М.Н. Чепурин, Е.А. Киселёва - Курс экономической теории (djvu) 2006 (1128949), страница 171
Текст из файла (страница 171)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ За исторически короткий период с начала 1990-х гг. в наШей стране произошли коренные изменения и сформировались основы рыночной экономики. Изучение теоретических проблем перехода к рынку мы начнем с анализа идеологии и практики командно-административной системы, потому что в течение многих десятилетий этой системе была полностью подчинена экономическая жизнь в нашей стране и ее наследие все еще отражается на ходе рыночных реформ. Затем мы перейдем к изучению проблем переходного периода и рассмотрим теоретические основания, концепции, цели и механизмы реформ в постсоциалистических странах, а также те трудности, с которыми эти страны сталкиваются в процессе рыночных преобразований.
Глава 29. КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА «Сколько могу видеть из слов ваших, — сказал полковник, нимвпс нв смутяс~, зто просьба, нв так пиз. В гпаком случае, изпожитв вв письменно Она пойдат в комиссию всяких прошений. Комиссия всяких прошений, по мат ивши, првпроводипг вв ко мнв. От меня поступшп она в комитвгп сельских двл, гпам сделают всякие справки и выправки по згпому делу Гпавноуправпяющий вместе с конторою в самоскорвйшвм времени положит свою резолюцию, и дело будет сделано». Н.
В. Гоголь. Мертвые души, гпом //. Социалистическая идея: сущность и историческое развитие Командно-административная система была основана на социалистической доктрине. На протяжении человеческой истории можно насчитать немного идей, к которым люди разных стран и эпох обра- 751 Глава 29 щались бы столь упорно, как к идее социализма. Возникновение, расцвет и крах реальных социалистических обществ занимает, пожалуй, центральное место в истории ХХ века. Притягательность социализма как теории и практики обусловлена тем, что он берется решить две проблемы, испокон веков волновавших человечество.
Во-первых, это искоренение неравенства. Нет нужды доказывать, какая пропасть между богатством и нищетой существовала на протяжении всей истории. (Отметим, что социалисты стремились обеспечить главным образом материальное равенство, отодвигая на задний план равенство людей перед законом, в политических правах и т. п. Здесь проходит водораздел между социализмом и его антиподом — либерализмом). В зависимости от культурных и исторических особенностей разных стран и эпох сторонники социалистической доктрины понимали равенство по-разному — от полного единообразия в нищете, характерного для восточноазиатского варианта социализма, до признания европейскими социал-демократами правомерности существенных различий в благосостоянии, вызванных трудом и даже предпринимательской деятельностью людей. Социализм не нашел ответа и на вопрос о том, как совместить равенство с природными различиями между людьми.
Во-вторых, это сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельности со стороны неких верховных органов общества. Многие явления человеческой жизни и формы поведения, например, войны, насилие, бедность, вызывающая роскошь и бесцельная трата материальных богатств, порождали у многих людей представление о том, что избавить человечество от этого может только руководимое «сверху» коллективное устройство жизни. Сторонники социализма считают, что рациональное и научное управление экономикой и другими сферами жизни способно решить вечные проблемы человеческого бытия и сделать человека счастливым.
Камнем преткновения, однако, был и остается вопрос о том, как сформировать верховные органы общества, какими принципами они должны руководствоваться в управлении и может ли общество их контролировать. Из стремления обеспечить равенство и рациональное, научное управление обществом вытекает присущее большинству школ и течений социализма отрицание частной собственности и политической демократии. Главными идейными предтечами социализма в европейской культуре принято считать двух знаменитых ученых позднего Средневековья— английского философа и государственного деятеля Т.
Мора и итальянского философа, доминиканского монаха Т. Кампанеллу, которые были авторами социальных утопий о гармоничных и счастливых обществах, не знающих частной собственности. В ХЧ111 — начале Х1Х вв. понятия «социализм» и «коммунизм» вошли в научный обиход и общественный лексикон 752 ГГсманднс-адмоностратовнан сост«ма Среди наиболее известных авторов того периода — французские философы А. Сен-Симон и Ш. Фурье и английский общественный деятель Р Оуэн.
Вплоть до середины Х1Х в. социализм носил характер абстрактной, отвлеченной доктрины. Превращению социализма в активное и бурно растущее направление философской и политической мысли способствовало становление европейской социал-демократии и научное творчество ряда выдающихся ученых и деятелей середины — второй половины Х1Х в. Наиболее крупный вклад внес К. Маркс, автор «Манифеста Коммунистической партии» (1848 г., совместно с Ф.
Энгельсом), «Капитала» и многих других работ. Маркс попытался обосновать исторически преходящий характер частной собственности и неизбежность скорого вступления всего человечества в эру коммунизма через мировую революцию. Позднее В И. Ленин развил и практически применил в России идеи Маркса о революционном, насильственном уничтожении старого строя и переходе к бесклассовому социалистическому обществу. Быстрому распространению идей социализма в середине Х1Х вЂ” начале ХХ вв. способствовали следующие обстоятельства Становление машинной индустрии в Европе (в том числе в России) и в Америке сопровождалось ломкой традиционного уклада жизни и массовым обнищанием населения, что рождало протест против частной собственности, угнетения и неравенства.
В то же время бурный подъем науки и техники служил источником убеждения для многих передовых людей того времени в том, что замена рыночной стихии планомерным ведением хозяйства и преобразование жизни людей на научных и рациональных началах позволит человечеству вступить в эпоху невиданного расцвета. Немаловажно и то, что развитие средств связи и транспорта, другие технические достижения этого периода создали впервые в истории возможности для управления обществом из единого центра и для контроля за поведением каждого человека. $2. Теория и практика командно- административной организации народного хозяйства Принципы командо-административной системы.
Социалистическая доктрина нашла наиболее последовательное и устойчивое воплощение в политическом и социально-экономическом устройстве СССР Советские идеологи приложили огромные усилия для того, чтобы доказать, что экономическая система СССР опирается на общенарод- 753 ум мономи ескм теории Глава 29 ную собственность и служит подъему материального и духовного благосостояния каждого гражданина. Но на самом деле фундаментальный принцип организации советской экономики, прямо следовавший из социалистической доктрины в ее марксистско-ленинском варианте, состоял в полном, тотальном огосударствлении народного хозяйства.
Это означает, что только государство было собственником производственных ресурсов и только государство могло принимать экономические решения. Вся зкономическая жизнь подчинялась административным распоряжениям органов власти. На протяжении советской истории государство стремилось наладить всеобъемлющий и всепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденции возникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачивать устойчивость самой власти. В этой системе не было места человеку как самостоятельному максимизирующему экономическому субъекту; работники были полностью отчуждены от владения и управления средствами производства.
Советский государственный социализм не признавал частной собственности, рынка и рыночного саморегулирования. С рыночной организацией экономической деятельности советские идеологи связывали только эксплуатацию, кризисы и «загнивание капитализма». Однако самое жестокое угнетение человека было уделом именно советской системы, в которой материальные и социальные блага перераспределялись с помощью внеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки — «номенклатурьы. Всевластие государства в экономике и других сферах жизни и управление исключительно с помощью бюрократических методов позволяют определить советскую систему как командно-административную и тоталитарную и отличать ее от многочисленных авторитарных стран современного мира, где контроль государства ограничивается главным образом политической сферой.