразделе. Например, в Китае в 30-е годы было широко распространено женское курение,вызванное экономической доступностью сигарет и агрессивной рекламой, рассчитаннойна китайскую женщину. Начатая государством политика, провозглашавшая традиционныеконфуцианские ценности, смогла не только приостановить женскую табачную эпидемию,но и резко сократить распространенность курения в женских возрастных когортах.
В тоже время уровень мужского курения, принятыми государством Китая мерами снизить неудалось и он, по-прежнему, остается одним из самых высоких в мире. Такая же картина,по мнению исследователя В. Патания (Pathania, 2011) наблюдается в Японии и Корее.
ВСША, Германии, Франции и других странах с высокими социально-экономическимипоказателями происходит обратная реакция на проводимую государством антитабачнуюполитику: уровень мужского курения снижается, а уровень женского – растет. Внастоящее время для развитых стран мира характерна ситуация, когда уровнипотребления табака мужчинами и женщинами практически сопоставимы.При анализе гендерных уровней курения нельзя не учитывать влияния политики,осуществляемой транснациональными табачными корпорациями.
Проводимые в течениепоследних десятилетий кампании по борьбе с курением в экономически развитых странахбыли ориентированы, главным образом, на мужскую часть населения, а маркетинговыеусилия ТНК, напротив, были направлены на привлечение к курению женщин.Разнонаправленность усилий привела к тому, что именно в этих странах мы наблюдаемсейчас снижение уровня мужского курения и увеличение доли курящих женщин.Таким образом, к важнейшим параметрам внешней среды, которые, по мнениюэкспертов, могут оказать влияние на поведение курильщика, относятся: экономическийклимат, уровень благосостояния населения и его отдельных групп, приоритетные целиразвития общества, выраженность стресса и насилия, превалирующие нормы общества,активное присутствие транснациональных табачных корпораций.
Именно поэтому дляразработки и проведения эффективной государственной политики в России, направленнойна усиление борьбы против курения, необходимо хорошо понимать гендерные различия впричинах распространенности курения.Что касается вопроса о причинах различия штрафов и премий за курение в Россииу мужчин и у женщин, то возможно, это связано с тем фактом, что бум женского куренияпришелся на 1990–е годы - переломный период для нашей страны и годы агрессивнойрекламы табачных изделий транснациональными корпорациями. Создавая моду наженское курение, производители использовали образ современной, деловой, успешной и90самостоятельной женщины.
Процесс демократизации российского общества, переход отсвоеобразного социалистического патриархата к отношениям равенства полов в условияхрезкого ухудшения социально экономической ситуации в стране, в первую очередь,повлиял на наиболее активных женщин, стремящихся проявить свою инициативу в самыхразнообразных сферах жизни. Поэтому потребителями на рынке табака стали наиболееактивные представительницы женского пола, скорректировавшие свою гендерную роль всторону развития доминантных мужских черт и реализовавшие свое неосознанноестремление конкурировать с мужчиной путем освоения «мужских» атрибутов и привычек.В этой ситуации женское курение, с одной стороны, стало являться признакомпроявления мужской психологии поведения, позволяющей справляться со всемивнешними социально-экономическими трудностями, с другой – символом отречения отстарых гендерных стереотипов советского общества.Вместе с тем, нельзя не учитывать, что последствия воздействия курения частоотражаются на здоровье курильщика с лагом в несколько десятилетий.
Этот фактособенно пагубен для женщин с их репродуктивной функцией. В таком случае,наблюдаемые последствия курения в виде премии в заработной плате у женщин внастоящем, в будущем могут проявиться штрафами в виде разрушительных последствийдля здоровья не только женщин-курильщиц, но и их потомства.Рассмотрение формирования различий в курении между мужчинами и женщинамиврамкахтрадиционногоподходанедаетнамвозможностьнаиболееполнопроанализировать причины гендерной дифференциации в уровнях потребления табака вразных странах. По мнению Ф. Пампела (Pampel, 2001), наблюдаемые низкие различия вуровне курения мужчин и женщин во многих развитых странах связаны не свыравниванием социального положения полов, а с тем, что распространение курения вэтих странах происходило достаточно продолжительное время в виде эпидемии.
