Автореферат (1136249), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Происходит дифференциация правосудия по отраслям права.30ПроцессшариатскогосудопроизводствавЧечнеиИнгушетиисопровождался ведением специальных учетных книг (тептар), в которыезаписывались решения по конкретному делу.Автор отмечает: основное преимущество шариата перед адатомзаключалось в том, что последний визуально защищал интересы личностиили отдельного тайпа, но в целом дробил общество на отдельные территории,где конкретный адат мог действовать лишь в пределах определеннойтерриториальной зоны, а шариат был универсален и не знал границ ипривилегий. Несмотря на широкое распространение юрисдикции шариатскойсистемы, которая запрещала кровную месть, адатская правовая система небыла искоренена.
При этом развитие мусульманского права и егоприменение в судебной практике в Чечне стремительно возрастало. ВИнгушетии данные процессы происходят менее активно ввиду того, чтовласть имама Шамиля не распространялась в полном объеме на ингушскоеобщество.В четвертом параграфе «Шариатские судебные органы и процесс»диссертантомисследована структура шариатского суда имеханизмсудопроизводства. Соискателем установлено, что первый шариатский судпервоначально появился в юго-восточной части Чечни.
Суд состоял из трехученых кадиев и семи мюридов, выполнявших роль судебных заседателей. Вкомпетенцию шариатских судов входило рассмотрение всех гражданскихдел. Шариатское судопроизводство, в отличие от адатского, основывалось наарабской письменности и в этом было одно из его преимуществ передсудопроизводством по адату. Решение, принятое шариатским судом, былоскреплено подписью кадия (къеда) и заверено печатью с аятом из Корана.Исполнение вынесенного решения было обязательным для всех сторон.Процесс в шариатских судах был также гласным и публичным.С начала 30-х гг.
XIX в. под влиянием имама Шамиля было созданоединое государство Имамат, объединившее народы Чечни и Дагестана. Воснову Имамата были положены демократические принципы управления31горцами в сочетании с религиозными нормами. Заменив традиционный законгорцев – адат, Шамиль оставил в неприкосновенности его основу –традиционную горскую общину. Принятые в 1842–1847 гг. инструкции ипостановленияШамиля,известныеподназваниемНизамы,былиравносильны законодательству. При имаме Шамиле произошла унификациясудебно-административного управления Чечни и Дагестана, что кореннымобразом изменило общественно-политическую ситуацию в регионе, аглавное – в сознании самих горцев. Несмотря на суровость этих и другихвидов наказаний, судебная система Имамата Шамиля была не только органомосуществленияправосудия,ноещеиносилаярковыраженныйупредительно-сдерживающий характер.Характеризуя шариатскую судебную систему Имамата Шамиля в ХIХ в.,диссертант приходит к следующим выводам:- она способствовала консолидации горских обществ в единоегосударство;-законодательнаябазаИмамата,регулировавшаясудисудопроизводство, была направлена на снижение уровня преступности вгорской среде;- она привела к ликвидации правового партикуляризма;-способствоваларазвитиюгражданскогоиуголовногосудопроизводства;- была усовершенствована система наказаний;- применяемые виды наказаний по шариату в некоторых случаяхзаменялись адатом;- низамы Шамиля имели важное прогрессивное значение в условияхстроительства государственности горцев.В третьей главе «Развитие систем права и судебных органов учеченцев и ингушей после включения в состав Российской империи»анализируются вопросы развития суда и правосудия после окончанияКавказской войны.32Впервомпараграфе«Особенностипроцессавзаимодействияроссийского законодательства, адатов и шариата» диссертант отмечает,чтовзаимоотношениеобычногоипозитивногоправавконтекстесоотношения политико-правовых систем России и народов СеверногоКавказа можно классифицировать в двух формах: с одной стороны,унифицирование правовых обычаев и использование их вместе с нормамипозитивного права, с другой стороны – противостояние двух правовыхсистемввидутого,чтоадатскоеправодлительноевремябылодоминирующим источником права на территории Северного Кавказа.Процесс укрепления и дальнейшего развития ислама в Чечне заставлялобращаться к пониманию основ мусульманского права не только внутриданной территории, но и за ее пределами.
