Диссертация (1136945), страница 31
Текст из файла (страница 31)
табл. 2.1-2.2].Рисунок 3.8. Распределение населения России по категории населенногопункта рождения и проживания, 2004 г., %Составлено автором по данным РиДМиЖ, 2004.Данные микропереписи населения 1994 г. подтверждают важностьроли выходцев из села в формировании населения городов в течение XX в.,164причем особенно среди когорт, родившихся в первой половине века. В 2004г., согласно данным первой волны выборочного обследования населения«Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ)47,горожане, родившиеся в селе, составляли четверть населения России (рис.3.8).Схожая оценка получена нами и по данным микропереписи 1994 г.Таким образом, среди горожан в 2004 г.
2/3 родились в городе, а 1/3 в селе,тогда как среди селян уроженцами города являются менее пятой части.Остальные сельские жители являются уроженцами села. Начиная с когорт1965 г. начинают преобладать переселения по направлению «город-город»,то есть вместе с повышением уровня урбанизации населения выросло изначение межгородских перемещений.Мигранты и немигранты по ВПН-2010. Не все люди одинаковосклонны к миграции, часть индивидов выбирает переезд в другойнаселенный пункт, регион или страну, а другая остается жить в местерождения. Попробуем выявить каковы различия между имеющими опытмиграции и теми, кто живет в своем населенном пункте с рождениянепрерывно, используя неперсонифицированную базу данных переписинаселения 2010 г.48 В анализе используем следующие критерии: наличиемиграционного опыта (мигранты/немигранты); тип населенного пункта(город/село); пол (мужской/женский); возраст (однолетние возрастныегруппы); вариативные показатели (характеризующие рождаемость, уровеньобразования, национальную принадлежность и т.д.).У селянок среднее число рожденных детей намного выше, чем ужительниц города, причем в старших возрастах разница выше (наибольшая в50-70 лет).
У горожанок среднее число рожденных детей выше у имеющихПроведенного Независимым институтом социальной политики по репрезентативной общероссийскойвыборке в 11 тыс. респондентов.48Неперсонифицированная база микроданных позволяет получить доступ к данным как переписи населения2010 г, так и 2002 г. Однако, в силу того, что часть вопросов в ВПН-2002 задавался лишь в выборочнойчасти (в длинных переписных листах), является затруднительным проводить детальный анализ материаловпредыдущей переписи населения.47165опыт миграции, в среднем на 0,2 ребенка, у жительниц села различиянесущественны (рис. 3.9). Уровень брачности (и зарегистрированные инезарегистрированные браки) выше всего у мигрантов в селе, ниже – умигрантов в городе (75-79% против 62-65% у возрастных когорт 30-50 лет).Это может свидетельствовать о том, что для жительниц села болеехарактерны брачные миграции.Рисунок 3.9. Среднее число рожденных детейСоставлено автором по данным базы микроданных ВПН-2010.Среди женщин наименьшая доля имеющих высшее образование (всеуровни законченного высшего образования, включая высшее послевузовское)у жительниц села, не имеющих опыта миграции, а у горожанок разницамежду мигрантками и немигрантками небольшая (рис.
3.10). Наибольшаядоля имеющих высшее образование приходится на возрастную группу 18-30лет, затем с повышением возраста начинается стремительный спад. Умужчин в городе выше уровень образования у немигрантов, на селе – умигрантов, а распределение по возрасту более равномерное. Получениеобразования является важной причиной для миграции, а высшее образованиеможно получить только в городе (за исключением заочных форм обучения).Можно предположить, что среди сельско-городских мигрантов свысшим образованием большая часть переселилась в город вместе сполучением образования.
Так, по данным выборочного обследованияГоскомстата, в 1991 году более 80% переселившихся в возрасте 16-19 лет166указали причиной переезда учебу [Молодежь России.., 1993]. В 2010 г. поданнымтекущего учета8,5% внутрироссийскихмигрантов указалиобстоятельством переезда учёбу, а в 2016 г. – 8,7%.Рисунок 3.10. Доля имеющих высшее образование, в %Составлено автором по данным базы микроданных ВПН-2010.У имеющих опыт миграции жителей села выше показатели наличияработы, это характерно для обоих полов. У горожан показатели примерноодинаковые (рис.
3.11).Рисунок 3.11. Наличие работы и работа вне населенного пункта проживания,в%Составлено автором по данным базы микроданных ВПН-2010.167Наличие работы вне населенного пункта проживания характерно длямолодежи до 30 лет, проживающей в селе. Но при этом наличие опытамиграции повышает вероятность временной трудовой миграции.Таким образом, можно утверждать, что происходит своеобразныйотбор, селекция: самые инициативные уроженцы села в конечном счетепереезжают в города, а остаются там наименее социально и экономическиактивные. Но и оставшихся в селе ее уроженцев можно разделить на тех, ктоимеет опыт миграции и тех, кто наименее инициативен.
