А.Н. Чанышев - Философия Древнего мира (1999) (1116266), страница 6
Текст из файла (страница 6)
На Востоке сама граница между «веком бронзы» и «веком железа» была стертой. Длительное господство древнеазиатского способа производства в Азии и в Северной Африке (Египет) увековечило связанные с бронзовым веком духовные мировоззренческие формы. Сила традиции в Афразии была сильнее, чем в Европе, где в те времена так и не сложилось сословие жрецов — в Древней Греции жрецы существовали при храмах, посвяшенных разным богам и находившихся в разных местах, и не были объединены, как это имело место в Индии, а также и в других государствах Афразии, например в Египте, где жрецы как первостепенная идеологически-политическая сила иногда противостояли царям-фараонам.
В силу всех этих причин, а может быть, и благодаря некоторым психологическим различиям народов Древнего Китая, Древней Индии, Вавилонии, Сирии и Финикии, Иудеи и Израиля, Древнего Египта философия в Афразии не получила таких классических форм, как в Древней Греции, т. е. в Европе. Под классическими формами философии здесь понимается гармоничное соотношение мировоззренческого и рационально-сисгемного аспектов философии, ее связь с науками и развитие внутри нее логического аппарата, что в целом позволяет философии четко отчлениться от пред- и парафилософии. В Древнем Китае и в Древней Индии в силу немногочисленных там элементов античного способа производства и слабой связи философии с науками философия существовала в несколько иных формах, чем на Западе. В Вавилонии и Египте она вовсе не возникла.
Древневосточная философия была недостаточно вычленена из предфилософии и недостаточно отделена от парафилософии, часто сливалась с обыденным нравственным сознанием (в Китае) и с религиозно-мифологическим мировоззрением (в Индии). Обратное влияиие философии иа ярофилософщв, ставшую парафилюсофией. Возникновение философии не означало исчезновения той среды, из которой она выделилась. Она продолжала существовать в искусстве как 1а) субъективно-художественное мировоззрение, как 1в) мифологическая аллегория и как 2) мировоззренческая часть религии. С возникновением философии профилософия, разумеется, не ис- 24 чезает. По отношению к философии она становится парафилософией.
Мифология продолжает существовать в искусстве, в религии, в обыденном сознании. В своем мировоззренческом значении она уже ограничена философским мировоззрением. Однако взаимодействие между философией и мировоззренческой профилософией (здесь «про» уже в логическом, а не в историческом аспекте, т.е. мировоззренческой парафилософией) продолжается. Что касается науки, то благодаря философии она получает некоторый простор для дальнейшего развития до ступени теоретического знания.
Но зто главным образом в Европе. Совремеиивя социальиш мифолопш. Наш век принес новую форму мифологии — светскую мирскую мифологию с культом вождя, которая ставит, казалось бы, земные, но фактически надуманные и практически неисполнимые и в этом смысле потусторонние цели и ради этого «заводит» человека не через его рассудок, а через эмоции и таким образом через волю, т. е. не через убеждение, а через внушение. Так мифология стала пропагандой и рекламой. Претофилесефия.
Термины «профилософия» н «парафнлософия» полезно дополнить термином «протофилософия» («первичная философия»). Протофилософия — перворожденная философия, философия, только что возникшая из мифологии под влиянием развивающегося мышления и несущая на себе родимые пятна социоантропоморфического комплекса. Для протофилософии характерны значительные пережитки мифологии, неразвитость философской терминологии, слабое развитие самосознания, стихийность, а также отсутствие сколько-нибудь четкого расчленения на материализм и идеализм, что является плодом лишь достаточно зрелой философии. Истерия философии Объективная история философии.