Понимание со стороны Россиизначения мусульманского права для народов Северного Кавказа заставляловласть не только углубленно исследовать нормы мусульманского права, но ивырабатывать своеобразные кодификационно-справочные сборники.Главнойособенностьюпроцессавзаимодействияроссийскогозаконодательства, адатов и шариата являлась необходимость выработкиправил осуществления правосудия, которые позволили бы сохранитьправовые обычаи чеченцев и ингушей, но при этом поступательно внедрятьроссийское законодательство в их повседневную жизнь.
Этот процесс,начавшийся еще в 1852 г., когда в крепости Грозная был учрежден суд подпредседательством штаб-офицера, в состав которого входили кадий дляразбирательства дел по шариату и три старика чеченца, знатоки адата,являетсяпервоймодельювзаимодействиятрехправовыхсистем,реализованной на практике.Во втором параграфе «Организация имперского государственногоуправления и суда у чеченцев и ингушей» произведена реконструкциясудебной системы, установившейся в регионе на основе российского права.После падения Имамата Шамиля для Чечни начинается новый этап ееобщественно-политическогоразвития33врамкахроссийскойгосударственности.СудисудопроизводствовЧечненачинаютосуществляться в рамках российского законодательства, но с частичнымиспользованием адатско-шариатских норм.Первым шагом внедрения норм российского права в среде горцевявилось решение царской администрации образовать в 1860 г. окружныесловесные суды на всей территории Чечни и Дагестана.На территории Терской области, помимо Горских словесных судов, вкаждом сельском обществе существовали также и сельские аульные суды,которыебылипризванырешатьнесложныеималоважныедела.Деятельность данных судов была регламентирована Положением о сельских(аульных) обществах, утвержденных Наместником Кавказским от 30 декабря1870 г.
Несмотря на все усилия местных российских властей, традиционнаядля Северного Кавказа кровная месть так и не была искоренена.Осмысление исторического опыта административного управлениятерриториями Северного Кавказа в условиях подготовки и проведенияреформ 1860–70-х гг., в том числе Судебной реформы 1864 г., показывает,чтовтовремязакладывалисьосновныепринципыроссийскогогосударственного управления в этом регионе. Правовая система России врезультате процесса присоединения к ней Северного Кавказа включила всебя и право, и судебно-правовые институты северокавказских народов.Суды на территории Чечни и Ингушетии, в том числе и судебные институты,введенные царской Россией, в рассматриваемый период опирались наадатское судопроизводство.Взаимодействие систем права России сэтноправовыми традициями народов Северного Кавказа на протяжениистолетий породило уникальное явление – конвергенцию российскогопозитивного права с адатским и мусульманским правом.В третьем параграфе «Систематизация и инкорпорация систем права исудебных органов чеченцев и ингушей в законодательство и имперскуююстицию России» автором исследуется процесс практического внедренияадата чеченцев и ингушей в судебное производство.34Царская власть после укрепления на Северном Кавказе стремиласьорганизовать судебную систему в регионе в соответствии со своейполитикой.
В 50–60-х гг. XIX в. правительством было осуществленорасширение и укрепление адатских судов, с одновременным вытеснением ипринижением роли шариатских судов. Основная задача сводилась кобессиливанию мюридизма, посредством разрешения рассматривать пошариату только вопросы, связанные с духовными делами и брачносемейными отношениями.В 1871 г. на Северо-Западном Кавказе были созданы Горские словесныесуды. В Терской области существовало шесть Горских словесных судов – вВеденском, Нальчикском, Назрановском, Хасав-Юртовском округах, а вГрозненском округе – два суда, один из которых размещался в городеГрозный, а второй – в селении Шатой.
По своему составу Горский словесныйсуд состоял из председателя, трех членов суда, именуемых депутатами, атакжекадия.ПредседателемГорскогословесногосуданазначалсяпредставитель военной администрации, который одновременно занималдолжность помощника начальника округа.Соискателем установлено, что большинство из председателей Горскихсудов не обладало юридическим образованием.