Диссертация (1136284), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Кроме того, в фокус нашегоисследования входит г. Вильно и его окрестности с 17 сентября 1939 до 10Тем не менее название «Западная Белоруссия» в 1939-1941 гг. продолжало активно использоваться вразговорной речи, о чем подробнее будет сказано ниже.4619октября 1939 г. – до передачи этих территорий в состав ЛитовскойРеспублики.Новизна работыВ историографии преобладали работы, посвященные прежде всегореакции еврейского населения на политику советизации. Новизна настоящегоисследования заключается в том, что в нем рассматривается не толькореакция евреев на советизацию, но цели и механизмы проведения даннойполитики. Мы пытаемся разобраться в том, чего хотели советские власти,какие методы использовали при достижении заявленных целей и чего насамом деле добились.Новизна работы заключается также во введении в научный оборотобширного архивного материала, на котором преимущественно основанонаше исследование.
Это относится и к советским делопроизводственнымдокументам, и к источникам личного происхождения.Теоретическая и практическая ценность работыД. Левин и Б.-Ц. Пинчук стремились выявить последствия советизацииименно на события Второй мировой войны, в том числе Холокоста. Этообусловило специфический угол зрения их работ: анализ общественнополитических изменений 1939-1941 гг. как преддверия Холокоста. На рубеже1990-2000-х гг. ряд исследователей развили данный принцип, рассмотревисторию западнобелорусского еврейства в русле истории Холокоста47.Таким образом, история еврейского населения присоединенных к СССРтерриторий в 1939-1941 гг.
зачастую рассматривается с точки зрения ихбудущей гибели – т.е. как события, произошедшие «накануне Холокоста»48.Розенблат Е. С., Еленская И. Э. Пинские евреи: 1939-1944 гг. Брест: Брестский государственныйуниверситет им. Пушкина, 1997. 308 с.; Bender S. The Jews of Białystok during World War II and the Holocaust.Waltham: Brandeis University Press, 2008. 315 p.; Bauer Y. Death of the Shtetl.
New Heaven: Yale UniversityPress, 2009. 224 p.48См.: Altshuler M. Soviet Jewry on The Eve of The Holocaust. A Social and Demographic Profile. Jerusalem:Ahva Press, 1998. 346 p.4720Тем не менее это не отменяет необходимость изучения того, как и чем жилипольские евреи в первые годы Второй мировой войны (к чему стремились,какие трудности преодолевали, чему радовались и о чем печалились), а такжетого, что хотела с ними сделать советская власть.Теоретическая ценность нашего исследования выражена в примененииновой перспективы рассмотрения истории еврейского населения ЗападнойБелоруссии в 1939-1941 гг.: советизация не только как процесс уничтоженияидентичности западнобелорусского еврейства накануне массовой гибели, акак процесс трансформации. Таким образом, в настоящем исследовании мыстремимсяотойтиоттрадиционногоисториографическогоанализаположения западнобелорусского еврейства в обозначенный период в руслепроблемы Холокоста.
С нашей точки зрения, это позволит по-новомувзглянуть на жизнь данной этнической группы в короткий, но весьманасыщенный период после раздела Польши и до начала ВеликойОтечественной войны.В практических целях материалы диссертации и ее выводы могут бытьиспользованы при подготовке лекционных курсов, семинарских занятий иучебно-методических пособий по широкому кругу тем социальной,политической, экономической и культурной истории периода Второймировой войны. Кроме того, анализ положения еврейского населения в ходеегосоветизациидаетбогатыйматериалдляизучениясоветскойнациональной политики накануне Великой Отечественной войны.ТерминологияПонятие «советизация» довольно неоднозначное и спорное. Несмотря нато, что оно достаточно часто используется в официальных документах тоговремени, в них не прописано его точное значения – подразумевается, чтозначение априори понятно. Поскольку понятие «советизация» являетсяключевым в нашем исследовании, считаем необходимым обратиться к его21истории49, а также трактовке и обоснованию употребления в настоящейработе.КакутверждаетО.Мертельсманн,первоначальнопонятие«советизация» имело исключительно внешнеполитическую коннотацию.Исследователь приводит в пример речь В.И.
Ленина в сентябре 1920 г., вкоторой лидер партии большевиков говорил о советизации Литвы,подразумеваязахватполитическойвласти50.Позжесмыслпонятиярасширился, и под «советизацией» начали подразумевать не толькополитический захват, но и реструктуризацию экономики, общества икультуры по советскому образцу51. Несмотря на некоторое расширениезначенияпонятиянапротяжении,очевидно,совершеннонепродолжительного времени, с самого начала оно имело исключительнопозитивную коннотацию и активно использовалось в публичном дискурсе.Также на этом этапе в качестве синонимов в советской литературе нередкоупотреблялось понятие «соцстроительство»52.Таким образом, практически с самого начала понятие «советизация»получило два уровня концептуализации.