История философии — это прежде всего объективный исторический процесс философского творчества, часть истории мировой культуры и цивилизации. История философии как объективный процесс имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю, т. е. историю взаимоотношения философии с парафилософией и через нее с обществом и историю сугубо логического развития философских проблем в той мере, в какой они оказались внугри философии. Объективную историю философии можно описать как исторически временную последовательность попыток построить внутренне и внешне (по отношению к науке) непротиворечивую, а по отношению к мирозданию также и истинную картину системно-рационального миРовоззрения. Эти попытки всегда содержали в себе в силу ограниченности Реальных знаний о мироздании элемент домысливания («философско- 25 го фантазирования») его целостной картины.
Такое домысливание совершалось по формуле «особенное есть всеобщее» (О есть В), где под особенным выступало как материальное, так и духовное в разных степенях общности (вода, пиша, дыхание, число, идея, дух, субстанция и т. п.). Как одно из проявлений человеческого творчества объективная история философии отличается от истории других человеческих деяний тем, что до нас дошли не только память о произведениях философов, но и сами эти произведения (правда, в случае древней философии далеко не всегда). Внешне объективная история философии может быть представлена как книжная полка, на которой в хронологической последовательности расположены дошедшие до нас философские сочинения.
Субъектявяая история философии. Субъективная история философии — попытка осмыслить и описать объективную историю философии. Субъективная история философии как историческое самосознание философии зарождается позднее философии. Сами попытки описания объективной истории философии в хронологической последовательности составляют объективную историю субъективной истории философии.
Обьективная история субъективной истории философии может быть тоже представлена как книжная полка, на которой в хронологическом порядке расставлены «истории философии». Эта полка в свою очередь может быть описана и проанализирована. При этом устанавливаются и классифицируются применяемые в разных «историях философии» методы описания и изучения обьективной истории философии, их историко-философские концепции, представления об историко-философском процессе. Так появляются «теоретические историографии философии», Их также можно расположить в хронологической последовательности на третьей книжной полке. Она будет представлять объективную историю исследования субъективных историй объективной истории философии.
В свою очередь и эта полка может быть описана и проанализирована. Методы субъективиой истории философии. Таких методов много. Пока что нам достаточно знать два наиболее общих. Это эмпирикоисторический и теоретико-логический методы описания объективной истории философии. Применяя эмпирико-исторический метод, автор стремится представить обьективную историю философии как она есть, ничего не прибавляя от себя. Но сделать это в высшей степени трудно, ибо всякое описание уже есть истолкование.
И если это еше можно сделать при описании отдельных философских учений, то это почти невозможно при выявлении связи между этими учениями. В случае теоретико-логического метода историк философии стремится найти в историко-философском процессе какой-то смысл, 26 закон. Но при этом часто в угоду своей концепции он приносит в жертву объективную историю философии, нарушает даже саму историческую последовательность философских систем, искажает факты, подменяет действительное учение философа его истолкованием в духе собственных философских взглядов. Правильное решение проблемы субъективной истории философии состоит в установлейии гармонии обоих методов историко-философского исследования. Теоретико-логическая субьективная исгория философии возможна лишь на твердом фундаменте добротного, кропотливого и добросовестного эмпирико-исторического исследования объективной истории философии.
В частности, не следует приписывать древним философам такого развития их идей, которое нам понятно. Соотношение этих двух методов должно быть понято как частный случай соотношения двух ступеней познания: эмпирической и рациональной. История субъективной истории философии. Субъективная история философии возникает еще в древности, но, разумеется, после возникновения самой философии, когда уже накопился материал, достаточный для историко-философского описания и осмысления„В Древней Греции первыми историками философии можно считать Аристотеля и его ученика и преемника Теофраста (1У вЂ” П1 вв.
до н.э.). Рассматривая ту ли иную философскую проблему, Аристотель интересовался, что думали об этом до него. При этом Аристотель стихийно придерживался теоретико-логического метода. Всю предшествующую ему древнегре-.ческую философию (а она имела уже двухвековую историю) Аристотель представил как предысторию его собственной философии. Отсюда историко-философская предвзятость Аристотеля, пробелы в его субьективной истории философии, неизбежные искажения им объективной истории философии.