Диссертация (1136284), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Форум японских и российских исследователей. М.: Аиро-ХХ, 2001.С. 357; Перехов А. Я. Советизация Дона и Кубани в 1920 г. и казачий вопрос // Ученые записки памяти Е.Н.Осколкова: к 75-летия со дня рождения: Т. 16. Ростов-на-Дону: Донской Юридический институт, 2001. С.279-288; Костяшо Ю. Советизация Восточной Пруссии после войны. Вильнюс: Petro ofsetas, 2012. С. 183204; Обожда О. В. «Советизация» системы образования и науки в Польше во второй половине 1940-х –начале 50-х гг. // Актуальные проблемы славянской истории XIX и ХХ вeков: к 60-летию професораМосковского университета Геннадия Филипповича Матвеева.
М., 2003. С. 381-401.5423историков постсоветского пространства преобладает концепция социальнокультурной экспансии59, что, на наш взгляд, связано с традиционнымпониманием «советизации» в СССР как окультуривания ранее несоветских (азначит «некультурных») обществ, насаждение советских институций,приобщение к социалистическим идеалам и соответствующему образужизни.Приэтомконнотацияданногопонятиясредиисториковпостсоветских стран тяготеет к некой «золотой середине» (т.е. неприятие нинегативных,нипозитивныхоценокходаипоследствийпроцессасоветизации).Противоположнаякартинасложиласьвангло-американскойисторической традиции, где преобладает взгляд на политику советизации какна агрессивную территориальную экспансию Советского Союза со всемивытекающими последствиями, в том числе и социально-культурнойэкспансией60.
При этом нередко западные историки, расширяя фокусисследований, рассматривают политику советизации в общем руслетрадиционных территориальных притязаний российского государства61.Учитывая методы, которыми осуществлялась данная политика (репрессии,политическое давление на местное руководство, тотальный контроль,притеснение национальных культур и проч.), западная общественностьпервой пришла к идее допустимости сравнения нацистского и советского(сталинского) политических режимов62.См.: Блейзер М.
Евреи Ленинграда. Национальная жизнь и советизация, 1917-1939. M.: Мосты культуры,1999. 447 с.; Носкова А. Ф. Октябрьская революция 1917 года в России и проблема советизации странВосточной Европы на рубеже 40-50-х годов ХХ века. М.: Институт славяноведения РАН, 2009. С. 282-307;Костюк М.П. «Советизация» Западной Беларуси (сентябрь 1939 г. – июнь 1941 г.) // Великая война иВеликая победа народа: к 65-летию победы в Великой Отечественной войне: в 2 кн. Кн. 1.
М.: Академкнига,2010. С. 238-249;60Janos A.C. East Central Europe in the Modern World, the Politics of the Borderlands from Pre- toPostcommunism. Stanford: Stanford University Press, 2000. 219 p.61Rees E.A. Ibid. P. 13; Tarik Cyril Amar. Ibid. P. 31.62Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В.
Борисовой, Ю. А. Кимелева, Ю. Б. Мишкенене и др.М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.Здесь также уместно упомянуть резолюцию Парламентской Ассамблеи ОБСЕ «Воссоединение разделеннойЕвропы» (принята 3 июля 2009 г.), осудившую все тоталитарные режимы и приравнявшую сталинизм кнацизму.См. также: Stalinism and Nazism: Dictatorships in comparison.
Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 369p.; За рамками тоталитаризма. Сравнительные исследования сталинизма и нацизма / Ред. М. Гейер, Ш.Фицпатрик. М.: РОССПЭН, 2011. 697 с.5924В нашей работе мы будем придерживаться концепции «советизации каксоциально-культурной экспансии» (conception of modernity). А именно: внастоящем диссертационном исследовании под «советизацией» понимаютсямероприятия63,направленныенасозданиегосударственныхиадминистративных структур и конструирование нового образа жизни дляграждан присоединенного региона по укоренившимся в СССР образцам; атакже реакция на эту политику (ее принятие или отторжение) со сторонысоветизируемого населения.Также хотелось бы обосновать использование географического названия«Западная Белоруссия» для обозначения исследуемых нами территорий. Внастоящее время польские исследователи в отношении данного регионаиспользуют названия «Восточная Польша» и «Восточные Кресы»64.
Изредкапольские историки упоминают топоним «Западная Белоруссия», но пишутего исключительно в кавычках, подчеркивая его условность. Однако взаглавие мы вынесли именно это название, поскольку: 1) топонимы«Восточная Польша» и «Восточные Кресы» обозначают более обширнуютерриторию, в которую входила не только Западная Белоруссия, но иЗападная Украина, и Виленская область, переданная в октябре 1939 г.