Е.А. Риис, исследователь советскойполитики в Восточной Европе, назвал эти два уровня империалистическойконцепцией (imperialistic conception) и концепцией модерности (conception ofmodernity)53. С нашей точки зрения, данные названия не совсем точные,поэтому позволим себе обозначить уровни концептуализации данногопонятия следующим образом: 1) территориальная экспансия и 2) социальнокультурная экспансия. Заметим, что содержание концепций при этом неизменяется.См.: История понятий, история дискурса, история менталитета / Ред. Х.
Э. Бёдекер. М.: Новоелитературное обозрение, 2010. 328 с.; Эксле О. Г. «История понятий» – еще не понятая история // Одиссей.Человек в истории. 2011. № 1. С. 268-299.50Mertelsmann O. Everyday life in Stalinist Estonia. Frankfurt on Main: Peter Lang GmbH, 2012. Р.
10.51В. Триандафиллов, автор монографии «Характер операций современных армий» (М.: Государственноеиздательство «Отдел военной литературы», 1929) на с. 177 употребляет понятие «советизация» как раз всмысле реконструкции общества и государства присоединенных земель по советскому образцу: «Огромнаяработа ложится на политический апарат армии по советизации отвоеванных у противника областей».52См.: XV лет советизации Крыма. Материалы для докладчиков, беседчиков и пропагандистов.Симферополь: Государственное издательство «Крым», 1935.
63 с.53Rees E. A. The Sovietization of Eastern Europe // The Sovietization of Eastern Europe. New Perspectives on thePostwar Period. Washington: New Academia Publishing, 2008. S. 11-13.4922После Второй мировой войны, когда Советский Союз проводилсоветизацию Прибалтики и стран Центральной Европы, рассматриваемоепонятие вошло в лексикон западного публичного дискурса. Холодная войнапридала ему исключительно отрицательную коннотацию54.
По этой причинеоно временно исчезло из публичного дискурса в СССР, а если где-либо ивстречалось, например, в справочной или исторической литературе, топонималось исключительно как «окультуривание» новоприсоединенныхтерриторий55 (в сугубо советском понимании понятия «культурность»56). Нов эпоху «гласности», и в особенности после распада Советского Союза,понятие«советизация»стремительновозвратилосьвпостсоветскийпубличный дискурс. Так, согласно серверу Google Ngram Viewer57,количество использований этого понятия в русскоязычной литературе ссередины 1980-х г. по первое десятилетие 2000-х гг.
почти непрерывноросло58.Таким образом, в трудах историков, принадлежащих к англоамериканскойрассматриваемоеипостсоветскойпонятиеобрелоисториографическимдвауровнятрадициям,концептуализации:«советизация» как территориальная экспансия (imperialistic conception) и каксоциально-культурная экспансия (conception of modernity). Однако средиПонятие «советизация» (и близкие ему, вроде «советская политическая система» и т.п.) использовалось допоявления понятия «тоталитаризм», которое впоследствии сузило значение понятия «советизация».55Любопытный обзор изменения значений понятия «советизация» на протяжении всего существованияСССР привел Тарик Сирил Амар.
Автор просмотрел несколько изданий толкового словаря под редакцией Д.Ушакова – за 1940, 1963 и 1984 гг. В издании 1940 г. понятию «советизация» дается два значения:распространение советской власти где-либо, а также перенос советской идеологии на данную территорию; виздании словаря 1963 г., первое определение опущено, таким образом, под «советизацией» понимаетсяисключительно идеологический и культурный трансфер. В толковом словаре 1984 г. понятия «советизация»вообще нет. // Tarik Cyril Amar. Sovietization as Civilizing Mission // The Sovietization of Eastern Europe. NewPerspectives on the Postwar Period.
Washington: New Academia Publishing, 2008. P. 29-46.56См.: Кухер К. Парк Горького. Культура досуга в сталинскую эпоху. 1928-1941. М.: Политическаяэнциклопедия, 2012. С. 63.; Fitzpatrick Sh. Everyday Stalinism: Ordinary life in Extraordinary Times. SovietRussia in the 1930s. Oxford: Oxford University Press, 1999. Р. 79-83.57URL: https://books.google.com/ngrams.58См.: Зубкова Е. Проблемная зона: особенности советизации республик Балтии в послевоенные годы. 19441952 гг. // Новый мир истории России.