Диссертация (1136945), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Причем в условияхсовременной низкой рождаемости в большинстве российских регионов рольмиграции в динамике численности населения может стать решающей. Вклад,который миграция оказывает в формирование населения можно оценить подоле неместных уроженцев, проживающих в регионе.
А по соотношениюдолей неместных уроженцев и уехавших уроженцев изучаемого регионаможно определить, является ли регион миграционным донором илинапротив, больше принимает переселенцев из других территорий. С 1897 по2010 гг. произошли кардинальные перемены: если по данным первойпереписи населения межрегиональным мигрантом был только каждыйдесятый житель Российской империи, то к 2010 г.
им стал каждый третийжитель России, а опыт миграции, включая внутрирегиональную, имело ужебольшая часть населения. Однако, проведенная стандартизация показала, чтоесли бы у населения был более высокий уровень дожития, например, как унаселения России в 2010 г., то доля межрегиональных мигрантов в 1897 г.была бы почти в 2,5 раза выше, чем по приведенным данным тогдашнейпереписи. Это означает, что миграционная активность населения России (исоответственно вклад миграционной составляющей в общую динамикучисленности населения), хотя и росла в течение XX века, однако не таксильно, как это представлялось до выполнения соответствующих расчетов.В течение всего рассматриваемого времени различные части страныотличалисьразнымитраекториями,связаннымиспреферентнымпривлечением мигрантов, или наоборот их выбытием.
Лишь небольшая частьрегионов, таких как Москва и Санкт-Петербург, все рассматриваемое намивремя (с перерывами во время войн и социально-экономических кризисов)неизменно были сильными магнитами для мигрантов. Остальные регионысменили свой миграционный вектор. Так, выделяются центральные регионы(за исключением Москвы и области) и примыкающие к ним некоторые183северо-западные (Псковская, Новгородская, Вологодская области), уральские(Челябинская, Оренбургская области и др.), которые прошли путь отосновных доноров мигрантов (с крайне высоким естественным приростом иаграрным перенаселением), к реципиентам.
Равнинные регионы Юга России,напротив, по-прежнему остаются в числе привлекательных для переселенцев.Северокавказские республики характеризуются не только сохраняющимся досих пор довольно высоким уровнем естественного прироста, но иизолированностью на протяжении всего исследуемого периода. Сибирь иДальний Восток за последнее столетие перешли от принимающих мигрантовк отдающим, и теряющим население не только за счет миграционной, но иестественной убыли. При этом соотношение параметров приема/отдачидальневосточных регионов трансформировалось позже сибирских, но вускоренном, более резком виде. В качестве примеров наиболее характерных,типичных миграционных траекторий регионов, рассмотрены Рязанскаяобласть и Красноярский край, отличающихся более устойчивыми внешнимиграницами.
Рязанская губерния, ставшая впоследствии областью, длительноевремя отдавала своих уроженцев в Москву (и в меньшей степени в остальныечасти страны), но уже к последним переписям населения (2002, 2010 гг.)просматривается тенденция выравнивания доли уехавших уроженцевобласти с долей неместных уроженцев, проживающих на Рязанщине. Этоговорит не только о том, что поток переселенцев из Рязанской области вМоскву иссякает или что в столице существует недоучет неместныхуроженцев, но и свидетельствует о росте в позднесоветское и постсоветскоевремя привлекательности региона в обмене с другими регионами странами, впервую очередь расположенными восточнее. Напротив, Енисейская губерния(нынешний Красноярский край) активно привлекала к себе переселенцев изевропейской России и Украины, но к концу ХХ в.
сама стала «донором»межрегиональныхмигрантов.Остальныенестоличныерегионы,преимущественно придерживались схожих путей, но были и исключения,например, в виде газонефтедобывающих автономий Западной Сибири,184сошедших с типичных траекторий сибирских регионов и ставших одними изнемногих центров притяжения мигрантов на сегодняшний день.Оценку динамики вклада миграции в формирование населениярегионов России чрезвычайно осложняет как нарушение преемственности впроведении переписей населения (вопрос о месте рождения задавался не вовсех переписях), так и многочисленные административно-территориальныепреобразования, с изменениями не только внешних российских, но ивнутренних, межрегиональных границ. Тем не менее, частично информациюо миграционных процессах за XX в. удалось восстановить, используя методдемографического баланса, а также миграционную историю разныхпоколений, полученную по данным микропереписи 1994 г., а элиминироватьнесопоставимость административно-территориального деления – за счетвыделения укрупненных макрорайонов.Вкачестветеоретическойрамкиисследованияиспользованыконцепция демографического перехода, теория мобильного перехода В.Зелинского (разработанную как часть демографического перехода), а такжеоригинальная миграционная теория М.И.