Не имеющие опытамиграции жители села имеют наихудшее образование и более высокуюбезработицу по сравнению с остальными группами [Алексеев, 2001,Зайончковская, Ноздрина, 2008].Рассмотримвзаимосвязимеждуналичиемопытамиграциииэтнической структурой населения на примере наиболее крупных групп(среди указавших этническую принадлежность в ВПН-2010) (рис 3.12).Рисунок 3.12. Доля мигрантов среди разных этнических групп, в %Составлено автором по данным базы микроданных ВПН-2010.У русских, начиная с 19 лет, наибольшая доля имеющих миграционныйопыт у мужчин, проживающих в селе (до 87%), а также у сельских женщин.168После 65 лет происходит снижение доли имеющих опыт миграции у обоихполов, но особенно у женщин, проживающих в селе.Среди татар (как и у башкир) у горожан наблюдается пик миграций в18 лет, который, вероятно, возникает под влиянием образовательноймиграции, затем сменяющийся небольшим спадом.
На региональном уровнетакой пик имеют, помимо Татарстана и Башкортостана, Липецкая и Томскаяобласти, а также Дагестан [Карачурина, Мкртчян, 2016]. До 65 лет большевсего мигрантов среди мужчин, проживающих в селе, но затем лидерствопереходит мужчинам-горожанам. У татарок, проживающих в селе, спад долиимеющих опыт миграции в старших возрастах более сильный, чем у русскихженщин.У чеченцев резко выделяются возраста 55 и старше – доля имеющихопыт миграции возрастает до значений, превышающие 90% что, несомненно,является отголоском депортации чеченцев и ингушей, с последующимвозвращением обратно.
В более молодых возрастах выражен сильный разрывв наличии опыта миграции между сельскими мужчинами и женщинами.Линия графика зависимости опыта миграции от возраста у чеченцев имеетступенчатый вид. При этом стоит отметить, что результаты последнихпереписей населения в Чечне (основной ареал расселения чеченцев) и другихкавказских республиках нельзя считать достаточно точными [Андреев, 2012].Среди российских евреев крайне мало жителей села, особенно неимеющих опыта миграции. Среди горожан наблюдается то, что чем старшечеловек, тем выше вероятность наличия у него опыта миграции, связь прямопропорциональная. У армян (а также у украинцев, узбеков, казахов)происходит резкий рост доли мигрантов к 18 годам.
Это может быть вызванотем, что среди представителей данных этнических групп много родившихсяза пределами России, и переехавших в страну уже взрослыми.Значение индикаторов селективности для русских составляет 12,2, утатар 40,3, у чеченцев -46,1, у евреев 26,8, у армян 200,7. Из остальныхнародов крайне высокие значения индексов у выходцев из стран дальнего169зарубежья (бирманцев, замбийцев, кенийцев и т.д.); а также у узбеков,белорусов,гагаузов,таджиков,украинцев,молдаванидругихпредставителей этносов, преимущественно проживающих в ближнемзарубежье.Представителейсеверныхидальневосточныхнародов,занимающихся кочевым оленеводством, охотой, рыбной ловлей и инымипромыслами можно выделить в особую группу с также высокимипоказателями наличия опыта миграции (долгане, коряки, коми-пермяки,нганасаны и др.)49. Наименее «склонны» к миграциям представители народовДагестана (аварцы, кумыки, лакцы, табасараны и др.: значение индикатораменее -35) и другие кавказские народы (абазины, балкарцы, ингуши).«Средние» значения (0-50), помимо русских, евреев и татар, у адыгейцев,тувинцев, якутов.Многиесоциально-демографическиехарактеристики,включаяобразование, брачное состояние, профессиональный и социальный статус,уровень дохода и благосостояния, жилищные условия изменяются свозрастом.
Это может прямо или косвенно повлиять на принятие решения опереезде на другое место жительства. Очень важным является типнаселенного пункта. Наибольшей миграционной активностью отличаютсяжители села. Так по результатам обследования «Человек, семья, общество»(ЧСО), проведенного в 2013 г., установлено, что выходцы из сельскойместности в среднем переезжали 1,86 раза, тогда как остальные 1,7 раза[Малева и соавт, 2014. С.
29]. С.В. Захаров и С.В. Сурков [2009] отметили,что и уровень рождаемости в России сильно различается по типу населенныхпунктов – выше всего в сельской местности, ниже в провинциальных городахи пгт, а самый низкий в столицах, Москве и Санкт-Петербурге. Причемуровень рождаемости мигрантов зависит больше от места проживания, чемот места рождения их самих, т.к.
при перемещении из села в городВместе с тем, эвенки, юкагиры, манси, камчадалы и др. наоборот, исходя из данных ВПН-2010,отличаются отрицательными значениями показателей селективности. Судя по всему, данные различия впервую очередь вызваны тем, считали ли респонденты (а также сами переписчики) кочевничество исезонные миграции «нарушающими» непрерывность проживания в месте рождения или нет.49170внутренний мигрант сталкивается с более низкими стандартами уровнярождаемости и перенимает их.