Вкачестве альтернативной гипотезы, способной, в дополнение к традиционному подходу,объяснить причины сформировавшихся гендерных различий уровней курения в России,рассмотрим теорию распространения эпидемии в обществе.Согласнотрадиционнойэпидемиологическойтеории,развитиеэпидемииневозможно без существования возбудителя инфекции и наличия трех звеньевэпидемического процесса – источника инфекции, путей ее передачи и восприимчивогоорганизма. По мнению Т. Андреевой и К. Красовского (Андреева, Красовский, 2004),табачная эпидемия распространяется аналогично распространению инфекционныхзаболеваний. Роль возбудителя, как они предлагают, в этом случае играет сигарета. Ее91цель - занести в организм опасные вещества.
Источником инфекции, по мнениюисследователей, выступают сами курильщики и широкий спектр распространителейтабачных изделий, являющихся носителями табачной инфекции – рекламных агентов,людей поощряющих перекуры на работе, руководителей табачных корпораций и т.п. Путипередачи, по которым распространяется источник инфекции от ее возбудителя квосприимчивому организму, это торговля, реклама, нахождение курильщиков инекурящих в одном помещении. А наиболее восприимчивым организмом к курению, каксчитают Т. Андреева и К. Красовский, являются люди, для которых курениепредставляется способом пережить какой-то жизненный кризис или переходный этап.Чаще всего ими становятся подростки, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию,или психологически неустойчивые люди.Параллели между классической и табачной эпидемиями, по мнению авторов,позволяют воспользоваться теми же методами борьбы с эпидемиями, которые успешноприменялись человечеством для борьбы с инфекционными заболеваниями.Не отрицая наличия логики в эпидемиологическом подходе к распространениютабачной эпидемии, мы считаем, что для более точного и подробного изучения даннойпроблемы, следует изменить акцент рассмотрения табачной эпидемии с медицинского насоциально-экономический, применив к анализу распространения курения диффузнуюмодель распространения инновации Э.
Роджерса. Согласно этой теории, одни из первыхинновацию принимают новаторы - люди с более высоким статусом, которым интересныновые, незнакомые и нетрадиционные идеи (Rogers, 1995; Strang and Soule 1998), поэтомуименно с этих групп людей начинается распространение инновации. Затем инновацияраспространяется среди людей среднего и низшего классов и становится повсеместноприменимой. С потерей статуса «инновация», идея теряет свою привлекательность длялюдей высшего класса.Наложим теорию распространения инноваций на процесс распространенноститабакокурения. По мнению А. Лопеза (Lopez, 1994), процесс распространения курения вобществе характерен как для мужчин, так и для женщин, но у последних он происходит слагом в 15-20 лет по отношению к первым, что вызывает существенные расхождения вдолях курильщиков между этими группами.
Сначала скорость распространениятабакокурения увеличивается, потом она замедляется, достигая своего максимума, и вконце начинает снижаться, то есть выделяется четыре стадии этого процесса. Какправило, у женщин этот процесс развивается позже и медленнее, чем у мужчин.92По мнению Ф. Пампела (Pampel, 2001), существование полового неравенства вобществе является одной из причин существования лага реакции на распространениекурения у женщин. В таком случае, в отличие от традиционного подхода, вальтернативном подходе предполагается, что даже без выравнивания социальноэкономического положения женщины в обществе, со временем уровни курения у мужчини женщин могут выровняться.
Это произойдет тогда, когда мужчины, пережив пикраспространения курения, начнут отказываться от него, а женщины только будутпостепенно вовлекаться в процесс потребления табака. Это явление мы можем наблюдатьсейчас во многих развитых странах. Аналогичная тенденция происходит и в России.Начиная с 2000 по 2009 г., согласно нашим расчетам, сделанным на базе РМЭЗ, долявзрослых мужчин, потребляющих табак, снизилась с 59,3% до 57,4%, а доля курящихвзрослых женщин за этот же период увеличилась с 11,9% до 15,6%.По нашему мнению, причинами разнонаправленности трендов распространенностикурения у мужчин и женщин в рассматриваемый нами период времени (с 2000 по 2009 г.)в России были две диаметрально противоположные тенденции: новая социальнаяинновация - мода на здоровый образ жизни, и насаждаемая агрессивной рекламойпроизводителей табачных изделий женская мода на курение.