Литве;2) на территориях, обозначенных в сентябре 1939 г. как Западная Белоруссия,преобладало белорусское население65, а это значит, что определение этихПод подобными мероприятиями мы понимаем, прежде всего: национализацию частных игосударственных предприятий, а также жилого фонда; определенную социальную и национальнуюполитику, направленную на повышение статуса одних групп и понижение других; проведениепаспортизации согласно советским инструкциям и нормам социальной политики; внедрение командноадминистративной экономики; введение новых принципов системы образования, в также видов досуга иагитационно-пропагандисткой работы, отвечающих принципам идеологии Советского Союза и т.д.64Восточные Кресы (польск.
Kresy Wshodnie) – в переводе с польского означает «восточные окраины»;неофициальное название восточных областей Польши в 1921-1939 гг., которые в сентябре 1939 г. оказалисьв зоне советского влияния.65Безусловно, мы отдаем себе отчет в том, что в состав БССР в качестве западнобелорусских областей быливключены регионы, в которых польское население составляло около 90% (это западные районыБелостокской области: Ломжинский, Едвабновский, Бельский, Гайновский, Августовский, Замбровский,Кольнский, Граевский, Сокольский и др.), однако большинство тех земель, которые в 1939 г.
былиобозначены как Западная Белоруссия, были этнически белорусскими. После окончания Второй мировойвойны советское правительство признало польскую принадлежность Белостокской области, передав ее всостав Польской Народной Республики.6325земель как белорусских с этнической точки зрения вполне оправдано66; 3)несмотря на то, что в ноябре 1939 г., после осуществления присоединения кБССР, в официальное употребление вошло новое название этого региона –«западные области БССР», на протяжении 1939-1941 гг.
топоним «ЗападнаяБелоруссия»67 был более распространен68, в то время как название «западныеобласти» использовалось исключительно в официальной документации. Темне менее в целях исключения тавтологии в настоящем исследовании мыиспользуем как синонимичные следующие названия: «Западная Белоруссия»,«западные области БССР» и «Восточная Польша»69.Методология исследованияПоскольку в фокусе нашего исследования – каждодневные практики иусловия жизни, социальная мотивация и отношения с новой властьюеврейского населения Западной Белоруссии, в методологическом отношенииданная диссертация написана в русле «новой социальной истории»70.Тематически и хронологически настоящая работа также может бытьотнесена к кругу исследований по социальной истории сталинизма71, вБолее того, за исключением Белостокской области, все западнобелорусские земли, присоединенные кБССР в 1939 г., до Рижского мирного договора действительно являлись ничем иным, какзападнобелорусскими губерниями (с 27 февраля по 19 июля 1919 г.
входившими вместе с литовскимигуберниями в марионеточное государство Социалистическую Советскую Республику Литвы и Белоруссии –ЛитБел).67Топоним «Западная Белоруссия» появился в межвоенные годы. Как утверждает ряд исследователей, этоназвание появилось и распространилось после создания Коммунистической партии Западной Белоруссии(КПЗБ) в 1923 г., с чем, однако, согласны не все.
Так, белорусский историк Иван Ковкель заявляет, чтоданный топоним появился ранее, в 1920 г. для обозначения белорусских земель, которые ранее входили всостав Гродненской и Виленской губерний. Подробнее о дискуссии см: Шумскі Я. Указ сач. С. 22.68Мы объясняем это тем, что в 1939-1941 гг. в связи с сохранением прежней советско-польской границы истрогого контроля за ее пересечением в сознании современников (как жителей Западной Белоруссии, так инаселения восточнобелорусских областей) присоединенные территории еще не стали полноценнымисоставными частями (областями) БССР – т.е.
фактически в 1939-1941 гг. Западная Белоруссия существовалаи воспринималась до определенной степени отдельно от БССР.69В случае если речь идет об общих для Западной Белоруссии и Западной Украине явлениях.70Лепти Б. Общество как единое целое: о трех формах анализа социальной целостности // Одиссей. Человекв истории. М., 1996. С. 148-164; Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.:Институт всеобщей истории РАН, 1998. 282 с.; Хобсбаум Э.
Дж. От социальной истории к историиобщества // Философия и методология истории: Сб. статей. М., 2000. С. 289-320; Дингес М. Историческаяантропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневности» //Одиссей. Человек в истории. М., 2000.