Кулишера с идеей относительногоэкономическогоперенаселения.Данныетеоретическиеконцепциираскрывают развитие общества от более оседлого, традиционного, сельского,кобществумодернизированному,городскому.Приэтомопыттрансформации более развитых обществ можно проецировать на менееразвитые страны и регионы. Основываясь на данных теориях, важнейшимипроцессами, детерминирующими миграцию в период модернизации можноназвать индустриализацию и переход от сельского к городскому образужизни – выталкиваемые относительным перенаселением выходцы из селаустремлялись в города и колонизируемые территории, затем послезавершения демографического перехода и активной фазы урбанизации,происходил обратный отток переселенцев и их потомков из Сибири,Дальнего Востока, а также из Центральной Азии и Закавказья.
Такимобразом, после перехода к низким уровням рождаемости и смертности,185исчезает необходимость масштабных миграций для коренного населения вкачестве ответа на кризис перенаселения. При этом сами миграции неисчезают, а трансформируются, усложняется их структура.В пореформенной России (после 1861 г.) начавшийся демографическийпереходпривелкрезкомуростучисленностинаселения(за50дореволюционных лет население империи выросло в 2,3 раза, причем вразных частях страны рост был неодинаковым), что вызвало масштабныйаграрный кризис. Основными механизмами преодоления перенаселениястали отходничество, переселения в города, колонизация слабоосвоенныхземель и, в меньшей степени, эмиграция из России. Возникновение врезультате демографического перехода «избыточного» сельского населения вевропейской части России, Украины и Беларуси привело к еще большемувыделениюисторическисуществовавшегоядрарегионов,активноотдающего переселенцев на периферийные территории (Поволжье, Урал,Новороссия, Северный Казахстан, затем, вместе с исчерпанием свободныхземель, Сибирь и Дальний Восток).В дальнейшем аграрные переселения уступили свою роль сельскогородским перемещениям, то есть урбанизации.
Таким образом, сельскоенаселение центральных и западных регионов СССР продолжало оставатьсяглавной миграционной силой. К 1980-м гг., вместе с исчерпанием ресурсасельского населения в «отдающем ядре», миграционные потоки развернулисьв обратном направлении. После распада Советского Союза и последовавшегоизменения социально-экономических и политических условий, значительнаячасть прибывших в регионы Сибири и Дальнего Востока и, вероятно, какаято часть старожильческого населения этих территорий уехала обратно.
Так, в1989-2010 гг. на Дальнем Востоке неместных уроженцев стало меньше на 1,8млн чел., а в Сибири – на 1,4 млн чел., что вызвало в них значительноесокращение численности населения. Регионы восточной части России ипрежде характеризовались крайне неустойчивым населением вследствиенизкой приживаемости в них новоселов. Большой приток переселенцев186приводил к большому же оттоку обратно (до 60% новоселов в 1960-е гг.уезжала уже в первые 2 года, после вселения), происходила своеобразная«текучка кадров».
В последние годы наблюдается стягивание населения кнаиболее обжитым и комфортным территориям, особенно к агломерациямкрупных городов (прежде всего, Москвы и Санкт-Петербурга), а также кгазонефтедобывающим автономиям Западной Сибири, отличающимся отостальных субъектов федерации более высоким уровнем жизни. Длярегионов России все более важную роль начинают играть переселенцы изЦентральной Азии, до сих пор находящейся на стадии демографическогороста (в данном районе прирост населения до 1,5% в год и до сих пор великаудельная доля сельского населения) и, в меньшей степени, Закавказья.Состав населения любой территории является неоднородным, номиграция, как селективный процесс, способна ее усилить.